Рассмотрим в качестве предметной области деятельность отдела сбыта и реализации предприятия.
Экономисты этого отдела выполняют функции учёта и контроля, реализуют функции анализа при решении следующих комплексов задач:
– анализ выполнения плана выпуска изделий,
– анализ выполнения плана отгрузки изделий заказчикам,
– анализ выполнения финансового плана,
– анализ движения изделий на складах,
– анализ обеспеченности плана отгрузки фактически сданными на склад изделиями,
и другие
При решении задач анализа выявляются отклонения фактических данных от плановых. Если план выполнен, отклонение равно нулю – норма. Если фактические данные превышают плановые, имеет место превышение плана – излишки. Если фактические данные меньше плановых данных, план не выполнен – дефицит.
По результатам анализа делается выборка (дефицит или излишки). Экономисты отдела сбыта устанавливают причины отклонений от плана и принимают решения для устранения этих причин.
При обследовании отдела сбыта и реализации исследованы основные процессы, связанные с формированием всех показателей, необходимых для решения комплексов задач подсистемы сбыта и реализации.
Плановый отдел до начала планируемого года создаёт:
· планы выпуска изделий всеми цехами предприятия на следующий год с разбивкой по месяцам,
· план отгрузки изделий заказчикам или список договоров на следующий год с разбивкой по месяцам.
Цехи сдают готовые изделия на склад. Процесс фактического выпуска продукции и сдачи её на склад оформляется цеховыми накладными. В цеховых накладных указывается дата сдачи изделий на склад. В зависимости от вида выпускаемой продукции сдача на склад осуществляется несколько раз в день или несколько раз в месяц. Для анализа выполнения плана выпуска изделий фактические данные группируются по месяцам.
Заказчикам в соответствии с договорами отпускают со склада готовые изделия. Процесс отгрузки оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты отгрузки. После получения изделий заказчик обязан оплатить через банк полученные товары. Банк оформляет платёжные поручения и передаёт информацию о платежах на предприятие.
Движение основных документов, необходимых для решения комплексов задач отдела сбыта и реализации, представлено на схеме:
| |||||||||||||||||||||
![]()
|
На схеме показаны следующие оперативные документы:
планы, договоры, цеховые накладные (ЦН), товарно-транспортные накладные (ТТН), платёжные поручения (ПП).
При обследовании работы отдела сбыта установлено, что организационно требуется для получения конечных документов.
1.Анализ выполнения плана выпуска изделий цехами по месяцам
Наиме-нование цеха | Месяц | Наиме-нование изделия | Количество | Откло-нение | Наиме-нование склада | |
плановый выпуск | Фактич. выпуск | |||||
Здесь необходимы первичные документы: список выпускаемых изделий, список выпускающих цехов, список складов, план выпуска изделий цехами, список цеховых накладных.
В плане выпуска изделий выпуск указан по месяцам. При выпуске изделий широкого потребления (пищевые продукты, канцелярские товары и тому подобное) цикл производства очень короткий. Партии готовых изделий сдаются на склады ежедневно. Фактический выпуск изделий оформляется цеховыми накладными с указанием даты.
Для сопоставления планового и фактического выпуска изделий по месяцам надо предварительно по цеховым накладным дату перевести в месяц и сложить фактический выпуск по месяцам.
Таким образом, организационно можно выделить комплекс задач для решения анализа выполнения выпуска изделий цехами по месяцам:
· По документам «Цеховая накладная» получить общее количество каждого сданного цехами на склад изделия по месяцам.
· Подсчитать отклонение между планом и фактом выпуска по каждому изделию по цехам и складам.
· Выявить наличие дефицита выпуска изделий по цехам.
· Выявить излишки изделий на складах по месяцам.
2. Анализ выполнения плана отгрузки изделий по месяцам
Месяц | Номер склада | Наименование изделия | Количество | Дефицит (в руб.) | |
отгрузка по договору | Фактически отгружено | ||||
Для решения этого комплекса задач необходимы первичные документы:
список выпускаемых изделий; список складов; список договоров, заключённых с заказчиками; список товарно-транспортных накладных.
В списке договоров отгрузка изделий планируется по месяцам. Заказчик может получать заказанные изделия частями. Каждая отгрузка изделий оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты.
Для анализа выполнения плана отгрузки следует, в первую очередь, по товарно-транспортным накладным определить фактическую отгрузку каждого изделия по месяцам (дату перевести в месяц и подсчитать фактическую отгрузку за месяц). Для расчёта дефицита отгрузки в стоимостном выражении цена берётся из списка выпускаемых изделий.
Примерный перечень комплекса задач:
· По товарно-транспортным накладным получить общее количество каждого отгруженного изделия со склада по месяцам.
· Подсчитать отклонение по каждому изделию как разность между планом и фактом отгрузки по месяцам.
· Определить дефицит отгрузки в стоимостном выражении.
3. Анализ выполнения финансового плана включает получение следующего отчётного документа:
Оценка неполной оплаты отгруженной продукции
по заказчикам
Наименование заказчика | Номер договора | Сумма (в руб.) | Неполная оплата (в руб.) | |
отгружено | оплачено | |||
Для решения этого комплекса задач необходимы первичные документы: список выпускаемых изделий; список заказчиков; список договоров, заключённых с заказчиками; список товарно-транспортных накладных; список платёжных поручений.
Для расчёта сумм отгрузки и оплаты цена берётся из списка выпускаемых изделий.
Чтобы взять из списка заказчиков Наименование заказчика. используется список договоров
![]() |
Перечень комплекса задач:
· По документам «Товарно-транспортная накладная» получить стоимость отгруженного товара по каждому договору каждого заказчика.
· По документам «Платёжное поручение» получить стоимость оплаченного товара по каждому договору каждого заказчика.
· Подсчитать недоплату как разность между стоимостью отгруженного и оплаченного товара.