Анализ группового логопедического занятия со школьниками
№ | Основные аспекты анализа | Содержание анализа занятия |
Тема | «Новогодний праздник» | |
Тип занятия (по организации детей), состав группы детей (возраст, класс обучения, логопедические заключения) | Занятие групповое, рассчитано на группу учащихся 3 класса, имеющих задержку психического развития. | |
Тип занятия (по содержанию коррекционного материала) | Занятие по коррекции нарушений письма и чтения | |
Место занятия в системе логопедической коррекции | Одно из занятий по дифференциации л-р | |
Цель занятия | Обучение правильному употреблению звуков [л-р] в собственной речи детей и обозначению их соответствующими буквами на письме | |
Задачи занятия | · Отработать четкую дифференциацию звуков [л-р] в собственной речи детей на материале словосочетаний и предложений · Закрепить связь звуков [л-р] с соответствующими им буквами на материале занятия · Упражнять в проведении лексико-синтаксического анализа предложения · Упражнять детей в правильном употреблении букв «Л» и «Р» в письменных заданиях · Активизировать словарный запас существительных и прилагательных (яркая мишура, морозный день) · Развивать зрительное и слуховое внимание | |
Формируемые УУД | · Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме · Определения правильности выполнения задания на основе образца · Формирование познавательной деятельности | |
Оборудование | Классная доска, мультимедийный комплекс, рабочие тетради детей и учебные принадлежности, предметные картинки, содержащие звуки [л-р], флажки с картинками на звуки «р» и «л», раздаточный материал, елочные шары. | |
Этапы занятия, особенности их организации и проведения. Технологии и приёмы, использованные логопедом | · Организационный момент (упражнение на развитие слухового внимания, содержащее речевой материал, насыщенный изучаемыми звуками) · Актуализация опорных знаний (дидактическая игра на звуки «р» и «л», деление слов на слоги, отхлопывание слогов, характеристика звуков [р-л], определение позиции в словах этих звуков. Запись составленных предложений. · Знакомство и работа с новым материалом:, чтение слов с доски; составление предложений с опорными словами; запись под диктовку слов с выделением букв «р» и «л», поиск ошибок и их исправление – работа в парах · Физкультминутка · Закрепление материала занятия вставить пропущенные буквы в тексте на карточках, имитирующих новогодние шары; слоговой анализ слова; артикуляторный анализ звуков; · Подведение итога занятия:упражнение «Четвертый лишний» | |
Анализ речевого материала | Речевой материал соответствует возрасту детей, уровню речевого развития, классу обучения. | |
Достижение цели, показатели достижения цели | В ходе занятия поставленная цель была достигнута. Дети правильно произносили дифференцируемые звуки, без ошибок выполнили упражнения, большинство детей не допустили ошибок на употребление букв «л» и «р» в тетрадях. |
Таблица 3
Анализ индивидуального логопедического занятия со школьниками
№ | Основные аспекты анализа | Содержание анализа занятия |
Тема | Дифференциация звуков «р-р’» «л-л’» в словах, предложениях | |
Тип занятия (по организации детей) | Занятие проводится с ученицей второго класса (ребенок с задержкой психического развития, недоразвитием речи системного характера в структуре дефекта ЗПР) | |
Место занятия в системе логопедической коррекции | Одно из занятий по дифференциации звуков «р-р’» «л-л’» | |
Цель | Дифференциация звуков «р-р’» «л-л’» на речевом материале занятия | |
Задачи | · Стимулировать развитие артикуляционной моторики и нормализацию тонуса мышц языка · Повторение оттенков цветов (оранжевый, фиолетовый) · Автоматизировать произношение звуков «р-р’» «л-л’» в словах, предложениях · Стимулировать развитие мыслительной операции обобщения на вербальном материале | |
Оборудование | Предметные картинки к словам, содержащим звуки «р-р’» «л-л’», зеркало, письменные принадлежности, картинки с изображением цветов, мяч. | |
Анализ речевого материала | Речевой материал занятия насыщен изучаемыми звуками в различных позициях в слове, представлен в основном, существительными и прилагательными. Речевой материал соответствует возрасту и уровню развития ребенка. Подбор слов осуществляет расширение и активизацию словарного запаса ученицы. | |
Технологии и приёмы, использованные логопедом | В ходе занятия использовалась артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, произношение слов с автоматизируемыми звуками на основе предметных картинок; акустическая характеристика звуков «р-р’» «л-л’», упражнения в звуковом анализе слов. | |
Достижение цели, показатели достижения цели | Цель занятия была достигнута, что подтверждалось правильностью произношения этих звуков в течении занятия |
Таблица 4