Семейно-бытовые и обрядовые песни.




 

Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле

То ли в лесе мглистом

В радости ли, в боли

Или в птичьем свисте…

Пролетали утки – уронили дудки

Пролетали гуси – уронили гусли

Их порою вешней нашли, не удивились

Ну а песня?

С песней на Руси родились!

(Г. Серебряков)

 

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое, своя история. Мне интересна история нашей страны, её знаменательные события, выдающиеся люди, культура народов. Без знания истории не появятся новые знания, новые взгляды на жизнь, собственная точка зрения, самостоятельная позиция в общественной жизни. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее. В русской песне заключается история нашего народа. Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, духовную суть. Песня – это бесценное богатство нашей Родины. «Русская песня – это русская история», - говорил А.М.Горький. Я думаю, что знакомство с жанрами русской народной песни и изучение их поможет мне лучше разобраться в истории нашей страны.

 

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека.

 

Можно квалифицировать русские народные песни по содержанию:

-лирические

-танцевальные

-исторические

 

Лирические песни.

Главное назначение этих песен—передать мысли, чувства и переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха…

 

Обрядово-календарные песни.

Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определенным датам календаря или периоду сельских работ. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, распорядком работ по временам года. С древности земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров.

Весна красна, тёплое летице,

Ой, лёли, лёли, тёплое летице!

Лето тёплое, зима холодная,

Ой, лёли, лёли, зима холодная!

Зароди, лето, жито густое,

Ой, лёли, лёли, жито густое!

Жито густое, колосистое,

Ой, лёли, лёли, колосистое!

 

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить.

Ай, качи, качи, качи,

Несёт дед куличи,

А бабушка пасочку –

К светлому праздничку.

Будет Ваня разговляться,

Крашеным яичком любоваться.

 

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Это песни коллективного действия, сопровождаемая соответствующими движениями (хоровод, пляска, шествие). Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

 

Семейные обрядовые песни.

Семейные праздники и события были значительными вехами в жизни русского человека. Семейные обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл- оградить, уберечь от беды, порчи... Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. Пелись свадебные, рекрутские, похоронные, крестильные песни…

 

Свадебные песни занимают центральное место в семейных обрядах.Свадебный обряд имеет подробно и строго разработанную композицию, длившуюся несколько дней, а иногда и недель..Не случайно в народе говорят «сыграть свадьбу. Каждая обрядовая песня имеет определенный образный и сакральный смысл.В преддверии свадьбы проходят смотрины,сватовство, рукобитье, сопровождаемые сговорными песнями.

У ворот трава шёлковая:

Кто траву топтал,

А кто травушку вытоптал?

Топтали травушку

Все боярские сватья,

Сватали за красную девушку,

Спрашивали у ближних соседушек:

—Какова, какова красна девушка?

—Ростом она, ростом

Ни малая, ни великая,

Личиком, личиком

Бело-круглоликая,

Глазушки, глазушки

Что ясного сокола,

Бровушки что у чёрного соболя.

Сама девка бравая,

В косе лента алая.

Первая половина свадьбы наполнена песнями печального характера, плачи и причитания,лирические песни-жалобы невесты, т.к. проходит отторжение от отчего дома, от родителей и близкого окружения. Нужно ввести в заблуждение нечистую силу, заставить ее поверить в нежелание невесты выходить замуж.

Перекатное красное солнышко,

Перекатная ты звезда,

За облака звезда закатилася,

Что от светлого месяца.

Перешла наша девица

Что из горницы во горницу,

Из столовыя во новую,

Перешед, она задумалась,

Что, задумавшись, заплакала,

Во слезах она слово молвила:

—Государь мой родной батюшка,

Не возможно ли того сделати,

Меня девицу не выдати?

 

Вторая половина свадьбы, после венчания, когда молодые оказываются уже под покровительством светлых сил, служит целям приобщения невесты к роду жениха, соединения двух родов, освящения и скрепления брачного союза. В это время звучат светлые по настроению величальные песни, гостевые, песни-припевания молодых с радушными благопожеланиями, застольные песни свадебного пира.

Ты садись-ка, добрый молодец?

Поплотнев со мной рядышком,

Чтобы Век-то нам не разлучатися,

Друг на друга не пенятися.

Ты садись не с спесью-гордостью,

А садись с господней милостью,

Чтобы жить-то нам не маяться,

А проживши, не спокояться

 

Свадебные песни отличались архаичностью мелодического склада. В них можно встретить распевные мелодии, характеризующиеся значительной протяжностью, широтой развития, а иногда изменчивостью, подчас даже импровизационностью мелодических очертаний.

 

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: