Смысл богослужения. Таинства или служение Слова?




В православии богослужение подразумевает совершение так называемых Таинств. «Святое Таинство есть видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, которая называется Божьей благодатью, приносит чудотворные дары принимающим их»[17]. Служение таким образом рассматривается как совокупность обрядов, которые необходимо в должном порядке совершить, чтобы получить эту благодать. Чтобы объяснить механизм прощения, используется идея неких «Божественных энергий». Внешне это кажется близким к ветхозаветной обрядовости, но подтверждения подобным объяснениям мы не находим в Священном Писании.

В адвентизме же в центре богослужения не обряд, а служение Слова. Как было обосновано выше, в п.1.2, истинная литургия, согласно Священному Писанию, совершается на небесах, а в церкви людей учат пути спасения. Адвентисты утверждают: «Христос дал Церкви «ключи Царства Небесного» (Мф.16:19). Эти ключи – учение Христа, содержащееся в Слове Божьем. Именно в нем мы находим «ключ разумения», узнавая, как войти в Царство Божье»[18].

Именно это различие в подходе к богослужению является концептуальным. Потому что в нём коренится обоснование самого существования той и другой церкви. Православие упирает на древность своей традиции и концепцию «апостольского преемства», согласно которой священническое рукоположение представляет собой непрерывную цепочку от апостольских времён до наших дней. Второй сильнейший полемический аргумент православия – эксклюзивное право на совершение Таинства Евхаристии, или Причастия, в котором выражается единение церкви. Протестантам порой нечего противопоставить этой обрядовости, носящей откровенно мистический характер и претендующей на преемство с ветхозаветной традицией. Только учение о небесном святилище позволяет выработать сбалансированный взгляд на смысл богослужения. Если смысл богослужения в Слове, тогда не работает идея последовательной передачи сверхъестественной «благодати» при «апостольском преемстве». И единственно легитимной является проповедуемая адвентизмом концепция Остатка, согласно которой Истинная церковь определяется «соблюдением заповедей Божьих и верой в Иисуса» (см. Откр.14:12).

 

Из проведённого выше сравнения мы имели возможность увидеть, что понимание концепции святилища в новозаветной традиции оказывает колоссальное влияние на церковную практику. И когда между двумя конфессиями, православием и адвентизмом, происходит полемика по поводу разницы именно в практических вещах, следует помнить, насколько глубоко эти моменты коренятся в вероучительных различиях.

 

Выводы

Исследуя концепцию святилища в православии и адвентизме, мы выявили глубокие теологические различия. В православии прощение грехов и спасение души привязаны именно к земному институту церкви, к видимой атрибутике. Адвентисты же верят в существование небесного святилища, в котором совершает ходатайство за исповедующих свои грехи Христос. Различие в теологическом восприятии неизбежно порождает различия в церковной практике. Это разное отношение к институту священства, к полномочиям священнослужителей, разный подход к богослужению, в конце концов, даже разное восприятие назначения церковного здания. В случае полемики никогда не следует упускать из виду, что «если кто-то шагает не в ногу с тобой, значит, он слышит звуки другого марша», как гласит расхожий афоризм. Тем не менее адвентистское учение о небесном святилище имеет более прочное основание в Священном Писании. Именно оно связывает воедино все пункты адвентистского мировоззрения. Оно замечательно обосновывает даже само право адвентистского движения на существование вопреки кажущейся древности и «апостольской преемственности» православной традиции. Надлежащим образом осмысленное, учение о небесном святилище может превратиться из абстрактных схоластических построений в надёжную мировоззренческую основу.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Kiesler, H. «An Exegesis of the Selected Passages». Редактор Frank B. Holbrook. Daniel and Revelation Committee Series. Vol.4. Issues in the Book of Hebrews. General Conference Biblical Research Institute, 1989. 53-77.

2. В начале было Слово. Изложение основ библейского вероучения. Заокский: Источник жизни, 2010.

3. Вениамин (Румовский), архиепископ. Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных. Москва: Издательство Православного братства Святителя Филарета митрополита Московского, 1999.

4. Калинина, Галина. Символика и устройство православного храма. Москва: Лепта Книга, 2008.

5. Кураев, Андрей. Протестантам о православии. Наследие Христа. Клин: Христианская жизнь, 2006.

6. Малиновский, Николай. Очерк православного догматического богословия. Т. 2. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2003.

7. Найт, Джордж. В поисках своего лица. Заокский: Источник жизни, 2009.

8. Николай Сербский, святитель. Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви. Клин: Христианская жизнь, 2007.

9. О чем говорить на исповеди священнику. Москва: Ковчег, 2011.

10. Пеликан, Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. Том 1. Возникновение кафолической традиции (100-600). Москва: Культурный центр "Духовная библиотека", 2009.

11. Родригес, Анхел. «Святилище». В Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД. Том 12, 279-308. Заокский: Источник жизни, 2010.

 

 


[1] Кураев А. Протестантам о православии. Наследие Христа. – С.272.

[2] Найт Дж. В поисках своего лица. – С.29.

[3] Калинина Г. Символика и устройство православного храма. – С.3.

[4] Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. – Том 1. Возникновение кафолической традиции (100-600). – С.24-26.

[5] Из книг, описывающих устройство православного храма и раскрывающих «духовное значение» находящихся в нём вещей, лучшим, наверное, является пособие, предназначенное для священнослужителей – «Новая скрижаль» архиепископа Вениамина (Румовского) (Москва, изд-во Православного братства Святителя Филарета митрополита Московского, 1999). Агрессивно-апологетический подход представлен в книге священника Даниила Сысоева «Прогулка протестанта по православному храму» (Москва, Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011).

[6] Вениамин (Румовский), архиеп. Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных. – С.4.

[7] Из таких книг мы могли бы рекомендовать доступные русскоязычному читателю труды С. Хаскелла «Крест и его тень» и А. Болотникова «Евангелие в ветхозаветном святилище» (Заокский, изд-во «Источник жизни», 2007).

[8] В начале было Слово. Изложение основ библейского вероучения. – С.424.

[9] Там же.

[10] Kiesler, H. An Exegesis of the Selected Passages // Daniel and Revelation Committee Series. Vol. 4. Issues in the Book of Hebrews. – P.77.

[11] Малиновский Н. Очерк православного догматического богословия. – Ч.2. – С. 26.

[12] В начале было Слово, с. 200.

[13] Малиновский, с. 38.

[14] В начале было Слово, с. 212.

[15] О чем говорить на исповеди священнику. – С.3.

[16] Родригес А. Святилище // Настольная книга по теологии. – С.291.

[17] Святитель Николай Сербский. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви. – С.29.

[18] В начале было Слово, с.213.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: