Неделя 27-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Лк., 71 зач., XIII, 10–17.

 

Русский перевод РБО:

10. В субботу Иисус учил в одной из синагог. 11. Там была женщина, скорченная духом болезни. Она не могла выпрямиться вот уже восемнадцать лет. 12. Увидев ее, Иисус вызвал ее вперед и сказал:

– Женщина! Ты свободна от своей болезни!

13. Он возложил на нее руки, и она сразу выпрямилась и стала славить Бога. 14. Но начальника синагоги разозлило, что Иисус исцелил в субботу, и он обратился к присутствующим:

– Есть шесть дней для работы, вот и приходите для исцеления не в субботу, а в один из этих дней.

15. На это Господь ответил ему:

– Лицемеры! Разве в субботу вы не отвязываете в стойле вола или осла и не ведете его поить? 16. Так не нужно ли было освободить в субботу и эту женщину, одну из дочерей Авраама, вот уже восемнадцать лет связанную сатаной? 17. Когда Он это сказал, всем Его противникам стало стыдно, а весь народ радовался чудесным делам, которые Он совершал.

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 319-321.

 

Этот рассказ происходит из материала предания, который был доступен только евангелисту Луке. В этих историях продол­жатся раскрываться тема спасающей силы Божией, действие которой свидетельствует о приближении Царства, и лицемерия ре­лигиозных вождей народа. Этой истории нет у других евангелистов. Из уст в уста передавались споры о Законе, которые вел Иисус Христос с лицемерными учителями Закона. Здесь говорится о том, как все еще на пути в Иерусалим Он во время субботнего собрания учил в некой синагоге. И это - последний случай пребывания Иисуса в синагоге. Очевидно, в это время враждебно настроенные к Нему законники уже следили за каждым Его действием и ждали удобного момента, чтобы обвинить Его. И вот Иисус видит женщину, одержимую «духом болезни», как буквально сказано у Луки. Тут же поясняется, от какой болезни она страдала 18 лет. Что-то с позвоночником: она была согбенная и не могла разогнуться. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождена от болезни твоей». Эти слова об исцелении сопровождаются возложением рук. «Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Тут стал протестовать начальник синагоги. Для него исцеление скорченной женщины было чем-то абсолютно недопустимым в субботу. Какое извращенное понимание заповеди Божьей! Он побоялся прямо осуждать действия самого Иисуса, а потому набросился на людей, которые, возможно, тоже хотели получить исцеление. Напоминая о субботней заповеди Закона Моисея (Исх 20:9-10; Втор 5:12-14), он сказал им: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Ведь Иисус исцелил женщину в субботу, а исцеление считалось работой. Следовательно, Иисус нарушил субботний закон. Вот если бы Он отложил исцеление этой женщины на другой день, никто не мог бы критиковать Его. Но Он настаивал на том, что недопустимо продлевать страдания человека до следующего дня, если есть возможность помочь ему сегодня. Итак, начальник синагоги косвенно осудил Иисуса. Но Господь назвал начальника синагоги лицемером и указал на обычную в любой день, в том числе и в субботу, практику отвязывать скотину от стойла, чтобы сводить на водопой. Ведь и Закон, и обычай осуждали жестокое обращение с животными. - Далее Иисус прибегает к обычному в Его устах логическому приему «малое и большое», «легкое и тяжелое». Мы уже неоднократно встречались с этим характерным приемом. Если справедливо «отвязывать» животных для утоления жажды, то насколько справедливее «развязать» несчастную женщину от цепей, которыми ее 18 лет связывал сатана. Посему и «должно было» исцелить эту «дочь Авраамову» в субботу, ибо в этом исцелении выразилась спасающая, исцеляющая воля Божья, которая лежит и в основе установленной Богом 7-дневной недели.

Противники Иисуса устыдились после Его простого и понятного аргумента. А «народ радовался о всех славных делах Его», а если перевести точнее, «народ радовался всем славным делам, совершенным через Него (Богом)». Эти слова евангелиста почти буквально повторяют слова Бога, сказанные Моисею на Синае: «И сказал Господь Моисею: вот, Я... пред всем народом твоим совершу славные дела» (Исх 34:10 LXX). То есть народ начинает воспринимать Иисуса Христа как нового Моисея. И реакция народных вождей, книжников и фарисеев все больше и больше расходится с реакцией народа в Израиле, так что споры вокруг личности Иисуса по пути в Иерусалим все более обостряются. Исцеление - это один из знаков, совершенных Иисусом и свидетельству­ющих о наступлении эсхатологического времени.

В связи с этим отрывком Монтефиоре[1] задавал вопрос христианам, почему женщина, со­гбенная в течение 18 лет, не могла подождать исцеления еще один день, чтобы не был нарушен закон: ведь ее потребность в исцелении не была столь неотложной, как потребность скотины в питье. В действительности освобождение человека в субботу после 18 лет мучительного плена означает не нарушение заповеди, но ис­полнение ее. Иисус обращает внимание слушателей на то, что женщина (вопреки тому, что в иудействе она рассматривается как существо низшее по сравнению с мужчиной) освящена про­исхождением от Авраама и, подобно Закхею (Лк 19:9), принадлежит к народу Божиему (Деян 13:26). Бог особо освятил день суббот­ний: позволительно ли, чтобы в святой день дочь Авраамова оставалась под властью сатаны? Запрет на исцеление в субботу озна­чает, таким образом, признание того, что суббота есть день господ­ства врага над человеком.

Поведение Иисуса свидетельствует не только о Его лич­ном милосердии, этим Он хочет сказать нечто гораздо бо­лее важное: Бог не хочет страданий человека, человеческая нужда больше религиозных предписаний, суббота создана Богом для радости, а ее превращают в нечто тягостное и обременительное.

 


[1] Монтефиоре, сэр Мозес (1784-1885) — известный предприниматель (до 1824 г.), а затем — один из лидеров еврейской общины в Англии, крупный религиозный и общественный деятель викторианской эпохи, благотворитель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: