Тема занятия: «НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА. КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ.
ОСЛОЖНЕНИЯ НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ТРАВМ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»
1. Актуальность. Среди неогнестрельных повреждений челюстно-лицевой области раны мягких тканей лица и шеи по литературным данным составляют около 12%.
Своеобразие клинической картины повреждений мягких тканей лица определяется их характером и локализацией. Стоматологам и врачам других специальностей следует знать специфику хирургической обработки ран мягких тканей лица и шеи, обусловленную анатомо-физилогическими особенностями строения челюстно-лицевой области и эстетическими требованиями.
При травматических повреждениях мягких тканей и костей челюстно-лицевой области риск развития осложнений на различных этапах лечения достаточно высок. Помимо особенностей анатомического строения, способствующих возникновению нарушений функций многих органов и систем, в том числе жизненно важных, при травмах лица и шеи, причинами развития осложнений во многих случаях являются ошибки в диагностике и лечении больных, несвоевременное оказание специализированной помощи. Таким образом осложнения неогнестрельных повреждений челюстно-лицевой области, учитывая их распространенность и тяжесть возможных последствий, заслуживают особого внимания специалистов.
В связи с вышеизложенным изучение студентами стоматологического факультета темы «Неогнестрельные повреждения мягких тканей лица. Классификация, клиника, лечение. Осложнения неогнестрельных травм челюстно-лицевой области» является обязательным.
2. Учебные цели:
· овладеть теоретическими знаниями по классификации, диагностике и лечению неогнестрельных повреждений мягких тканей и осложнений травм челюстно-лицевой области;
|
· овладеть навыками обследования больных с неогнестрельными повреждениями мягких тканей и осложнениями травм челюстно-лицевой области, оказания неотложной, квалифицированной и специализированной помощи.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- анатомо-физиологические особенности органов и тканей челюстно-лицевой области;
- иммунобиологические особенности тканей челюстно-лицевой области;
- методы обследования больного по органам и системам;
- основные и дополнительные методы исследования при травмах челюстно-лицевой области;
- общую характеристику и фазы раневого процесса;
- классификацию повреждений мягких тканей лица и шеи;
- особенности клиники и диагностики неогнестрельных повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области в зависимости от характера и локализации;
- принципы и этапы предоперационной подготовки больных с травмами мягких тканей;
- основные принципы и этапы первичной хирургической обработки при неогнестрельных повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области;
- основы медикаментозного и физического лечения при травмах мягких тканей челюстно-лицевой области;
- классификацию осложнений неогнестрельных травм челюстно-лицевой области;
- этиологию и патогенез осложнений неогнестрельных травм челюстно-лицевой области;
- особенности клиники и диагностики осложнений неогнестрельных травм челюстно-лицевой области;
|
- основные организационные принципы оказания помощи пострадавшим с повреждениями мягких тканей и осложнениями травм челюстно-лицевой области;
- основные методы лечения и профилактики осложнений травм челюстно-лицевой области.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- обследовать пациентов с травмами челюстно-лицевой области;
- составлять план дополнительного обследования;
- оценивать результаты основных и дополнительных методов исследования;
- формулировать диагноз в соответствии с современными классификациями;
- проводить первичную хирургическую обработку ран мягких тканей челюстно-лицевой области;
- составлять план комплексного лечения пострадавших с повреждениями мягких тканей челюстно-лицевой области;
- составлять план комплексного лечения пострадавших с осложнениями травм челюстно-лицевой области;
- проводить мероприятия первой врачебной и специализированной помощи при осложнениях неогнестрельных травм мягких тканей и костей лица;
- проводить экспертизу трудоспособности;
- проводить мероприятия по профилактике осложнений.
3. Вид занятия: практическое занятие.
4. Продолжительность занятия: 270 минут.
5. Оснащение: мультимедийный проектор, слайды, муляжи, фотоматериалы, фантомы, рентгенограммы, наборы инструментов и материалов для отработки практических навыков.
6. Содержание занятия:
6.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Решение тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний (Приложение 1).
6.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
|
Вопросы по теме занятия:
1. Классификация повреждений мягких тканей лица и шеи.
2. Особенности клинического течения повреждений мягких тканей лица и шеи в зависимости от локализации.
3. Особенности клинического течения повреждений мягких тканей лица и шеи в зависимости от вида и характера ранения.
4. Сроки проведения, объем и этапы первичной хирургической обработки ран мягких тканей лица и шеи.
5. Особенности проведения первичной хирургической обработки ран челюстно-лицевой области в зависимости от характера и локализации.
6. Выбор метода обезболивания при проведении первичной хирургической обработки ран мягких тканей лица и шеи.
7. Медикаментозные и физические методы лечения при повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области.
8. Непосредственные осложнения при травмах челюстно-лицевой области. Виды, клиника, диагностика, неотложная помощь.
9. Ранние осложнения при травмах челюстно-лицевой области. Классификация, причины развития, профилактика.
10. Поздние осложнения при травмах челюстно-лицевой области. Классификация, причины развития, профилактика и лечение.
11. Общие осложнения при травмах ЧЛО. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.
12. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика гнойно-воспалительных осложнений неогнестрельных ранений мягких тканей челюстно-лицевой области.
13. Травматический остеомиелит. Классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.
14. Нарушения консолидации переломов костей лица (ложный сустав, замедленная консолидация отломков). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.
15. Стойкие посттравматические контрактуры нижней челюсти. Причины возникновения, дифференциальная диагностика, профилактика.
16. Посттравматические рубцовые деформации ЧЛО. Причины возникновения, профилактика и лечение.
17. Свищи слюнных желез. Классификация, причины возникновения, профилактика и лечение.
18. Парезы и параличи лицевого нерва. Причины возникновения, профилактика и лечение.
6.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
6.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (курация больных, оформление медицинской документации)
6.5. Контроль освоения темы занятия. Решение тестов и ситуационных задач для контроля освоения темы занятия (Приложение 2, 3).
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики и др.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:
1. Способы хирургического устранения свищей околоушной слюнной железы.
2. Обоснование применения и выбора методов физического лечения для профилактики осложнений травм челюстно-лицевой области.