Тема: Семейные и родственные отношения в повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»




Евгений Иванович Носов

Будущий прозаик Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского слесаря. В 1927 году семья переехала на Украину в город Артемовск, где отец работал на стройке. Вернулись в Курск в 1929 году, родители устроились работать на завод. Каждое лето Евгений Носов проводил в деревне у бабушки.

В 1943 году после окончания восьми классов ушел на фронт. Воевал рядовым солдатом-артиллеристом в армии маршала К.К. Рокоссовского, форсировал Днепр, брал Минск, Белосток. Зимой 1945 года под Кенигсбергом был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале, что и описал позже в рассказе «Красное вино победы».После войны закончил среднюю школу, на два года ехал в Среднюю Азию в город Талды-Курган, где работал художником-ретушером в газете «Семиреченская правда».

Там же впервые стал печататься. В 1951 году вернулся в Курск. Первый его рассказ «Радуга» был опубликован в курском альманахе в 1957 году.

В 1958 году вышла первая книга «На рыбачьей тропе», через год еще одна — «Рассказы».Первый большой успех пришел с книгой, изданной в Москве, «Тридцать зерен». Учился на Высших литературных курсах при Литинституте, здесь подружился с В. Астафьевым, В. Беловым, Б.Можаевым. Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести: «Шопен, соната номер два», «Шумит луговая овсяница», «За долами, за лесами», «Красное вино победы».В 1977 году вышла главная его книга, «Усвятские шлемоносцы», посвященная самому началу Великой Отечественной войны и великому преображению народа, перестройке его с мирного на военный лад. В годы перестройки много писал острых публицистических статей, осуждающих разрушение традиционных основ общества.

Евгения Носова, также как и Виктора Астафьева, можно отнести одновременно к представителям так называемой «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Впрочем, эти два направления всегда были близки в нашей литературе, ее авторы ценили друг друга, да и политически, в общественных схватках, они тоже, как правило, держались друг друга. Впрочем, и герои-окопники, сплошь и рядом, были из русских деревень: один менталитет, одна общность.

В 2001 году Евгений Носов вместе с Константином Воробьевым были удостоены литературной премии Александра Солженицына. Евгений Носов при жизни был очень дружен и с Василием Беловым, Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым.

Правда, после публикации романа Астафьева «Прокляты и убиты» и ряда его поздних выступлений в своем письме резко раскритиковал этот поворот Астафьева, призвал его не отворачиваться от народа и своего поколения. Умер Евгений Носов в Курске 13 июня 2002 года. Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького за книгу «Шумит луговая овсяница».

В 2005 году в издательстве «Русский путь» вышло собрание сочинений Е. И. Носова в 5-ти томах.

Евгений Носов о себе: Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска. Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература — главная стезя моей жизни. Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачево нагрянула коллективизация.

Как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как все ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала сито-пробойщицей.

И я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей», а также в рассказах «Мост», » Дом за триумфальной аркой», «Красное, желтое, зеленое».Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годы, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики.

В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы, в общем-то, не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи.

В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками — кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя.

Уже в конце войны в Восточной Пруссии немецкий «Фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире. К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учебу. На занятия я ходил с еще незажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастерке, при орденах и медалях.

Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной — ведь я был старше многих из них на целую войну. Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю все курские травы.

Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.

Тема семьи, семейных ценностей красной нитью пронизывает всю классическую русскую литературу, начиная со времен Древней Руси, заканчивая современными произведениями. Не является исключением в этом отношении и повесть нашего земляка Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». На уроках литературы при изучении данной повести очень важно обращать внимание обучающихся на взаимоотношения членов семьи главного героя - Касьяна Тимофеевича, которые окружены поэтически-нравственной атмосферой.

Семейный уклад здесь являет собой образец высоко нравственной семейной жизни. Сплоченность и крепость отношений в семье основываются на любви: люби к своей жене, своим детям, матери, брату. Касьян любуется своей Натахой, при виде которой «душу полыхает теплом», и которая с каждой минутой становится ему «родней и ближе». А от прикосновения к своему младшему сынишке Митюньке всё в нем вскипает «буйной и пьяной радостью».

Касьян заботится о своей жене, притворно-строго ругает её за самовольный приход на покос и старается её насколько возможно оградить от физического труда. Как же иначе - ведь его Натаха носит под сердцем третьего ребенка! Но вместе с тем Касьян Тимофеевич испытывает чувство нескрываемой мужицкой гордости за то, что его домашние в эти минуты коллективной работы, когда вся деревня вышла на луг, все- таки находятся вместе, вместе и работают! И Натаха «неловко накидывала грабли», и «вовсю старались, пыхтя, Сергунок с Митюнькой»!

Радость и смысл жизни главное действующее лицо повести видит в единении семьи. С ранних лет приучает он своих маленьких сыновей быть подмогой друг другу, делиться друг с другом. Старший - Сергунок должен присматривать за младшим – Митей, не обижать его, заботиться о нем. «Свистульку вырежи. Себе и Митрию», - приказывает отец. Так, на примере случая с простой свистулькой сейчас отец прививает детям чувство ответственности друг за друга в будущем, когда брат должен стоять за брата. Наверняка так же воспитывал Касьяна и его отец, и потому «усвятский шлемоносец» с волнением и нетерпением ожидает встречи с братом, когда шагая в отряде, вдруг приметил вдалеке медленно движущуюся колонну людей, среди которых должен быть и его Никифор.

Касьян Тимофеевич привязан к своему дому, к своему подворью, которое «старательно укреплял и ухорашивал». А разве не с любви к своему родному дому и семье начинается любовь к своей Родине, стране и к своему народу?! Вставая на защиту своего семейного очага, человек защищает и свою Отчизну!

Часто в повести появляется образ коня: Касьян гоняет колхозных лошадей в ночное; «глядя на одряхлевшую лошадь», всякий раз вспоминает своего старика отца; умиротворенно замирает, подобно жеребенку в привычном стойле, Митюнька, втиснувшись меж Касьяновых колен. В «Усвятских шлемоносцах» Е.Носов продолжает фольклорную традицию, наделяя образ коня определенной символикой. Конь – это символ дома, семьи, любви. Потому-то так мучительно тяжело для Касьяна проходит его прощание с лошадьми.

Самым близким, дорогим и родным человеком в каждой семье является мать. Именно она играет существенную роль в культурном и духовно-нравственном развитии ребенка и зачастую именно мать берет на себя роль «неведомого направляющего» всего семейного уклада. В «Усвятских шлемоносцах» мать Наталья всему приписывает определенный порядок, всем своим поступкам придает надлежащий смысл. С тайным умыслом – не разлучить ребятишек с отцом – она развешивает постиранное белье на веревке. Рядом с Касьяновым бельем сушатся детские штанишки. «Они теснились и беззащитно льнули к его аршинной рубахе: Сергунковы – к левому рукаву, Митюнькины – к правому, словно бы хотели и в последний раз побывать рядом с отцовской одежей».

Старая мать Касьяна в последний раз печет для своего сына хлеб. Ей уже не под силу эта «нелегкая справа», но она, «переступив через свои немочи, снова стала к загнетке», так же, как и Наталья, придавая своей работе тайный умысел: «Моя рука легкая была. Я ведь и отцу твоему пекла, когда еще на ту войну провожала. Ан, цел пришел, невредимый». Уберечь сына от смерти и ранений - вот главная цель её ритуала! К тому же спеченный хлеб замешан вместе с материнскими слезами, которые, подобно святой воде, окропляют каравай.

Прощаясь с сыном, старуха мать вкладывает в ладони Касьяна тряпичный комок, в который завернута его пуповина: «На случай берегла. Дак вот и случай. Бери, бери, милай. Так надо, так надо…».Мать надеется, что пуповина станет той неразрывной ниточкой, которая соединяет его с нею, со своей семьей, со всем миром, будет служить ему оберегом на войне.

Покидая свою семью, Касьян передает права хозяина старшему сыну Сергею. На него, как и положено при преемственности поколений, теперь возложена забота о домочадцах. Теперь он глава в доме, кормилец. «Давай, хозяин, давай»,- подбодрил его Касьян. Сергей впервые за обеденным столом на правах хозяина режет хлеб. Хлеб – символ достатка и благополучия в каждом доме, и, доверяя резать сыну ковригу, Касьян доверяет ему домашнее спокойствие и семейное благополучие. И опять в этой сцене встречаем мы почитание родителей своих и уважение к старшему поколению. Увидев ломоть хлеба, протянутый ему Сергеем, Касьян учит: «Сначала матери следовало б». «Тогда уж первой бабушке», - возражает Натаха. Молодость должна учиться уважать старость – только при таком условии возможно существование настоящей, крепкой семьи, основанной на любви и взаимном уважении.

Помимо того, что Касьян очень любит свою семью, он понимает степень ответственности, которую несет за неё. Он рассуждает: «Жил? Жил! Семью, детей нажил? Нажил!.. Нажил – стало быть, иди обороняй».

Эта внутренняя установка героя достойна самого искреннего уважения! Мало создать семью, о ней надо заботиться, её необходимо оберегать. Вот и идет Касьян на защиту своей семьи, своего «маленького мира», сражаясь за счастье которого, он бьется за счастье всей своей Родины, всей русской земли, которой, как давно запало Касьяну, «нет конца и краю».

Говоря на уроках литературы о семейной теме в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы», мы развиваем у обучающихся прежде всего глубокое уважение к семье как одной из самых значимых базовых ценностей российского общества, понятие о которой должно быть заложено ещё в раннем детстве; пытаемся привить утраченную в обществе ценность семейного воспитания, которое является активнейшим фактором воздействия на развитие духовно-нравственного воспитания личности, что служит достижению главной цели современного российского образования – воспитанию и социально-педагогической поддержке становления и развития высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Домашнее задание. Составить конспект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: