Вступительное слово на монографию коррекционного неходячего терапевтического инвалида 2 группы




Эта книга –результат длительной интеллектуальной и душевной работы автора, опытного преподавателя высшей и средней школы, молодого ученого, тяжелого неходячего инвалида. Ее, несомненно, будут читать как профессионалы, особенно историки и культурологи, так и не специалисты, люди, интересующиеся культурой России и ее прошлым и настоящем. Огненные зрелища, фейерверки вообще привлекают всеобщее внимание, и не только воспринимаются с удовольствием и энтузиазмом, но и расширяют поле ценностного осмысления мира. Традиция использования фейерверков для эмоционального воздействия на умы и души людей основана в начале XVIII века и сохранялась в культурном пространстве России.

Елена Александровна Наймарк утверждает, что фейерверки, являясь важным элементом культуры, несут воспринимаемую на чувственном уровне информацию, определяющую единый мажорный настрой граждан в отношении к отмеченным событиям, свершениям государства, страны или местного сообщества. Фейерверочное искусство доставляет не только эстетическое наслаждение, но оказывает на зрителей идеологическое и нравственное воздействие. В символике картин, рисуемых огнями, цветом и светом художественно выражены конкретные ценностные смыслы.

Нельзя сказать, конечно, что до сего дня проблематики символики фейерверков в культуре России 1700-1760-х годов не изучалась. Е.А. Наймарк очень внимательно анализирует и плодотворно использует труды предшественников (Д.А.Ровинского, В.Н.Васильева, Д.Д.Зелова, современных старинных авторов). Но культурологический анализ эмблематики фейерверков, вскрывающий особенности их символики, ценностных смыслов, несомых огненными зрелищами впервые осуществляется так основательно и последовательно.

Основой исследования явились разнообразные письменные источники: нарративные произведения со сведениями о происшедших «огненных представлениях», трактаты, письма, записки первой половины XVIII века, делопроизводственные документы государственных ведомств. В девяти архивах изучены источники, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, автором книги. Научный труд апробирован и обсужден на многих авторитетных конгрессах, конгрессах, конференциях.

На этой основе в содержании книги раскрыты ценностные смыслы символики фейерверков разных видов (семейных, координационных, «викториальных») и их связи с семантикой триумфальных мероприятий.

В живом, не формализованном тексте книги вскрываются ценностные смыслы воздействия городских «театрумов» фейерверков и их символического содержания на жителей страны российской империи первой половины XVIII века и процессы «привыкания» к новым для них смысловым знакам показов.

Показано, что «игровые» парадоксы многоплановости символики, контрасты, противопоставления являлись данью «игровой», гротескной эпохе Барокко. Декоративность и причудливость символических композиций фейерверков, возможность стать причастными к шедеврам декоративного искусства явились столь же важным для придворных заказчиков фейерверков, как и общественно-политическое значение фейерверочных представлений. Интересно, как автор включает смыслы эмблем фейерверков в культурное пространство.

Обосновано, что символика эмблем в фейерверках способствовала развитию мировоззрения россиян 1700-1760-х годов приобщению их к новым культурным ценностям в переходный период становления российской империи, что с помощью фейерверков прославлялась доблесть, «сердечное» служение на благо Отечеству, а также то, что в эмблематике выражались и утверждались ценностные смыслы смирения, миролюбия, любовь к тишине спокойной, гармоничной жизни.

Исследователь по-новому анализирует фейерверки в честь Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, а также огненные показы при дворе А.Д.Меншикова, А.Г. Разумовского, И.И., П.И. Шуваловых. Интересно посмотреть, когда Е.А.Наймарк утверждает, что в смысловом содержании эмблем фейерверков выдержано стремление к управлению «историческим временем» «конструирование социальной памяти», гармонии мировых архетипов – Огня, Света, Земли, Воды, Воздуха.

Помимо всего прочего, в книге разрешен дискуссионный вопрос о том, могут ли фейерверки рассматриваться только как часть праздничной культуры, или они являются зеркалом церемониальной, триумфальной культуры, социально ориентированным «действом», средством просвещения и нравственной ориентации населения. Это кульминация торжества власти.

Из текста книги получаешь полное представление о том, в чем именно и почему эмблематика фейерверков была существенным элементом культурной жизни России XVIII века и в каких отношениях опыт использования огненных зрелищ в современной России. Е.А.Наймарк проявила старательность, нашла уникальные гравюры, рисунки, документы. Механика включения простого человека, пространство пиротехнических зрелищ показана.

Монография Елены Александровны Наймарк-состоявшийся научный труд. Не сомневаюсь, что эта книга найдет своих читателей и что ее автор продолжит свои исследования особенностей культуры нашей страны. Диссертация заслуживает удаленной инвалидной защиты и присуждения ученой степени.

 

В.П.Большаков, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель ведущей организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: