Прочитайте текст и выполните задания 1-3.




Вариант 18

Историк не может писать без пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины, ведь поиск и утверждение истины во все времена яв-лялись главной целью науки. (2)Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому, а осмысле-ние этого опыта делает его достоянием современности. (3)Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни общества возрастает, <...> историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего: история служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Роль исторической науки, целью которой является поиск и утверждение истины, в жизни общества возрастает, ведь история сохраняет и осмысляет социальный опыт человечества, делая его достоянием современности, объясняя сегодняшний день и прогнозируя будущее.

2)Не имея права на обман, на искажение и утаивание истины, историк стремится к на-коплению социального опыта человечества, который передаётся от поколения к по-колению и становится достоянием современности, ведь историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего.

3)Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего, их задача заклю-чается в поиске и утверждении истины, а также в накоплении социального опыта че-ловечества, который становится достоянием современности.'

4)Возрастание в жизни общества роли исторической науки, нацеленной на поиск и ут-верждение истины, объясняется её способностью объяснять сегодняшний день и про-гнозировать будущее, делая достоянием современности социальный опыт человечества путём его сохранения и осмысления.

5)Не имея права на обман, на искажение и утаивание истины, история передаёт соци-альный опыт человечества от одного поколения к другому, и нельзя согласиться с вы-сказываниями скептиков о роли исторической науки в жизни общества.

 

2.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1)Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

2)Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.

3)Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4)Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

балУясь

кУхонный

завИдно

красИвейший

дозвОнятся

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Морозная ночь УКРЫЛА землю снегом и посеребрила деревья искрящимся в свете фонарей инеем.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий завоевала семилетняя исполнительница народных песен. Высокое ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство победителя конкурса состояло не только в виртуозном владении техникой игры, но и в умении подчеркнуть движениями, мимикой и жестами все акценты в музыкальном материале.

В царском окружении всегда норовили ЗАНИЗИТЬ стоимость принесённых мехов, искали невидимые изъяны.

Компрессоры, выпускаемые для аквариума, рассчитаны на ДЛИТЕЛЬНЫЙ срок непрерывной эксплуатации и могут использоваться круглосуточно.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Оба поэта при жизни не были приняты в широкой литературной среде, оба были наделены творческим даром исключительной силы и своеобразия, духовной зрелостью, обретённой ими в глубокой юности.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ио правьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛЕЩЕТ на песок

ОЗЯБНУЛ на ветру

СЛАДЧАЙШЕЕ мгновение

глаженых ПРОСТЫНЕЙ

ДЕВЯНОСТА брошюр

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б)нарушение в построении предложения с причастным оборотом B) нарушение в построении предложения с однородными членами Г)нарушение в построении предложения с косвенной речью Д) нарушение в предложении с несогласованным приложением   1)Объединение заповедников в рамках одной международной сети способствует обмену не только результатами исследований, но и методами управления и опытом решения проблем. 2)Экскурсовод предложил группе остановиться перед самой известной картиной Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», на которой изображён предшествующий Куликовской битве бой русского богатыря с татарским воином. 3)Носители информации — строго определённая часть конкретной информационной системы, служащие для промежуточного хранения и передачи информации. 4)Исследователь отметил, что практически все былины об Илье Муромце начинаются со слов «в славном городе во Муроме, во селе во Карачарове». 5)Информатика — это техническая наука, систематизирующая не только приёмы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. 6)Вместе с туманом на землю спустилась удивительная тишина, нарушаемая только падением капель воды с намокшей листвы деревьев. 7)Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет, показавшийся им сначала таким необыкновенным и даже таинственным. 8)По сведениям из летописи «Повести временных лет», перед принятием христианства Владимир выслушал представителей разных религий. 9)Император Николай Павлович после встречи с Александром Сергеевичем Пушкиным сказал, что «сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России».  

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)к..ррекция, оч..ровать, (торговая) к..мпания

2)прик..снувшись, возр..ст, разг..раться

3)прогр..ммирование, доб..раться, ап..ллировать

4)заск..чить, р..внина, выб..рать

5)к..саться, прор..стающий, бл..стательный

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)пр..образ, пр..предки, раз..йтись

2)ра..черчивать, и..порченный, бе..счётный

3)пр..скучный, пр..ставать, пр..нарядиться

4)раз..яриться, с..ёмочный, об..ездчик

5)вз..мать, без..скусный, меж..гровой

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)лечебн..ца, вытач..вать

2)догадл..вый, удоста..вать

3)навязч..вый, француж..нка

4)юрод..вый, пальт..цо

5)тунгус..ий, черкес..ий

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)числ..шься, раста..вший

2)незыбл..мый, удар..шься

3)завис..щий, ка..щийся

4)разве..вший, вид..щий

5)распиш..шься, сморщ..нный

13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос о происхождении названия городской реки до сих пор (НЕ)ВЫЯСНЕН.

В великолепном полотне, над созданием которого художник трудился в течение долгих лет, воплотился весь его (НЕ)РАСТРАЧЕННЫЙ по пустякам талант.

Дело, которое было поручено молодому специалисту, оказалось далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.

За поступок, который в глубине души Ефим всегда считал (НЕ)ЧЕСТНЫМ, ему было стыдно всю жизнь.

Игорь Константинович (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ знал, что такое тяжёлый физический труд.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ XVI-XVII веков было созвано более пятидесяти Земских соборов, (ПРИ)ЭТОМ не существовало никаких законов, регулирующих периодичность их проведения.

Тектонические землетрясения возникают (ИЗ)ЗА внезапного спада напряжения, (НА)ПРИМЕР при подвижках по разлому в земной коре.

(В)ПЕРВЫЕ годы правления молодого царя митрополит Макарий оказывал на него (ПО)НАСТОЯЩЕМУ серьёзное влияние.

(В)ОТЛИЧИЕ от городских ополчений, состоявших из рядового населения и набиравшихся для долгих походов или КАКИХ(ТО) крупных сражений, дружина представляла собой военную элиту.

Каждый спортсмен должен взмахнуть руками, подавая сигнал, что готов раскрыть свой парашют, посмотреть (В)ВЕРХ, ЧТО(БЫ) убедиться, что над ним никого нет, и только потом дёрнуть за вытяжной трос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: