ГЛАВА 2. Факторы, формирующие американский менталитет.




Характеристика менталитета американской нации связана со значительным количеством вопросов, потому что США отличаются невероятной этнокультурной, конфессиональной пестротой и континентальными масштабами. Так как менталитет нации является совокупностью различных факторов, необходимо рассмотреть наиболее важные из них.

Америка оказалась единственной страной, где стало возможным наблюдать естественное развитие общества и точно определить то влияние, которое оказал начальный период развития на становление американского менталитета.

Одним из важнейших факторов формирования национального менталитета является территория, на который были «выращены» наиболее яркие черты менталитета представителей данной общности. Тема истоков американского менталитета относится к дискуссионной, и в ней можно выделить два варианта. Первый заключается в том, что местом рождения американского национального сознания, вобравшего культурные достижения представителей всех других колоний, объеденных ныне в государство США, была Новая Англия с ее пуританскими воззрениями. Новая Англия – регион на северо-востоке США, колония Плимут, туда бежали первые английские паломники от религиозных преследований в 1620 г. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что именно на территории Новой Англии возникла столь ассоциируемая с США форма политической жизни, как городское собрание, на территории Новой Англии появились и первые учебные заведения страны. Помимо этого, такие черты жителей Новой Англии, как ум, бережливость, трудолюбие и инициативность, позволили именно этому региону страны стать в первой половине XIX в. центром американской промышленности.

Эту позицию можно интерпретировать как «историографическую традицию», так как Новая Англия с ее «этническим эгоизмом» англосаксов по отношению к другим группам не может считаться отправной точкой формирования менталитета нации, характеризующегося плюрализмом в его различных проявлениях. Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни. [9]

Согласно второй точке зрения, американский менталитет формировался на территории «средних колоний» в условиях мирного сосуществования в конце 18 в. в различных этнических и не менее чем в шестнадцати религиозных группах. Особую роль на данной территории играло квакерство, прежде всего на территории Пенсильвании, требовавшее личной независимости человека и простоты в отношениях между людьми, отрицавшее роскошь и развлечения, провозглашавшее идеи пацифизма и веротерпимости. Именно эти ценностные ориентиры в итоге и способствовали, формированию плюрализма как идеологического каркаса американской нации и одного из важнейших ее концептов.

Процесс формирования американской нации отличается определенной «спрессованностью» во времени и напрямую был связан с образование американской государственности. Консолидация США как единой нации и государства осуществилась в течение менее чем 75 лет, в результате чего 13 колоний на атлантическом побережье превратились в огромное государство, в 20 раз превышающее по размерам и населению первоначальные ядро[10].

Эмигранты, которые в различные периоды занимали земли, входящие сегодня в состав американского Союза, во многом отличались друг от друга. Разнились также их цели, да и принципы управления, которыми они руководствовались. Вместе с тем эти люди имели и немало общего, ибо все они находились в одинаковом положении.

Уникальность США как государственного образования заключается в изначальной пестроте этнического состава проживавших в нем групп населения. Не говоря о том, что оно состояло из представителей трех рас — европейцев, африканцев и индейцев,— на территории республики жили представители многих европейских национальностей. Подавляющее число американцев были потомками выходцев из Англии. В жилах 400 тысяч человек текла ирландская кровь, большинство американских ирландцев были католиками и переселялись в Новый Свет, спасаясь от религиозных притеснений у себя на родине. Около 260 тысяч имели шотландские корни. В 1790 году в США проживало также около двух тысяч евреев.

Государственным языком США изначально являлся английский, язык подавляющего большинства населения. Из-за удаленности от Британии и вклада иноязычного населения английский, на котором говорили в Америке, уже в те годы отличался от так называемого «королевского английского» - литературной нормы, принятой в Британии. К 1665 году стало очевидным, до какой степени американцы отдалились от метрополии. Английское правительство усилило нажим на колонии, всячески препятствуя дальнейшему развитию в них промышленности и торговли. Была запрещена колонизация земель к западу от Аллеганских гор, введены новые налоги и пошлины, что ущемляло интересы всех колонистов. Начались разрозненные восстании и волнения, которые в итоге и переросли в Войну за независимость.

Основным историческим фактором, благодаря которому сегодня мы можем исследовать американское общество, является то время, когда американская нация зародилась, как самостоятельное государство. Произошло это, по мнению большинства исследователей в 1775-1783 годы во время Войны за независимость, в результате которой бывшая метрополия полностью признала независимость Соединенных Штатов. В свою очередь, американцы обязывались не чинить притеснений сторонникам короля и вернуть принадлежавшую им собственность, а также выплатить старые долги бывшей метрополии. По окончании войны в выигрыше остались только американцы. Ни Франции, ни Испании не удалось усилить свои позиции в Новом Свете.

В ходе антиколониальной войны американское общество обрело полную независимость, а "внутренняя революция" изменила их общественно-политическое устройство. Американцы рассматривали итоги войны как свою полную победу. На волне всеобщей эйфории укрепилось чувство национальной общности, желание осознать себя как народ с собственной историей и уникальной судьбой. Эти тенденции наиболее ярко воплотились в творчестве одного из «отцов» литературы США Джеймса Фенимора Купера (1789—1851), создателя пенталогии о Кожаном Чулке, познакомившей мир с реальной жизнью Америки. Многие завоевания данного переломного периода в истории страны нашли свое отражение в конституции, где четко зафиксированы все права и свободы, отражены фундаментальные основы нации. Отметим, что Конституция США принятая в XVIII веке сохранила высокий статус и сегодня.

Утвержденная в 1788 Конституция служит основным законом США в организации государства; Верховный суд ответственен за поддержание Конституционного права. Многие формы социального прогресса начались в девятнадцатом веке; эти достижения широко отразились в Конституции. Рабство было отменено в 1865 Тринадцатой поправкой к Конституции США; последующие Четырнадцатая и Пятнадцатая поправки соответственно гарантировали гражданство для всех натурализованных внутри территории США и гарантировали право голоса для людей всех рас. В последующие годы, гражданские права расширились для женщин и черных американцев, благодаря эффективному лоббированию социальных активистов. Девятнадцатая поправка запретила половую дискриминацию в праве голоса; позднее, «Акт о гражданских правах» 1964-го года сделал незаконной расовую сегрегацию в общественных местах. Гражданская война имела множество последствий, одним из которых стало восстановление единства нации и упрочение федеративного принципа государственного устройства США.

Важным событием в жизни страны, которое также сыграло определенную роль в формировании американского менталитета, стала т.н. Золотая лихорадка. (Известная также как Калифорнийская золотая лихорадка). Она началась в 1848 году и вызвала огромное увеличение количества населения в определенном регионе. Начиная с января 1848 года, до декабря 1849 года, население Сан-Франциско увеличилось с 1,000 до 25,000 человек. Стремительный прирост продолжался в течение 50 лет, новые Комстокские залежи серебра в Неваде подхлестнули новую волну иммигрантов. План развития города не был готов к такому резкому увеличению жителей, поэтому естественно возникли большие проблемы с транспортом на узких улочках, с которыми он борется по сегодняшний день. Сан-Франциско стал самым большим городом западнее реки Миссисипи, с 1920 года самым большим городом является Лос-Анджелес.

В годы золотой лихорадки в город приехало очень много китайских рабочих, для работы на золотых шахтах, а в будущем, для работы на трансконтинентальной железной дороге. Китайский квартал был и остается одним из самых больших в стране. Пятая часть жителей Сан-Франциско — китайцы, это одна из самых крупных китайских диаспор в мире. Золотая лихорадка многим сулила неплохую добычу, поэтому в городе стали появляться богатые и знаменитые банкиры, архитекторы, магнаты и владельцы шахт такие, как Чарлс Кокер, Марк Хопкинс, Колинс П. Хантингтон и Леланд Стэнфорд. Они быстро стали застраивать своими особняками район Ноб-Хил, сейчас многие из этих сооружений стали известными отелями в Сан-Франциско(Марк Хопкинс Отель и Отель Хантингтон). Многие горожане требовали от властей предоставить больше рабочих мест, поэтому в период «большой иммиграции» появилось много новых компаний, которые впоследствии стали широко известны — компания по производству одежды — Levi Strauss & Co, компания по производству шоколада — Ghirardelli и банк Wells Fargo.

Как и во многих горных городах, социальный климат в раннем Сан-Франциско был нестабильный. Эта обстановка вызвала большой резонанс в сенате США, а серия законов Компромисс 1850 разожгла распри на почве проблемы «жестокого труда». В 1851, а потом и в 1856 году был создан «Комитет Бдительности», который боролся с преступностью, коррупцией в правительственных кругах и насилием над иммигрантами, но возможно этот комитет создал больше беззакония, чем предотвратил. Это популярное в народе движение линчевало 12 человек, похитило сотни ирландцев, членов правительства и насильно заставило уйти в отставку официально выбранных лиц города. Два раза «Комитет Бдительности» останавливали применением силы, после чего решили, что город «вычищен». Этот комитет позднее сфокусировался на иммигрантах из Китая, создав множество беспорядков в районе Чайна-таун. Беспорядки привели к созданию закона об ослаблении китайской иммиграции в США, путем уменьшения разрешенного числа иммигрантов в городе. «Акт о Китайской иммиграции» был принят в 1882 году, а аннулирован лишь в 1943 году.

Сан-Франциско был центром округа Сан-Франциско с 1849 до 1856 года. Но из-за того, что население города было сильно не пропорционально населению всего графства, правительство штата Калифорния решило разбить графство. Граница проходила через оконечность полуострова Сан-Франциско, чуть севернее горы Сан-Бруно. Всё что южнее линии стало новым округом Сан-Матео, с центром в городе Редвуд-Сити, а всё что севернее стало новым объединённым городом-округом Сан-Франциско.

Осенью 1855 года в Сан-Франциско прибыло судно, на борту которого были беженцы с дальнего востока, из территорий, подверженных эпидемией холеры. Так же как и в период золотой лихорадки, прирост населения значительно обгонял развитие инфраструктуры, включая и санитарию, поэтому серьёзная эпидемия холеры стала проблемой номер 1. Решить проблему помогали Сестры Милосердия, они работали в первом госпитале в округе Сан-Франциско, но уже в 1857 году открыли новый бесплатный госпиталь, который функционирует и по сегодняшний день. Он находится на улице Стэниан.

Пережив «Золотую лихорадку», которая буквально сводила людей с ума, подорвала инфраструктуру Сан-Франциско и близлежащих городов в менталитете американцев четко проявились черты связанные с большим значением в их жизни материальных благ, материального достатка. Однако благодаря лихорадке происходило превращение в тот «благословенный край», которым она является в наше время.

Америка в ХХ веке активно участвует в международной жизни, стремиться занять особое место в мировом сообществе. В результате Первой мировой войны США превратились в державу, претендующую на мировое лидерство и стремящуюся предотвратить дальнейшие военные конфликты.

Новое значительное испытание в истории страны в первой половине ХХ века связано с эпохой Великой депрессии начавшейся в связи с биржевым крахом 1929 года. Это было время экономического спада и массовой безработицы. В результате правительство США приняло Новый курс, серию программ реформ, которые предназначались для помощи тем, кого задела Депрессия. Новый курс имел различные успехи, но в значительной степени оказал влияние на ментальность американцев, способствовал выработке новых черт характера.

В 1930-е годы, в трудный для американцев период депрессии, когда жители страны должны были просто выживать Дейл Карнеги американский педагог, писатель, который стоял у истоков создания теории общения, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения, создал свою формулу американского успеха, одним из главных составляющих которого была улыбка. «Улыбайтесь — это самый простой путь произвести хорошее впечатление», — убеждал соотечественников Карнеги, и весьма успешно, судя по числу его последователей. Американская улыбка — один из символов американской жизни. Неудачникам, страдальцам, людям разочарованным и несчастным нет места в прекрасной новой жизни. Это правило, американцы усвоили превосходно, и оно стало непреложной чертой их коммуникационных приемов.

После периода Великой депрессии, из которого США вышли успешно, на их долю выпало ново испытание - вторая мировая война.

7 декабря 1941 года Япония неожиданно напала на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе, оправдывая свои действия ссылками на американское эмбарго. На следующий же день США объявили войну Японии. В ответ на это Германия объявила войну США.

Вторая мировая война, сыграла важную роль для утверждения исключительного положения США в послевоенном мире. Участвую во многих ответственных военных операциях, Америка, тем не менее, не понесла в войне столь существенных потерь как многие другие страны, и это позволило ей выдвинуться на особенные позиции в мире, стать наряду с СССР одной из двух мировых сверхдержав. Возникшее противостояние вылилось в «холодную войну», в которой Соединенные Штаты и Советский Союз пытались увеличить свое влияние в мире и осуществляли гонку вооружений. Результатом данной политики противостояния стала серия конфликтов, включая Корейскую войну и Карибский кризис. Последствием холодной войны можно назвать также «космическая гонка» между США и СССР в 1950-е — 1960-е годы.

В послевоенный период США стали обладать глобальным влиянием в экономике, политике, военном деле, культуре и технологиях. С начала 1950-х в США сложилось так называемое «общество потребления». Которое так же можно рассматривать как отражение особого менталитета американцев

 

В 1960 г. президентом США был избран Джонн Кеннеди, прославившийся своей харизмой. В период его нахождения у власти противостояние США и СССР достигло пика напряженности во время Карибского кризиса. Кеннеди был застрелен в Далласе (Техас) 22 ноября 1963 года и его убийство стало шоком для граждан США.

 

Со второй половины 1950-х годов в связи с продолжающейся расовой сегрегацией в южных штатах возникло и окрепло Движение за гражданские права чернокожих, лидером которого стал Мартин Лютер Кинг. В развитии данного движения сложились и проявились особенные черты характера американцев, которые связаны с определенной расовой терпимостью.

 

Пришедший в 1964 г. к власти президент Линдон Джонсон провозгласил политику «Великого общества», под которым понимались меры по уменьшению социального неравенства. На протяжении 60-х годов было начато осуществления целого ряда социальных программ. Расовая дискриминация была законодательно запрещена.

 

В середине 1960-х годов Соединенные Штаты ввязались во Вьетнамскую войну, непопулярность которой способствовала появлению антивоенных общественных движений, включая движения среди женщин, меньшинств и молодёжи. Политическими силами стали также феминизм и движение за защиту окружающей среды. США и большую часть западного мира в конце 60-х захватила «контркультурная революция».

 

В 1969 году преемником Линдона Джонсона на посту президента США стал Ричард Никсон. При нем война во Вьетнаме продолжилась, несмотря на ожесточенные протесты, однако в 1973 г. американские войска все же были выведены из Южного Вьетнама после заключения Парижского соглашения. Американцы потеряли за время войны 58 000 человек. Никсон использовал выгодный для США конфликт между Советским Союзом и КНР, пойдя на сближение с КНР. Началась новая эпоха холодной войны, известная как разрядка. В 1973 г. на экономику США серьёзно повлиял нефтяной кризис. Никсон был вынужден с позором уйти в отставку из-за Уотергейтского политического скандала в августе 1974 г. При его приемнике Джеральде Форде, проамериканский южновьетнамский режим пал.

 

В 1976 г. президентом США был избран Джимми Картер. США страдали от энергетического кризиса, медленного экономического роста, высокой безработицы и высоких процентных ставок. На мировой арене Картер был посредником при заключении Кемп-Девидских соглашений между Израилем и Египтом. В 1979 иранские студенты захватили американское посольство в Тегеране и взяли в заложники 52 американских дипломатов. Картер проиграл выборы 1980 года республиканцу Рональду Рейгану, обещавшему «принести утро в Америку».

 

Придя к власти, Рейган начал осуществлять так называемую политику «рейганомики», означавшую снижение налогов при одновременном урезании социальных программ. В 1982 году США пережили рецессию, уровень безработицы и количество банкротств были близки к уровню Великой депрессии. Но в следующем году ситуация резко изменилась: инфляция упала с 11 % до 2 %, безработица до 7,5 %, и экономический рост увеличился с 4,5 % до 7,2 %.

 

Конец ХХ – начало XXI века были связаны с разнообразными внутриполитическими и внешнеполитическими проблемами в жизни США. Наиболее значимым для страны можно назвать события 11 сентября 2001 года, когда в результате террористического акта пострадали знаменитые небоскребы в Нью-Йорке и были убиты и ранены более 3000 человек. Взрывы и разрушения сплотили американцев и вновь продемонстрировали особенные черты их национального характера. Американцы испытывали благодарность к работникам экстренных служб, особенно к пожарным, будучи впечатлены высокой степенью риска и большими потерями среди них. Многие офицеры полиции и сотрудники экстренных служб брали отпуска по месту основной службы, и ехали в Нью-Йорк, для того чтобы помочь в поисках уцелевших. В течение нескольких следующих недель после терактов, в стране выросло количество доноров крови.

 

После терактов отмечался так же всплеск преступлений в отношении выходцев со Среднего Востока, и других людей, который выглядели похожим образом. Пострадали даже некоторые сикхи, которые носят тюрбаны, традиционно ассоциирующиеся с мусульманами. Сообщалось об оскорблениях, нападениях на мечети и другие культовые сооружения (включая поджог индуистского храма), а также нападения на людей, включая одно убийство; 15 сентября был смертельно ранен Бальбир Содхи Сингх, сикх, которого приняли за мусульманина.

 

Рейтинг президента Буша после терактов вырос до 86 %. 20 сентября 2001 года президент выступил перед нацией и объединённой сессией Конгресса, по поводу событий 11 сентября, последующих спасательных и восстановительных действий, а также по поводу ответных намерений американского правительства. Кроме того, заметную роль сыграл мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, заслуживший высокую оценку общественности как в Нью-Йорке, так и на национальном уровне. В настоящее время, после всех этих событий, навсегда ставших исторически значимыми для Америки и для всего мира Соединённые Штаты Америки обладают крупнейшей в мире экономикой, мощными вооружёнными силами, в том числе крупнейшим военно-морским флотом.

 

Страна имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН, являются государством-учредителем Североатлантического альянса. США располагают вторым по совокупной мощности ядерным потенциалом на Земле. Чувства защищенности и превосходства являются платформой для формирования американского менталитета, достаточно индивидуалистичного, направленного на победу.

 

История страны, в которой были и драматические ситуации, и яркие победы и успехи во внешней и внутренней политике способствовала формированию особенных черт национального характера и менталитета к которым можно отнести особое внимание к уважение к незыблемым законам, интерес к материальной стороне жизни, оптимизм, который помогает выйти американцам достойно из любой ситуации, а также веру в превосходство Америки, которая подтверждается прочными позициями страны в мировом сообществе.

Несмотря на то, что американцы активно пропагандируют материальные ценности, пытаются осуществить американскую мечту, в которой присутствуют все блага современной цивилизации, тем не менее, религиозный фактор играет в их жизни весьма значимую роль. Хотя уже первая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.

По мнению исследователей, американский менталитет сформировался, прежде всего, под влиянием протестантских ценностей, исповедовавшихся подавляющим большинством колонистов.

По данным 1790 г. 90% белых колонистов принадлежали к той или иной ветви протестантизма, что существенным образом влияло на дальнейшее распространение протестантских идей. Укоренненность в сознании значительной части жителей США этнических норм протестантизма во многом оказалась связана с тем, что эти нормы отразили психологию и надежды широких слоев тружеников и в исторически ограниченной форме воплотили общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др.

Но к концу 18 в. протестантизм стал вытесняться светской идеологией общественного договора и теорией «естественной религии», свободной от таинств и догматов.

Второе «пришествие» протестантизма и усиление его роли в американском нацио­нальном сознании исследователи относят ко второй половине XIX в.. Результатом данных тенденций стало то, что среди общих для значитель­ной части граждан США жизненных и практических установок, сформировав­шихся под влиянием протестантской этики и конкретно-исторических условий, при­сутствуют сохранение и приумножение ча­стной собственности, упорный труд и жест­кое соблюдение иерархических отношений, а также особое отношение к правам челове­ка. Мышление протестантов-переселенцев строилось в первую очередь на правовых концепциях: «Колонисты Новой Англии всеми силами пытались жить одновремен­но по закону Божьему и по закону Анг­лии... Частые обвинения в религиозной ереси, и нарушении своих собственных законов и законов Англии приучили их держаться настороже. Снова и снова им приходилось доказывать обоснованность и за­конность собственных действий»[11].

Претерпевшая существенные измене­ния под влиянием исторических условий, современная религиозная ситуация в США поражает разнообразием религиозных кон­фессий и деноминаций. «Пестрая в столь­ких своих проявлениях, американская куль­тура чрезвычайно пестра и в сфере религии. Оставаясь в основном в пределах широкого исторического движения христианства, американцы выработали в новых церков­ных общинах множество новых обще­ственных моделей (от шекеров до секты Святого Отца), создали новые, своеобраз­ные системы взглядов (к примеру, мормо­ны, учение "Христианская наука", свидете­ли Иеговы) или раздробили ту или иную церковь на культы и секты»[12].

При этом разнообразии «церковных форм» в Америке по-прежнему существует неверие в какую бы то ни было государственную церковь или в то, что между принадлежностью к церкви и принадлежностью к американскому государству можно поставить знак хоть бы приблизительного равенства. Это различие является решающим для свободы вероисповедания, как понимают ее сами американцы. Но парадокс, по мнению американистов, заключается в том, что сегодня Америка - страна «светская настолько, насколько может быть светской культура, где в начале ее развития религия играла важ­ную роль и где она вплетена в основопола­гающие принципы намертво. В то же время она религиозна настолько, насколько мо­жет быть религиозной культура, в которой жизненные цели носят мирской характер, а повседневные заботы вращаются не во­круг Бога, а вокруг человека»[13].

Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство населения сказали, что религия играет «очень важную роль» в их жизни.

Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007 год, 51,3 % населения США считают себя протестантами, 23,9 % — католики, 12,1 % не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7 % — мормоны, 1,6 % — члены другой христианской конфессии, 1,7 % — иудеи, 0,7 % — буддисты, 0,6 % — мусульмане, 2,5 % — другое или не указано, 4 % — атеисты.[14]

Протестанты разбиты на несколько церквей, поэтому католическая церковь крупнейшая. По данным ежегодника Церквей США и Канады, Римско-Католическая Церковь насчитывает в этой стране 69 млн. последователей — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Портал-Credo.ru.

На втором месте — Южная баптистская конвенция с 16,3 млн. последователей. Третьей по количеству членов стала Объединённая методистская Церковь (около 8 млн. членов). При этом последняя цифра — меньше чем в предыдущие годы. Четвёртое место — у мормонов. Отмечается снижение количества членов в большинстве протестантских деноминаций, прежде всего в пятидесятнических.

В США действует автокефальная поместная православная церковь. Православная церковь в Америке получила автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США, Русская православная церковь за границей.

Что касается религиозной ситуации по основным штатам, то например, согласно данным американского религиозного опроса среди населения Техаса 80% христиан, из них 32% населения — католики, 2% исповедуют другие религии, 12% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Среди населения Флориды 76% христиан, из них 27% населения — католики, 4% исповедуют другие религии, 14% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности.

Наиболее значительно влияние протестантизма (главным образом баптисты и методисты) на сегодняшний день ощутимо в Арканзасе.

Свои храмы постоянно посещают 83% американских евангелистов, 75% мормонов, 70% адвентистов, 69% баптистов, 66% методистов, 64% пресвитериан, 62% мусульман, 60% христиан (не относящих себя к определенной номинации), 59% католиков, 53% иудеев, 45% протестантов и 28% буддистов.

Большинство граждан Америки так же считают себя религиозными. 98% американцев верят в бога[15].

 

Следует отметить, что, несмотря на то, что церковь в Америке отделена от государства в официальной и неофициальной политике США часто используют религию для достижения конкретных задач.

Как отмечают специалисты, вера американского народа в собственную исключительность и мессианизм, зачастую оправдывающая действия в США в международной сфере, идущие вразрез с международно-правовыми нормами, по своей сути имеет религиозное основание

Особенности формирования различных типов американских колоний также во многом зависят от религиозных установок основателей этих колоний, по сути от религиозного фактора.

В избирательных кампаниях различного уровня, вплоть до президентских, не последнюю роль играет религиозный фактор, причем как на индивидуальном уровне (использование религиозной риторики самими кандидатами), так и на коллективном (усиление политической активности евангеликов, начиная с последней четверти XX века).

Кроме того, с конца XIX века и до настоящего времени американские политики привлекают религиозных миссионеров к решению политических задач. Более того, некоторые организации (например, мормоны) уличались российскими спецслужбами в шпионской деятельности в пользу США. Что лишний раз доказывает большое значение и большие возможности религии в современной Америке.[16]

Любопытно, что каждый пятый американец, называющий себя атеистом или агностиком, признает, что-либо он сам, либо кто-то из членов его семьи, является прихожанином какого-либо храма. Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев,сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского менталитета. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен.

Короткий и благополучный исторический опыт американцев сформировал их сосредоточенность на будущем и позитивные ожидания от него. Протестан­тизм, доктрины Просвещения и либерализма, а также повышенная степень адаптивности иммигрантов выставившая ярко выраженный индивидуализм, который проявляется в стремлении к личному успеху, готовности безотлага­тельно действовать и расчёту только на собственные силы.

Тесная связь между этикой и религией из-за отсутствия антиклерикально­го движения и высокая степень религиозности привели к тому, что не только нравственная, но и политическая сферы оцениваются при помощи категорий морали.

Несмотря на взаимоисключающий характер, индивидуализм и морализм уживаются в американском общественном сознании, поскольку оперирование этими категориями происходит в различных социальных сферах. Индивидуа­лизмом, как отмечалось выше, руководствуются тогда, когда надо делать, а морализмом - когда надо рассуждать о том, как надо делать правильно и справедливо.

Положения о собственной исключительности и особой миссии, которые со­ставляют американскую идентичность, свидетельствуют о том, что последняя является вариантом имперской идеи. Смешение постулатов протестантизма и доктрин Просвещения привело к своеобразному симбиозу в создании формировании национальной идентичности. Она сформулирована в виде политиче­ских идей, но поддерживается в общественном сознании в большей степени религиозной верой в них, а не рациональным убеждением.

 

 

Культура Америки начала развиваться ещё до того, как США стали страной. На ее раннее формирование оказала влияние британская культура, из-за колониальных связей с британцами, которые распространяли английский язык, юридическую (законную) систему и другие культурные наследования. Также сильное влияние оказали и другие европейские страны, из которых пришло большое количество иммигрантов. Это Ирландия, Германия, Польша, Италия.

Определенный вклад в развитие культуры США внесли индейские племена, исходно проживающие на территории Америки, а так же предки большинства Афро-американцев прибывших из Африки.

США были традиционно известны как смешение культур, но недавнее академическое мнение имеет тенденцию к культурному разнообразию, а не смешению. В пределах американской культуры есть много адаптированных, но уникальных субкультур. То есть американская культура – это множество различных культур.

Принадлежность человека к определенной культуре зависит от социального класса, политической ориентации, вероисповедания, расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации.

Можно говорить о существовании особой американской культуры, но при ее описании необходимо помнить о разнообразии национальных культур, существующих в этой стране. Большую часть населения этой страны составляют иммигранты и их потомки. Многообразие культур­ных, этнических и социальных групп обогащает американскую культу­ру. Различные традиции уже укоренились в общественной жизни городов. Например, День святого Патрика — важнейший праздник для американцев ирландского происхождения, который отмечается 17-го марта. Праздник 5-го мая является мексиканским культурным наследи­ем и имеет важное значение на юго-востоке страны. В Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле большие китайские общины пышно отмечают китайский Новый год, который не совпадает с 1 -м января по григориан­скому календарю. В итоге, это разнообразие делает культурную среду Соединенных Штатов очень богатой и многоликой.

Существованию многочисленных культурных групп в этой стране способствует сохранение родного языка. Однако в некоторых из них зна­ние родного языка уже не передается родителями их потомству, и в ре­зультате этого дети говорят лишь по-английски. Тем не менее, сейчас мно­гие стали уделять внимание владению двумя языками, что полезно в культурном отношении, а также в бизнесе и в общении с другими людьми.

В тоже время есть общие символы Американской культуры: яблочный пирог, бейсбол и американский флаг.

Культурное воспитание американцев таково, что они в первую очередь думают о своем будущем. Ярче всего это проявляется в распределении доходов. На первом месте стоит пенсионный фонд. Пенсионный фонд определяет их доход после выхода на пенсию. В зависимости от доходов семьи, если доход позволяет, то американцы откладывают деньги на обучение детям. Если приходится выбирать между обучением детей и пенсионным фондом, выбирается пенсионный фонд.

Другой отличительной чертой американской культуры является то, что после окончания обучения ни дети, ни родители друг другу не помогают. После окончания школы большинство детей начинают жить отдельно от родителей и ведут самостоятельный образ жизни.

Социальный класс – возможно, оказывает самое большое культурное влияние на людей в США. Почти все культурные взаимоотношения между людьми и поведение потребителя в США руководствуются местоположением человека в пределах социального класса страны.

Американское общество обычно делится на три или пять социально-экономических классов, хотя появляются новые разновидности социальных классов. Социальный класс вообще описывается как комбинация образования, дохода и профессионального престижа. Нет, однако, никаких ясно определенных границ класса и характер любых пределов класса остается произвольным.

Доход остается одним из главных индикаторов класса в Америке, поскольку он отражает уровень полученного образования и профессионального престижа. Доход имеет существенное влияние на здоровье, поскольку люди с более высокими доходами могут лучше и качественнее питаться и следить за своим здоровьем.

Пища, которую едят дома, зависит от региона страны и собственного культурного наследия семьи. Недавние иммигранты едят пищу, подобную той, которую они ели дома и американизируемые версии этих пищевых продуктов. Семьи, которые живут уже несколько поколений в США, едят некоторую комбинацию этого и еды, обычной для региона, в котором они живут или росли.

Говоря о культурном факторе в жизни современной Америке, следует отметить, ч<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: