Время выполнения: 80-90 мин.




ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема занятия: Правовые основы охраны труда. Государственное регулирование и управление охраной труда

Цели работы:

1. Ознакомление учащихся с государственной политикой в области охраны труда; правовыми и нормативными документами, регламентирующими основы безопасности труда.

Форма проведения: Дистанционная.

Время выполнения: 80-90 мин.

Пособия для работы:

1. Гл. 1, параграф 1.2; 1.3. Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник СПО/ Н.Н. Карнаух. – М.: Издательство Юрайт, 2018.-380с.- Серия: Профессиональное образование.

ISBN 978-5-534-02527-9

2. Гл. 1, параграф 1.1; 1.2.1. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов.-5-е изд., перераб. и доп. – М.:ФОРУМ, 2010.- 512 с.: ил. – (Профессиональное образование).

ISBN 978-5-91134-430-6

 

Последовательность выполнения работы.

1. Изучить прилагаемые параграфы учебников.

2. Записать в рабочей тетради структуру законодательных и нормативно правовых актов в области охраны труда в порядке убывания юридической силы.

3. Записать в рабочей тетради основные направления государственной политики в области охраны труда.

4. В рабочей тетради указать (записать) наименование действующих органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда (федеральные надзоры).

В процессе выполнения работы студенты должны изучить соответствующие параграфы учебников, и записать в рабочей тетради ответы на поставленные вопросы. При выполнении студентами работы преподаватель осуществляет контроль над процессом и консультирует студентов по неясным вопросам.

Контроль выполнения:

  1. Фотографии записей в рабочей тетради отправить в личные сообщения в социальной сети «ВК», до 20ч 00 мин 12.08.2020.

 

Методические материалы.

Глава 1

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

1.1 Правовые и нормативные основы безопасности труда

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны груда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими вопросы охраны труда в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации и Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

Постановлением Правительства РФ № 399 от 23.05.2000 г. установлена система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждены перечень видов нормативных правовых актов и порядок их разработки и принятия. В табл. 6.1

представлены виды нормативных правовых актов в области охраны труда.

Таблица 6.1. Виды нормативных правовых актов в области охраны труда
Наименование вида нормативного правового акта Органы, утвердившие нормативные правовые акты[1]
полное сокращенное
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ ССБТ Госстандарт России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительном власти
Санитарные правила СП Г оскомсанэпиднадзор России
Санитарные нормы СН
Гигиенические нормативы ГН
Санитарные правила и нормы СанПиН
Строительные нормы и правила СНиП Г осстрой России
Правила безопасности ПБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила устройства и безопасной эксплуатации ПУБЭ
Инструкции по безопасности ИБ
Правила по охране труда межотраслевые ПОТМ Минтруд России
Межотраслевые организационно­методические документы (положения, методические указания, рекомендации) МУ МР Минтруд России, федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТО Федеральные органы исполнительной власти
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ
Отраслевые организационно­методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

 

 

предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами.

2 Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально упол­номоченными федеральными органами.

3 Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4 Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5 Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция Российской Федерации, имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены:

• Трудовой кодекс РФ (далее Кодекс);

• иные Федеральные Законы (ФЗ);

• Указы Президента РФ;

• Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

• Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными Законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ является

составной частью правовой системы РФ.

Если международным договором РФ установлены другие правила, не предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Конституция Российской Федерации является основным законодательным актом отечественного права в целом, в том числе в области безопасности труда. Конституция РФ, как Основной Закон государства, обладает высшей юридической силой.

Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к безопасности труда:

• статья 37 — «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...», «Каждый имеет право на отдых...»;

• статья 41 — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь...», «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность...»;

• статья 42 — «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...».

Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс). В Кодексе также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел X «Охрана труда», в котором законодательно определены:

• обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;

• медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ);

• необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

• права работников на охрану труда и гарантии такого права;

• обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;

• несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.

В статье 210 Кодекса определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Основными направлениями являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

• принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

• государственная экспертиза условий труда;

• установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

• участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

• подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Кодекс определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Следует обратить внимание на ряд основных положений Кодекса, которые обязаны знать работники и работодатели.

Статьей 212 Кодекса определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить:

• безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

• применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

• приобретение и выдачу за счет собственных средств

сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

• обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

• недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

• в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств медицинских осмотров;

• информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной

медицинской помощи;

• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Статьей 214 Кодекса определены обязанности работника в области охраны труда. Работник обязан:

• соблюдать требования охраны труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей

жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

• проходить обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

В соответствии со статьей 213 Кодекса обязательные медицинские осмотры (обследования) проходят:

• работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные);

• работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695.

По статье 219 Кодекса работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

• получение достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля;

• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы по вопросам охраны труда;

• личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

• внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

• компенсации, установленные в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

• возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей (статья 21 Кодекса)

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской

Федерации.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

При повреждении здоровья или в случае смерти работника нследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (статья 184 Кодекса).

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Работодатель имеет право расторгнуть с работником трудовой договор в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда грубого нарушения им требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (статья 81 Кодекса).

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998) определяет экономический механизм управления риском, устанавливает правовые, экономические и социальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении ими трудовых обязанностей. Согласно этому Закону обязательства по возмещению вреда работнику (застрахованному) берет на себя Фонд социального страхования (ФСС) (страховщик), который гарантирует их выполнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей (подотраслей), в соответствии со страховыми тарифами, размеры которых устанавливаются Федеральными Законами. Отнесение отраслей (подотраслей) экономики к тому или иному классу профессионального риска осуществляется по Постановлению Правительства.

К другим Федеральным законам (ФЗ), регулирующим отдельные вопросы безопасности труда, можно отнести ФЗ: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.).

Основные нормативные правовые акты по безопасности труда

Государственные стандарты системы стандартов безопасности груда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утвержденная Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда до введения технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» 2002-го года.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС — 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию.

ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Таблица 6.2 - Подсистемы системы стандартов безопасности труда
Шифр подсистемы ССБТ Наименование и содержание подсистемы
  Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда
  Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня

 

 

   
  Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований
  Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают требования безопасности к системам защиты от ОВПФ
  Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям
 

 

В ССБТ принята следующая система обозначений: ГОСТ 12. Х.ХХХ - XX

ГОСТ 12 X XXX XX
Шифр ССБТ в ГСС Шифр подсистемы 0, 1, 2, 3, 4, 5 Трехзначный порядковый номер стандарта подсистемы от 001 до 999 Две последние цифры годаугверждения или пересмотра стандарта. Например, для 1999 г. - 99
 

 

Например. ГОСТ 12.1.005—88 «Общие санитарно-гигиенические

требования к воздуху рабочей зоны» входит в подсистему 1, имеет порядковый номер 5 в подсистеме и утвержден в 1988 г.; ГОСТ 12.2.032—78 «Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» входит в подсистему 2, имеет порядковый номер 32 в подсистеме и утвержден в 1978 г.

В настоящее время до принятия соответствующих технических регламентов кроме ГОСТов ССБТ к другим действующим нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортехнадзора России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энерго­установок (ПУЭ), Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; межотраслевые правила по охране труда (ГТОТМ) Минтруда России, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), руководства (МР), рекомендации, которые приняты Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТами) и отраслевыми организационно-методическими документами. Указанные министерства и ведомства после реорганизации Федеральной исполнительной власти перестали существовать, а их функции переданы другим министерствам, службам и агентствам.

1.2 Организационные основы безопасности труда

1.2.1 Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда

Г осударственное управление охраной труда осуществляется

Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом испонительной власти по груду и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

После административной реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 года функции исполнительной власти переданы министерствам, агентствам и службам. Министерства призваны формировать политику и направления работы в подведомственных ему отраслях, агентства реализуют определенные министерством направления и виды работы, а службы — контро­лируют и надзирают за правильность реализации определенной министерством работы на всех уровнях исполнительной власти.

Такое разделение функций и обязанностей следует признать оптимальным для решения управленческих задач. Хотя большинство служб надзора подведомственны соответствующим министерствам, они не находятся в его непосредственном подчинении.

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно—правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвития России принимает следующие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов охраны труда:

• перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

• единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

• перечень документации и материалов, представляемых на

государственную экспертизу условий труда;

• предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

• порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работниками организаций и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);

• положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве а отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

• межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда:

• критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• и ряд других, которые ранее были закреплены за Минтрудом и Минздравом России.

В указанном перечне отсутствует разработка санитарных норм и правил, которые раньше выполнял Госсанэпиднадзор России, входивший в структуру упраздненного Минздрава России. В дальнейшем указанные документы будут утверждаться в качестве ведомственных, однако зарегистрированные ранее в Минюсте России документы действуют в качестве общефедеральных.

Миздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: