Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры.
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации, медицинских работников. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.
ПРИЧИНЫТРАВМАТИЗМА
Причины методического характера
.
· Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
· Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
· Занятие без разминки или недостаточной разминки;
· Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера
.
· Отсутствие должной квалификации у учителя;
· Проведение занятия без преподавателя;
· Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
· Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
· Нарушение правил врачебного контроля;
· Неблагоприятные метеорологические условия.
Администрацию лицея, учителей физкультуры, классных руководителей беспокоит факт достаточно высокого уровня травматизма среди учащихся нашего образовательного учреждения. Сегодня мы будем говорить о том, как предупредить травмы. Травмы происходят у детей как в лицее, так и за его пределами – дома, на улице. Чаще всего они связаны с, казалось бы, безобидными ситуациями: шел по лестнице – неудачно встал, играл на перемене, задел неловко товарища, побежал на улице – упал. Моя задача сегодня, как учителя физкультуры, который непосредственно на уроках развивать у детей опорно-двигательный аппарат, укрепляет костно-мышечную систему, обратить ваше внимание, уважаемые родители, на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.
|
Остановлюсь на условиях, созданных в лицее, для предупреждения травматизма у детей. Как и во всех российских школах, в лицее введен третий час физкультуры. Во второй половине дня работают такие кружки, секции, студии как: баскетбол, волейбол, полиатлон, работает тренажерный зал. В секциях физкультурно-оздоровительной направленности охвачено 178 учеников из 640 учеников школы, в студиях, кружках художественно- эстетической направленности – 120 человек. При этом часть детей занимается в кружках и секциях той или другой направленности. На основании анкетирования родителей прошлого учебного года 40% детей занимается в спортивных кружках и секциях (городских и лицейских). Однако, часть детей не посещает кружки, секции, которые направлены на укрепление своего здоровья. Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Урок физической культуры — самый травм опасный урок в школе. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).Ещё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности. Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма. Избыток веса у школьника также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры. Физическое воспитание учащихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у школьников жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:
· К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на занятиях;
· при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
· аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале.
· перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
o убрать все посторонние и выступающие предметы;
o проверить чистоту пола;
o наличие освещения и вентиляции в зале;
o убедиться в исправности инвентаря;
o проветрить помещение;
o проверить температурный режим в зале;
- учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
- проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
- перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
- научить учащихся вести дневник самоконтроля;
- проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
- начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
- занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
- необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
- в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;
- учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
- осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
- по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
- не оставлять детей без присмотра во время занятия;
- чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
- вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
- уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
- при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
- не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время, и после занятий;
- требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
- в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
- избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
- при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
- при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
- при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
- после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
- проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;
- проверить верхнюю одежду учащихся;
- закрыть раздевалки;
- о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации.
Памятка для родителей