Учение Данте Алигьери (1265-1321) о всемирной монархии




Декреталисты – приверженцы папского престола, считавшие смертных грехом отступления от декреталиев – сборников церковных установлений, папских писем и постановлений после вселенских церковных соборов ратовали за подчинение светской власти папе в XII-XIII вв.. Гостензий в сочинении “Свод о заглавии декреталий” утверждал, что императорская власть отделена от власти церковной, но император получает корону от римской церкви и является ее наместником (викарием).

Доктрина о том, что папа обладает полнотою императорской власти, впервые была объявлена Иннокентием IV (1234–1254). По его мнению, все римские императоры до Константина были тиранами. Император Константин, очистившись от проказы благодаря вмешательству Сильвестра, бывшего тогда верховным первосвященником, принес в дар церкви столицу империи, Рим (дар Константина).

Многие из Болонских юристов полагали, что если даже “дарственная” и подлинна, то Константин поступил против воли римского народа, поэтому она не имеет юридической силы.

По своим воззрениям на “дар Константина” Данте был ближе к болонской школе, где он получил юридическое образование. По Данте, император не имеет права отчуждать империю, потому что это не его собственность. Императорская власть есть известная общественная должность, а никто не может делать в силу своей должности то, что ей противоречит. Император поставлен для сохранения империи, а не для ее разрушения. Со своей стороны, церковь не могла принять такого дара, ибо ей запрещено светское владычество. Она не имела права и переносить империю, которая ей не принадлежала.

Стоя посредине между двумя мирами, человек имеет двоякое естество: телесное и духовное, тленное и нетленное. Каждому естеству положена своя цель. Следовательно, один человек между всеми существами имеет двоякую цель: блаженство земное и блаженство небесное. Эти две различные цели достигаются различными путями: одна – средствами земными, человеческими, другая – средствами сверхъестественными, верой, надеждой, любовью. Одни средства даются нам разумом, другие Откровением. Вследствие этого, человеку нужен двоякий правитель: духовный и светский. Эти два различных порядка вещей установлены самим Богом; поэтому и власти, управляющие ими, устанавливаются непосредственно Богом. Однако так как временное блаженство устраивается сообразно с вечными целями, то император некоторым образом подчинен папе: имея власть от него независимую, он должен оказывать ему уважение, как первородный сын отцу, чтобы, освещенный светом отцовской благодати, он мог с большей добродетелью управлять миром.

Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он наиболее уподобляется Богу. Дело всемирной монархии – всеобщий мир, благодаря которому, пребывая в покое люди в общении совершенствуются в мудрости, ибо только деятельность разума отличает людей от остального и объединяет их.

Доводы в пользу всемирной монархии: 1) Единство вообще есть высшее благо; согласие есть добро, согласие же воль требует единой направляющей воли, Как единый Бог владычествует во всей вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по образцу этого единства: имея он должен управляться одним монархом. 2) Что может быть сделано одним лицом, лучше поручать одному, нежели многим. Но человечество может управляться одним монархом во всем, что касается общих его интересов: монарх издает законы для всего человеческого рода, отдельные же князья прилагают эти законы к различным местностям, сообразно с их особенностями. 3) Где может быть тяжба, там должен быть и суд. Но между отдельными князьями могут возникать споры; следовательно, над ними должен быть высший судья – император.

Всемирное владычество римлян. Римляне заслужили свое призвание тем, что всегда имели в виду общее благо как цель всякого права. Они завоевали землю для установления всеобщего мира. В их победах ясно видна рука провидения, ибо каждая битва есть суд Божий. Следовательно, они приобрели власть по праву. Сам Христос, родившись под властью римлян и приняв наказание от римского судьи, признал справедливость их господства.

Наследник римского владычества, император, держит власть непосредственно от Бога, а не от папы. Сначала приводятся доводы защитников папства и затем они опровергаются один за другим.

Богословские доводы защитников папства Ответы
Сравнение с солнцем и месяцем (Deus fecit duo luminaria magna). Католические богословы объясняли, что солнце означает власть духовную, а месяц – светскую. Таково не может быть значение светил, ибо они сотворены прежде человека. Кроме того, хотя месяц получает свет от солнца, однако он не происходит от солнца и имеет также свой собственный свет.
Сравнение с Леви и Иудой, из которых первый, старший, был представителем священства, а второй, младший, представителем царства. Старшинство лет не означает старшинства власти.
Возведение Саула на престол и низложение его Самуилом. Самуил действовал здесь по особенному приказанию Божьему, что не имеет места в других случаях.
Принадлежность духовной и светской власти папе, как наместнику Бога. Папа наместник Бога не во всем; ему не дана вся полнота божественной власти. Так, например, он не может творить вещи и распоряжаться стихиями.
Текст о двух мечах. Это вовсе не означает двух властей; толкование здесь произвольно

Юридические Доказательства против пап: 1) Церковная власть не может быть причиной власти императорской, ибо последняя существовала и действовала, когда той еще не было. 2) Церковь не имеет права утверждать императоров, ибо она такого права ни от кого не получала. Она не получала его от Бога, ни по естественному закону, ни по откровенному; по естественному, потому что церковь не есть установление естественного закона; по откровенному, потому что Откровение устраняет священников от власти. Она не получала этого права и от себя самой, ибо никто не может сам себе дать то, чего не имеет; ни от императоров, так как император не вправе отчуждать то, что не составляет его собственности и что дано ему для общего блага. Наконец, она не получала этого права и от общего сознания человечества, так как большая часть человеческого рода этой власти не признает. 3) Право утверждать светских князей противоречит самой природе церкви, ибо идеал церкви есть жизнь Христа, а Христос сказал, что царство его не от мира сего.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!