Неделя 23-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: – Лк., 38 зач., VIII, 26–39 (ср. Мф 8:28-34; Мк 5:1-20).

Русский перевод РБО:

26. Они приплыли в область герасинцев, что напротив Галилеи. 27. Когда Иисус сошел на берег, Ему навстречу вышел человек из города, одержимый демонами. На нем уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в гробницах. 28. Когда он увидел Иисуса, он бросился к Его ногам и закричал во весь голос:

– Что Ты от меня хочешь, Иисус, Сын Всевышнего Бога? Умоляю Тебя, не мучь меня! –

29. потому что Иисус приказал нечистому духу выйти из этого человека. (Демон часто овладевал этим человеком, и тогда, даже если его сковывали цепями по рукам и ногам и стерегли, он разрывал цепи, и демон гнал его в безлюдные места). 30. Иисус спросил его:

– Как тебя зовут?

– Легион, – ответил тот, потому что в него вошло много демонов.

31. И они стали умолять Иисуса не отсылать их в бездну. 32. Неподалеку на склоне горы в это время паслось большое стадо свиней, и демоны попросили Иисуса позволить им войти в них. Он позволил. 33. Когда демоны вышли из этого человека и вошли в свиней, все стадо бросилось с обрыва в озеро и утонуло. 34. Свинопасы, увидев, что произошло, побежали и рассказали обо всем в городе и в окрестностях. 35. Сошлись люди, чтобы посмотреть, что же случилось. Подойдя к Иисусу, они обнаружили, что человек, из которого были изгнаны демоны, сидит у ног Иисуса одетый и в здравом уме, и их охватил страх. 36. Очевидцы рассказали им о том, как был исцелен одержимый. 37. Тогда все жители страны Герасинской стали упрашивать Иисуса покинуть их края, потому что сильно испугались. Иисус сел в лодку и возвратился туда, откуда приплыл. 38. Человек, из которого вышли демоны, просил взять его с Собой, но Иисус отослал его, сказав: 39. – Возвращайся домой и расскажи, что сделал для тебя Бог.

Тот пошел, рассказывая по всему городу о том, что сделал для него Иисус.

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 198-202.

 

В рукописном предании существуют разночтения. В одних рукописях говорится о жителях Гадары, в других – о жителях всемирно известного в те времена города Герасы. Но все это не столь уж важно. Важно то, что речь идет о стране, где в основном живут язычники. Одержимый дважды проклят и нечист: как сосуд, вмещающий нечистых духов, и как обитатель гробниц.

Лука заимствует историю Евангелия от Марка (Мк 5:1-20), слегка обрабатывая ее. В Евангелиях сообщение о замечательном случае экзорцизма превращается в рассказ о проповеди среди язычников. Исцеленный становится здесь первым посланником, апостолом Иисуса в языческом Десятиградии, Декаполисе. Это союз десяти городов со своей валютой и своим исчислением времени в восточном Заиорданье (Дамаск, Дион, Гадара, Гераса, Гиппос, Канафа, Пелла, Филадельфия (Амман), Рафана, Скифополь (Бет-Шеан) и Авила). Эта история обосновывает более позднюю языческую миссию Церкви, в которой Иисус демонстрирует свою власть на языческой территории. Слово Иисуса, Его Евангелие, освобождает язычников. Как сказал Господь Иисус апостолу Павлу в Книге Деяний, он посылается к язычникам, чтобы «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян 26:18).

Итак, Иисус переправляется на противоположный берег Геннисаретского озера, которое называют также Галилейским морем. Тут Его встречает одичавший, обнаженный, одержимый бесами человек из города Гадара. (В рукописном предании существуют разночтения. В одних рукописях говорится о жителях Гадары, в других - о жителях всемирно известного в те времена города Герасы. Но все это не столь уж важно. Важно то, что речь идет о стране, где в основном живут язычники.) Этот одержимый представлял слишком большую опасность для людей и потому обитал в пещерах-гробницах, которые, как полагали, служили жилищем для бесов (Синодальный перевод «в гробах» может сбивать с толку). Он, увидев Иисуса, подбежал к Нему, упал перед Ним ниц (в на шем переводе «поклонился») и громко закричал. А выкрикнул бесноватый при этом христологическое исповедание веры: «Иисус, Сын Бога Всевышнего». Эти слова выкрикнул из одержимого нечистый дух, обитавший в нем. Вспомним, что уже и раньше в Евангелии от Луки говорилось, что «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (Лк 4:41). Нечистый дух знает о всевластии Иисуса и кричит из одержимого: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Какое реалистическое изображение! Вроде бы говорит одержимый, но говорит он не своим голосом. Это бесы кричат из него. Любопытно, что выражение «Бог Всевышний» не характерно для иудеев, но в Писании употребляется всегда только язычниками. То, что нечистый дух заклинает Богом, выглядит, конечно, пародией. Когда Иисус спрашивает одержимого: «Как тебе имя?», нечистый дух из одержимого отвечает, что имя ему «Легион, - потому что много бесов вошло в него». «Легион» означает римское войсковое подразделение в 6000 человек. Это множество бесов и образуют одного «нечистого духа», которому Иисус повелел «выйти из сего человека». Действительно, этот «нечистый дух» обладает большой силой. И это красочно описано в Евангелии: «он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни». Почему Иисус Христос спрашивает имя нечистого духа? Древние были глубоко уверены в том, что знание имени дает власть над именуемым. Кстати, знание демонами имени Иисуса намекает на ту же древнюю магическую практику: бесы желали взять власть над Иисусом. Но их сил для этого было недостаточно.

Бесы знают о власти Иисуса и потому сначала умоляют его «не мучить их», а потом - чтобы Он «не повелел им идти в бездну». Там им самое место. Но они не хотят туда отправляться, а желают «войти в большое стадо свиней», то есть нечистых животных, с точки зрения иудеев. Иисус позволил им. «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней,, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло»,

В евангельском рассказе о «легионе» демонов ощущается намек на римскую оккупацию Палестины. Римляне (легион) владели страной и не собирались покидать ее, а тем более отправляться в бездну. Лучше уж жить хотя бы в свиньях. Но все равно они отправляются в бездну, ибо всякое море (а так называли Геннисаретское озеро) - библейский символ бездны.

Легион вместе со свиньями исчезает в бездне. Конечно, это было приятно слышать иудейским слушателям. Иначе воспринимали это язычники Гадаринской окрестности. - Пастухи сообщили об удивительном происшествии «в городе и в селениях». Собрались люди и увидели, что одержимый исцелен, нормально одет, в здравом уме и, как послушный ученик, сидит у ног Иисуса, слушая Его речи. Сбежавшийся народ «ужаснулся», и, услышав подробности исцеления, «просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом». Своих свиней они ценили выше исцеления человека.

Следует обратить внимание на то, как слышали всю эту историю первые ее слушатели, которые были из иудеев. Они ведь хорошо знали свое Писание, в частности, помнили слова пророка Исаии. У него Бог со скорбью говорит о языческом народе:

«Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному; ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - к народу; который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: «остановись, не подходи ко мне...» (Ис 65:1-5)

Так что для того, кто слышал и помнил этот текст, «гадаринский бесноватый» был не просто некий больной, но он был воплощением язычества. Поэтому и исцеление бесноватого было символом обращения язычников, их освобождения от бесов, каковыми считались языческие божества.

Иисус «вошел в лодку и возвратился». При этом Он отклонил просьбу исцеленного человека отправиться вместе с Иисусом. Он посылает его как своего апостола и миссионера домой: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог», «Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус», который приносит людям спасение, «исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним» (Деян 10:38).

 

Выводы:

1) Иисус, переплывший озеро, изображен в нашем рассказе как тот, Кто по ту сторону Святой земли встречается с язычеством. Оно одержимо бесами, которым оно и служит. Но бесовским властям не справиться с Иисусом, когда Он непосредственно встречается с ними. Они не избегают своей погибели даже тогда, когда они хотят договориться с Иисусом. Однако, и здесь, в языческой стране, Иисус столкнулся с отвержением, как и у Себя на родине. Люди, которые увидели, что одержимый посредством слова Иисуса стал нормальным человеком, убоялись влияния Иисуса. А когда они к тому же узнали, что это исцеление было для них связано с убытками, тогда они стали «просить Его, чтобы отошел от пределов их». Исцеляющая встреча с Иисусом ни в коем случае не должна вести к каким-то убыткам в имуществе или в бизнесе! Почему же Иисус не позволил исцеленному бесноватому оставаться при Нем? Потому что тот – даже как «исцеленный язычник» – не обрел бы в Израиле свою родину. Среди своих последователей Иисус не желает иметь людей, лишенных своих корней, да к тому же вызывающих подозрение у иудеев. Лишних соблазнов Иисусу Христу было не нужно. Поэтому Он отправил исцеленного снова к его семейству. Там, у себя дома, он должен возвещать, чтó сотворил с ним Господь и как его помиловал.

Притча нас учит, что исцеление (символ спасения) часто может сопровождать­ся жертвой. Жители Гадаринской страны не пожелали жертвовать своим имуществом и бизнесом. Они изгнали Иисуса. Так и мы частенько жалуемся: «Нет, не хотим жертвовать ничем. Раньше, то есть при бесах было лучше. Верните нам бесов!». А разве не так ведут себя какие-нибудь беснующиеся демонстранты, несущие иконы своих политических богов, жестоко гнавших и Христа и Его Церковь. Нет, мы живем далеко не в «Святой Руси», а «по ту сторону Галилейского озера», в «стране Гадаринской».

2) Хотя Лука нам и не сообщает конкретную причину их отвержения Иисуса, в целом замысел его рассказа понятен. Надо только мысленно перенестись в ситуацию евангелиста, его церкви и окружавшего его общества.

Церковь Луки, в которой присутствует и действует Иисус, живет не в Иудее, не в условиях оккупации римскими легионами, но в окружении огромного языческого мира Римской империи. Что касается чудес и исцелений, практикуемых некоторыми церковными целителями, то они всегда производят впечатление и вызывают всплеск энтузиазма. Да только вот евангельская миссионерская деятельность Церкви часто вызывает невольный страх тех, кто чувствует на себе власть Евангелия Христова, власть, которая освобождает человека от «ветхой», привычной и ставшей уютной жизни. Людям становится страшно.

Да стоит нам только оглядеться вокруг себя сегодня, в наше время, когда подавляющая часть населения называет себя христианами… и что мы увидим? Я не говорю о тех, кто с пустыми от мыслей головами жадно вперяется глазами в экраны телевизоров, чтобы влюбленно смотреть на своих идолов, и кому нет дела ни до какого Евангелия. Я говорю о тех, кто многотысячными толпами устремляется к чуду, чуду, чуду, ожидая его от так называемых святых мест, святых предметов. И не понимают они, что уподобляются «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:26-27). Чудо увлекает: Осанна! Идем навстречу с пениями и хоругвями! Но дом Церкви Христовой основан не на чудесах, а на Самом Христе и Его Евангелии (1 Кор 3:11). Поэтому ему не страшны никакие бури. Что до чудес и чудесных исцелений, то это ведь события редкие, исключительные. В реальной жизни исцеленные люди могут снова болеть, стареть и неизбежно умрут. Христос же «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). Но Его пришествие неизбежно вырывает человека из его прежнего мира с его установившимися традициями и ценностями. Люди ощущают страх перед открывающимся путем в нечто неведомое, в котором веют бурные ветры и волнуется море.

Иисус пришел, чтобы принести людям жизнь. Но Его пришествие неизбежно вырывает человека из его прежнего мира с его установившимися традициями и ценностями. Люди ощущают страх перед открывающимся путем в нечто неведомое, в котором веют бурные ветры и волнуется море.

Не удивляйтесь, если ваша христианская проповедь свободы от всего «ветхого» вызовет отчуждение и страх. Так было прежде, и так будет впредь. Это, так сказать, «нормально». Вспоминайте, что и сам апостол Павел, видя, что его проповедь далеко не всегда приносит плоды, но часто вызывает непонимание и даже страх и ненависть, не унывал, но прославлял свое служение и скромно желал «спасти хотя бы некоторых» (Рим 11:13-14). Не отчаивайтесь, если и вы сами иногда будете чувствовать себя неуютно в мире, ценности которого вам стали чужими, и который будет вас сторониться, а иногда и угрожать вам. Вспоминайте ободряющие слова Господа: «Что вы такие боязливые, маловерные?» (Мф 8:26).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: