Неделя 24-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: – Лк., 39 зач., VIII, 41–56 (ср. Мф 9:18-26; Мк 5:21-43).

 

Русский перевод РБО:

41. К Нему подошел человек по имени Иаир, который был начальником синагоги и, павши к Его ногам, стал просить Иисуса прийти к нему домой: 42. его единственная дочь, которой было около двенадцати лет, умирала. Иисус отправился туда в окружении плотной толпы. 43. В толпе была женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением; она истратила на врачей все свои средства, но никто не мог ее вылечить. 44. Она подошла сзади к Иисусу и прикоснулась к кисточке на краю Его одежды. Кровотечение сразу же остановилось. 45. – Кто ко Мне прикоснулся? – спросил Иисус.

Никто не признавался, и Петр сказал:

– Наставник, вокруг Тебя толпятся люди и напирают со всех сторон!

46. Но Иисус сказал:

– Кто-то ко Мне прикоснулся. Я почувствовал, как из Меня вышла сила.

47. Тогда женщина, видя, что она не осталась незамеченной, подошла, дрожа, и пала перед Иисусом. Перед всем народом она рассказала, почему она к Нему прикоснулась и как сразу же была исцелена. 48. Тогда Иисус сказал ей:

– Дочь Моя, твоя вера исцелила тебя. Иди с миром.

49. Иисус еще не договорил, как пришел человек из дома начальника синагоги.

– Твоя дочь умерла, – сказал он, – не беспокой больше Учителя.

50. Услышав это, Иисус сказал Иаиру:

– Не бойся, только верь, и девочка будет спасена.

51. Когда Он вошел в дом, то не позволил никому войти с Ним, кроме Петра, Иоанна, Иакова и родителей девочки. 52. Люди во дворе уже плакали и рыдали по ней.

– Перестаньте плакать, – сказал Иисус, – ведь она не умерла, а спит.

53. Они стали смеяться над Ним, потому что знали, что девочка умерла. 54. Иисус же взял ее за руку и сказал:

– Дитя, встань!

55. Дух девочки возвратился к ней, и она сразу же встала. Иисус сказал, чтобы ей дали есть. 56. Родители были поражены, но Иисус наказал им никому не рассказывать о том, что произошло.

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 202-207.

В этом отрывке рассказывается о двух исцелениях: жен­щины, которая из-за постоянной нечистоты двенадцать лет была исключена из жизни, считалась как бы заживо умер­шей, и двенадцатилетней девушки, которую постигла «край­няя форма болезни» - смерть. Иисус спасает одну от физической смерти, а другую от смерти для общества. Женщина отчаялась получить какую-то помощь от людей, а отец де­вочки, прежде чем обратиться к Иисусу, вероятно, тоже ис­черпал все другие возможности. В этом отрывке Иисус Христос показан как Господин над болезнью и даже над смертью.

В основе этого отрывка лежит сообщение евангелиста Марка (Мк 5:21-43). В нем, как и у Луки, в рамки рассказа о воскрешении двенадцатилетней девочки вставлен рассказ об исцелении кровоточивой женщины.

Мы читаем, что, когда Иисус возвратился с языческого берега Геннисаретского озера на галилейский, там Его уже ожидал народ. Некий начальник синагоги по имени Иаир, «пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом», чтобы спасти его единственную «дочь, лет двенадцати», которая «была при смерти». И если римский офицер, сотник, как мы помним, не отважился пригласить Иисуса Христа, говоря: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лк 7:6), то начальник иудейской синагоги не имеет таких препятствий и потому просит Иисуса прийти к нему в дом, чтобы исцелить девочку: «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Конечно, будучи начальником синагоги, Иаир не мог не знать, что двери синагог для Иисуса были уже закрыты, так как иудеи видели в Нем человека опасного, если не еретика. Но когда заболела его дочь, он забыл и свои предрассудки, и о чувстве собственного достоинства, и о гордости. Он, начальник синагоги, пришел, упал к ногам Иисуса и просил Его об исцелении его единственной дочери.

И вот, пока Иисус шел в дом начальника синагоги, Его теснила жаждущая видеть чудеса толпа. Как было сказано прежде, «весь парод искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6:19). Некая женщина, подойдя сзади к Иисусу, прикоснулась к краю Его одежды, и «тотчас... ощутила в теле, что исцелена от болезни», то есть от кровотечения, которым она страдала двенадцать лет. (Любопытно, что у евангелиста Марка сказано, что женщина «много потерпела от многих врачей» (Мк 5:26). В иудейской литературе можно встретить интересные высказывания в адрес врачей. «И ходил я к врачам, – говорит один человек, – лечиться, но чем больше они мазали мои глаза лекарствами, тем более глаза мои закрывались бельмами, пока я не ослеп совершенно» (Тов 5:10). Но к счастью есть в литературе и другие отзывы: одна из величайших похвал докторам находится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в Сир. 38:1–15: «Почитайте врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете...». Лука, будучи, по преданию, врачом, предпочел этого не говорить. Он опустил замечание Марка о вреде, принесенном врачами.) Женщина, как некогда блудница, подошла к Иисусу сзади. Это маленькое замечание указывает на то, что по Закону она была нечистой (Лев 15:19-33). Ее кровотечение изолировало ее от общества. Именно поэтому она не подошла открыто к Иисусу, а подкралась в толпе к Нему сзади и прикоснулась к краю Его одежды, то есть буквально к кисточке на Его одежде. Дело в том, что благочестивые иудеи носили верхнюю одежду - плащ с четырьмя кисточками, по одной на каждом углу. Эти кисточки были в память о заповедях Господних (Числ 15:38-40). Они должны были напоминать, что носивший это платье принадлежал к избранному Богом народу и обязан выполнять закон Божий. Пробравшаяся сквозь толпу женщина прикоснулась как раз к такой кисточке, и едва прикоснувшись, она почувствовала, что исцелена. Оказалось, что не нужны ни слова, ни особые жесты: для исцеления было достаточно одного прикосновения. Здесь наглядно демонстрируется, что Иисус, в отличие от магов-чудотворцев, пребывает «в силе Духа» (Лк 4:14; 5:17; Деян 1:8; 10:38). Он действует Святым Духом.

Иисус спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» И когда никто не отозвался, а Петр и другие спутники Иисуса указали Ему на тесноту, Он заметил, что это было не случайное прикосновение, не из-за толчеи, а, так сказать, «прикосновение веры», ибо Он почувствовал силу, которая истекла из Него (ср. Деян 5:15; 19:12). Тогда женщина призналась, что она, чтобы исцелиться, намеренно прикоснулась к Иисусу. «Он сказал ей: Вера твоя спасла тебя; иди с миром». Эти слова Иисуса Христа очень важны и потому повторяются в Евангелии неоднократно. Так было сказано кающейся блуднице: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк 7:50). Так будет сказано исцеленному от проказы самарянину: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17:19). Так будет сказано слепому из Иерихона: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк 18:42).

После эпизода с кровоточивой возобновляется прерванный рассказ о начальнике синагоги Иаире и его дочери.

Приходит некий человек из дома Иаира «и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя, Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет». Здесь предвосхищается пасхальная вера апостолов и их опыт воскресения Христова: вера одного человека способна вернуть жизнь другому человеку, мертвому. Иисус Христос позволил войти в дом только трем свидетелям - Петру, Иоанну и Иакову, а также родителям девочки. Здесь мы впервые узнаем, что, кроме двенадцати апос­толов, есть трое учеников, которые являются наиболее близ­кими Ему людьми. В доме уже траур, причитания и плач. Начались тридцатидневные траурные церемонии.

Погребение согласно палестинским обычаям должно состояться в день смерти. Иудейские траурные обычаи были очень театральны и детально разработаны. Они были направлены на то, чтобы подчеркнуть одиночество и окончательную разлуку через смерть. Ведь далеко не все иудеи того времени верили в воскресение, в окончательную победу над смертью. Как только кто-то умирал, раздавались громкие причитания, чтобы все знали, что смерть пришла. Причитания повторялись у могилы. Плакальщики склонялись над мертвым, вымаливая ответ у молчаливых губ, били себя в грудь, рвали на себе волосы и одежду. Одежду рвали тоже по определенным правилам и нормам. Одежду следовало разрывать сверху до сердца, то есть, чтобы видно было тело на груди, но не ниже пояса. Отцы и матери разрывали одежду с левой стороны над сердцем, прочие же – с правой стороны. Женщины должны были разрывать свою одежду дома, надев сначала нижнюю одежду задом наперед, чтобы не было видно тело. Они разрывали свое верхнее платье и носили его так в течении тридцати дней. По прошествии семи дней разрывы на платье можно было слегка зашить, но так, чтобы они были хорошо видны. По прошествии тридцати дней платье ремонтировали. Важная роль в траурной церемонии отводилась флейтистам. Во всем древнем мире – в Риме, в Греции, Финикии, Ассирии и Палестине – плач флейт был неразрывно связан со смертью и с трагедией. По закону мужчина, каким бы бедным он ни был, должен был нанять не менее двух флейтисток на похороны своей жены. Плач флейт, крики плакальщиков, страстные обращения к умершему, разорванная одежда и вырванные волосы – должно быть, превращал в дни траура иудейский дом в жалкий и печальный вид. Когда кто-то умирал, человек, носивший траур, не имел права работать, помазываться, носить обувь. Даже самый бедный должен был прекратить работу на три дня. Запрет на работу распространялся даже на слуг. Человек должен был сидеть с опущенной головой, не должен был бриться или «делать что-нибудь для своего удобства или утешения». Он не должен был читать закон и пророков, потому что такое чтение считалось радостью. Он мог читать Книгу Иова, Книгу Пророка Иеремии и Плач Иеремии. Он мог кушать только в своем доме и воздерживаться от мяса и вина. В течение тридцати дней он не должен был покидать город или селение. Было принято кушать не за столом, а сидя на полу.

И когда Иисус сказал собравшимся плачущим и рыдающим: «Не плачьте; она не умерла, но спит», Его подняли на смех, «зная, что она умерла». Здесь вступают в диалектическое противоречие вера и знание. Физическая смерть для Иисуса Христа есть только временный сон, ибо она, смерть, преодолевается Богом, дарующим вечную жизнь. Рассказ нам ничего не говорит о «мнимой смерти». Напротив, он подчеркивает реальность воскрешения из мертвых. Иисус, «выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: Девица! Встань!» Это повеление «Встань!» в оригинале имеет двойной смысл. Слово эгейре означает как просто «встань, поднимись», так и «воскресни». С другой стороны, мы должны четко сознавать, что речь в данном случае идет не о воскресении в точном, эсхатологическом смысле (как это было в воскресении Иисуса Христа). Нет, конечно, девочка вернулась к своей земной жизни. Так что можно с полным правом назвать происшедшее с нею «оживлением» или «реанимацией». Об этом говорит выражение: «и возвратился дух ее», иначе говоря, это не дарование девочке «новой жизни», а возвращение ее жизненного дыхания. - То же самое мы должны сказать о воскрешении сына Наинской вдовы, о чем у нас шла речь, когда мы разбирали седьмую главу этого Евангелия. И то же самое мы должны сказать о знаменитом месте из Евангелия от Иоанна, где рассказывается о воскрешении Лазаря. Сколь бы чудесны и необъяснимы ни были эти события, они говорят не о даровании новой жизни, а о возвращении земной жизни. Итак, девочка «тотчас встала», и для демонстрации реальности ее воскресения Иисус «велел дать ей есть». Родители «удивились». - Это характерно для всех прочитанных нами историй о чудесных деяниях Иисуса Христа: об усмирении бури, об исцелении бесноватого, об исцелении кровоточивой женщины, о воскрешении дочери начальника синагоги. Для всех этих историй характерно то, что Иисус все еще не находит полного и открытого доверия у людей, которым Он хочет помочь. В первой истории с бурей ученики пребывали «в страхе и удивлении» (Лк 8:25). Жители Гадаринской страны, когда увидели, что сотворил Иисус, «ужаснулись» (Лк 8:35). Кровоточивая женщина пребывает «в трепете» (Лк 8:47). Начальник синагоги Иаир боится (Лк 8:50). Родители девочки удивляются. Все участники последних рассказов боятся и удивляются, вместо того чтобы радоваться! Такая вот реакция людей, когда они становятся непосредственными свидетелями действия силы Божьей: они охвачены страхом и трепетом. Что же говорить о людях посторонних, о тех, которые знали об Иисусе понаслышке? Конечно, они могли понять Его чудеса превратно. Превратно и понимали. И в самих Евангелиях мы находим этому примеры. «Фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф 9:34), то есть занимается магией и колдовством. Да и позже повторялись такие обвинения. Об этом свидетельствует большой учитель церкви Ориген (Против Цельса, 1:38): мол, магии и колдовству Иисус научился во время своей жизни в Египте. Вполне возможно, что именно для того, чтобы не дать неверующим и враждебно настроенным людям повод для ложного истолкования Его действий, Иисус Христос в нашем рассказе и своим ученикам, и родителям девочки дает «заповедь молчания»: Он «повелел не сказывать никому о происшедшем».

Для всех этих историй характерно то, что Иисус все еще не находит полного и открытого доверия у людей, которым Он хочет помочь. Все участники последних рассказов боятся! Кроме того мы видим, что Иисуса постоянно окружает какой-то скепсис. Конечно, непосредственные свидетели действия силы Божией, могут вместо радости быть охвачены трепетом, потрясением. Но все сторонние наблюдатели, а тем более знающие об Иисусе понаслышке, могли понять Его чудеса превратно. Поэтому Иисус, входя в дом умершей девочки, «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова» (Мк 5:37). Поэтому и своим ученикам и родителям девочки «Он строго приказал, чтобы никто об этом не знал» (Мк 5:43).

В этих двух историях подчёркивается значение и силу веры и надежды. Именно эти посланные от Бога дары давали ученикам Иисуса уверенность и чувство безопасности в неблагоприятных условиях осуждения со стороны всего окружающего общества. Именно вера и надежда давали и церкви силу и мужество противостоять враждебному обществу, противостоять тысячелетней ветхой религиозности. Их свободная и радостная жизнь во Христе была настоящим воскресением из косной омертвелости земного царства греха и рабского страха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: