ИЗ ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «СТРОЙ»




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ПЦК Хоровое дирижирование

Лекция - практикум

по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

для студентов IIIкурса

с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

СТРОЙ ХОРА- ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ХОРОВОГО ЗВУЧАНИЯ

СТРОЙ – это система звуковысотных отношений интервалов.

В музыке применяется ограниченное число типовых интервалов; одноименные интервалы при пении, игре на инструментах без фиксированной высоты звуков (например, на скрипке, трубе и т.д.) отличаются интонационными оттенками в зависимости от их ладового значения. Практически строй выражается в правильном интонировании интервалов.

Теории строя возникли (в связи с настройкой инструментов) еще в Древней Греции. Таков пифагорейский строй, в котором применялась для настраивания чистая квинта. Путем последовательных квинтовых ходов с последующим перемещением на октаву можно найти все ступени звукоряда. Опытным путем доказано, что чистой квинте от основного тона соответствует 2/3 струны, чистой октаве – 1/2. Ходы на чистую квинту и чистую октаву могут быть выражены математически: восходящие путем умножения (на 2/3, 1\2), нисходящие путем деления (на те же величины). Таким образом, каждая ступень звукоряда получает свое математическое выражение; по этому строй пригодный для одноголосной музыки, оказался неподходящим при переходе к гармонии, так как давал (при настройке органа и других инструментов) слишком высокую большую терцию (выраженную отношением 64/81); отсюда возникла необходимость перехода к так называемому чистому, или квинто-терцовому строю, в котором применялась для настраивания, кроме чистой квинты, и «чистая», хорошо консонирующая большая терция (натуральная, выраженная отношением 4/5). Этот строй обеспечивал консонантность трезвучий – основу гармонии (кроме резко диссонирующего трезвучия второй ступени в мажоре, вследствии чего оно оказывалось неприемлемым). Ряд интервалов в обоих строях получил различное выражение: в пифагорейском строе большие интервалы более расширены, малые более сужены, чем в квинто-терцовом строе. Недостаток этих строев – их незамкнутость («си диез» не равен «до») и отсюда – необходимость большего количества звуков в октаве, что практически неудобно. Стремление преодолеть указанные недостатки привело к темперации, сначала неравномерной (в различных вариантах), затем к равномерной в виде современного равномерно-темперированного строя. Интервалы этого строя занимают, примерно, среднее положение между интервалами предыдущих строев (несколько ближе к пифагорейскому).

Натуральный строй – это строй, состоящий из интервалов натурального звукоряда; математически выражается отношением числовых обозначений обертонов между собой; например, октава_ 1/2, квинта – 2/3, кварта – 3/4, большая терция – 4/5, малая терция 5/6 и т.д. Гармонически консонирующие интервалы обладают высокой степенью слияния без так называемых биений. Натуральный строй называется также чистым строем, так как в нем применяется чисто звучащая большая терция, выраженная отношением 4/5.

 

ИЗ ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «СТРОЙ»

Понятие «Строй» в музыке имеет несколько значений: система звуковысотных соотношений, применяемых в музыке; частота (высота) настройки эталона высоты – камертона; настройка звукоряда по тому или иному принципу точных высотных отношений; чистота интонирования в исполнении; хоровой строй, т.е. согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования.

Кроме того, строем называют интервальное отношение настройки открытых струн (у струнных инструментов) и соотношение по высоте принятой нотации для данного инструмента к действительному звучанию (транспонирующие инструменты).

Строй существует в виде инвариантных слуховых представлений

о высоте каждой из ступеней звукоряда. Эти представления лежат в основе всей музыкальной практики и обычно фиксируются нотными знаками. Эти представления лежат в основе всей музыкальной практики и обычно фиксируются нотными знаками. На формирование музыкального строя оказали значительное влияние акустические свойства музыкального звука (так называемый «натуральный звукоряд» - последовательность входящих в состав каждого звука частичных тонов (обертонов)).

Существовало множество различных музыкальных систем, разработанных индийскими, арабскими и греческими учеными – 5-ти и 7-миступенные в пределах октавы темперированные строи в Индонезии, 17-ти и 24-хступенные системы в музыке арабских стран, 22-хступенный строй в Индии и другие. В Европе в период развития одноголосия большое значение имел 7-миступенный, а затем 12-тиступенный «пифагоров строй», звукоряд которого образуется путем последовательного построения чистых (без биений) квинт. Позднее в процессе развития хорового многоголосия возникла необходимость в «чистом строе», который был предложен итальянскими музыкальными теоретиками XVI века Л. Фольяни и Дж. Царлино.

В основу чистого строя были положены чистые квинты, чистые октавы и чистые (без биений) большие терции.

Однако обе эти системы оказались недолговечными. Обе системы незамкнуты, так как не имеют энгармонически равных звуков (в них, например, «си-диез» не совпадает с «до»), поэтому они вошли в противоречие с музыкальной практикой. Так, инструмент, настроенный в «пифагоровом строе», должен был иметь в октаве около 85 различных звуков. Оба строя исключали применение энгармонизма.

В XVI в. Вводятся темперированные строи, а XVIII в. Повсеместно утвердился 12-ти ступенный равномерно-темперированный строй с энгармоническим равенством звуков, а также с равным полутоновым расстоянием между соседними звуками.

Строй в музыке можно выразить рядом чисел, последовательностью простых дробей или частот, соответствующих каждой ступени звукоряда в данном строе.

В пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звука (скрипке, флейте, трубе и др.), как показали исследования известного ученого-акустика Н.А. Гарбузова, складывается так называемый «зонный строй », который отвечает стремлению исполнителей в художественных целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда. Исполнители индивидуализируют интервалы, отклоняясь от их темперированной высоты, подчеркивают выразительность звуковысотных интонационных оттенков, усиливают или ослабляют ладовые тяготения. Интервал в зоне 1/3 полутона, в обе стороны от темперированного, сохраняет свою качественную определенность, например, звук «ля-1» воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 Гц. Особенно заметны эти минимальные отклонения в интонировании на выдержанных звуках гармонии. В основе отклонений от темперированного строя лежат прежде всего ладовые взаимоотношения звуков, организованных в музыкальную интонацию.

Эталонная частота колебаний «ля-1» определяется камертоном. (Бывают камертоны ля-1, до-2 и хроматические, способные издавать все звуки гаммы.)

Камертон изобрел в 1711 г. Дж. Шор (Англия); тогда высота «ля-1» составляла 419,9 Гц (колебаний в секунду.), почти на ½ тона ниже современного. В дальнейшем высота камертона изменялась главным образом в сторону повышения тона. В России в конце XVIII в. Дж. Сарти ввел «Петербургский камертон» (ля-1 = 436 Гц). В 1858 г. Парижская академия музыки установила так называемый нормальный камертон с частотой, равной 435 Гц для ля-1.

В настоящее время в России, США, Англии и большинстве других европейских стран действует стандарт с частотой равной 440 Гц для «ля-1» (это на 1/10 тона выше парижского камертона). Таким образом, произведения старых мастеров сейчас озвучиваются фактически в более высоких тональностях.

 

ЗОННЫЙ СТРОЙ

 

В пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звука исполнители пользуются зонным строем. Они индивидуализируют интервалы, отклоняясь от их темперированной высоты, подчеркивая выразительность музыкальных интонаций. Интервал в зоне до 1/3 полутона, в обе стороны от темперированного, сохраняет свою качественную определенность. Изменения его в пределах этой зоны дают многочисленные интонационные оттенки, которые являются важным выразительным средством. Каков звуковой эффект этих минимальных отклонений в интонировании, не трудно ощутить, слушая опытного певца. Особенно они заметны на выдержанных звуках при смене гармонии. В основе отклонений от темперированного строя лежат, прежде всего, ладовые закономерности, ладовые взаимоотношения звуков, организованных в музыкальную интонацию.

Хор поет в зонном строе с его многочисленными интонационными оттенками, а не в пифагорейском, чистом, квинто-терцовом строе, иногда называемом натуральным; ни в темперированном.

ЗОНА (греч.ZONE – пояс) – область (полоса частот – звуковых колебаний), в пределах которой звук или интервал может иметь различные количественные выражения (в виде числа колебаний); сохраняя при этом свое качество и название.

Звук воспринимается как неизменный при небольших (до 1/8 тона) отклонениях от его высоты вверх и вниз.

Например, звук «ля-1» воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 Гц с допустимыми отклонениями до 1/8, 1/6 тона. Между основными зонами находятся промежуточные, в которых звук хотя и узнается, но воспринимается как фальшивый.

Например, ЛЯ-1

 

ЗОНА

Гц

Промежуточная зона Промежуточная зона

 

Звуки в пределах «Зоны» различаются между собой интонационными оттенками. Согласно исследованиям, развитый музыкальный слух способен различать нормальные, высокие и низкие интонации.

Хоровая практика выработала определенные правила интонирования ступеней мажорного и минорного лада. Впервые эти правила были систематизированы П.Г. Чесноковым в его книге «Хор и управление им».

Правила интонирования по П.Г. Чеснокову следует понимать как необходимость пользоваться тем или другим (высоким, низким) участком Зоны.

Практически мы имеем дело не с 12-ю звуками в октаве (как на фортепианной клавиатуре), а с 12-тизонным строем. Благодаря зонности слуха становится возможным ансамблевое исполнение – слияние неодинаковых, но близких по высоте звуков. Зонность распространяется и на восприятие ритма, темпа, динамики, тембра.

При интонировании мелодии опытные исполнители (певцы, скрипачи и т.д.) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно низкое исполнение б.2), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и сужено – малые. Исполнение гармонических интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических. В темперированном строе все одноименные интервалы равны между собой; при пении или игре на инструменте без фиксированной высоты звука (например, смычковых, духовых) величина интервала может меняться в пределах зоны, в зависимости от ладового значения входящих в интервал звуков. С этим же связана интонационная особенность исполнения того или иного интервала. Некоторые мелодические интервалы интонируются несколько шире, чем те же гармонические. Гармонические интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (ч8, ч5, ч4), требующие особой точности настройки и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании в зависимости от их ладового значения (например, спокойная б3 в тоническом Т 5/3, и более высокая в Д 5/3 и Д7). Строй в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда возникает необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты исполнения вводных тонов. Качество хорового строя зависит от многих причин (музыкальная подготовка певцов, их внимание, интерес к исполняемому произведению, состояние голосового аппарата, акустика помещения и т.д.). Важнейшее условие хорошего строя – правильное вокальное воспитание певцов.

 

Рекомендации по выполнению:

1. По данной теме подготовить тезисы ответов, используя учебную литературу.

2. Материал прислать на адрес электронной почты marvit19@mail.ru в срок до 9 апреля 2020 г., указав ФИО обучающегося.

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

Учебная литература:

 

1. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.

2. Романовский Н. Хоровой словарь. – М., 2000.

3. Самарин В. Хороведение. М., 1998.

4. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

 

Интернет-ресурсы:

 

www.muslib.mmv.ru

https://notes.tarakanov.net

www.mmv.ru/p/link

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: