Социальная политика правительства Муссолини




Доклад

 

на тему: Итальянский фашизм в 1930-е – 1940-е гг.

Особенности социально-экономического и политического развития

.

 

Выполнил:

студент 4 курса группы «Из» _______ ________ А.М. Рокина

дата подпись

 

Руководитель:

к.и.н., доцент _______ ________ Д. В. Кузнецов

дата подпись

 

Благовещенск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Начало фашизации государства………………………………………………2

2. Социальная политика правительства Муссолини ………….……………….3

3. Экономическая политика…………………………………….……………….7

4. Мили­таризация хозяйственной жизни. ………………………………….….9

5. Распространение фашизма…………………………………………………...13

6. Итальянский фашизм в 1940-е годы…….………………………………….14

7. Кризис фашистского блока. …………………..…………………………….16

8. Список литературы………………………………...........................................18

Начало фашизации государства.

В отличие от других стран в Италии стабилизация развернулась в условиях краха либерально-парламентской системы и установления фашистской диктатуры. При­ход фашизма к власти являлся составной частью процесса стабилизации: смена формы политического господства буржу­азии существенным образом способство­вала укреплению основ капиталистического строя. Фашистский переворот стал началом коренной перестройки итальянских политических институтов, которая происходи­ла постепенно и при формальном сохра­нении преемственности с прошлым [2 стр.227-228].

Приход фашизма к власти был встречен ликующими комментариями близких к деловым кругам газет и повышением кур­са акций на бирже. Буржуазия видела в фашизме гарантию «порядка» - важней­шего для нее условия возвращения к нор­мальной хозяйственной деятельности. Еще до захвата власти фашисты нача­ли сочетать террор против организованно­го рабочего движения с созданием соб­ственных профсоюзов, которые пропове­довали единение рабочих и хозяев во имя «общих интересов нации». Хозяева в эти профсоюзы обычно не вступали, но они не были и чисто рабочими: в их составе оказалось немало представителей ин­теллигенции, служащих, мелких торгов­цев и т.д. К концу 1922 г. фашистские профсоюзы насчитывали около 1 млн. членов. После фашистского переворо­та они стали претендовать на монопо­лию в профсоюзном движении, стре­мясь вытеснить профсоюзы других на­правлений. На местах вооруженные фа­шисты продолжали громить рабочие организации, стоявшие на платформе классовой борьбы, и расправляться с их активистами, однако теперь «самочин­ный» террор дополнялся действиями репрессивных органов государства. Преследованиям подвергались органи­зации и деятели разной политической ориентации - целью фашизма было сло­мить организованное рабочее движение как таковое.

Во второй половине 20-х годов италь­янский фашизм окончательно обрел чер­ты, характеризовавшие его как принципи­ально отличную от либерального государ­ства форму политической власти. Пере­ход к чисто фашистским методам господ­ства завершил на политическом уровне стабилизацию капитализма в Италии. Но в сфере экономики стабилизация уже в 1927-1928 гг. уступила место кризис­ным явлениям. Началось падение про­мышленного и сельскохозяйственного производства, выросло число безработ­ных. Развернувшаяся под покровом фа­шизма стабилизация оказалась в Италии, как и в других странах, лишь пре­ ходящим этапом в процессе эволюции капитализма [стр.233].

Социальная политика правительства Муссолини

Характерной чертой фашистского режима являлось стремление не только подавлять массы, но и, лишив их возможности свободной самоорганизации, включить их в обязательные массовые объединения, находившиеся под контролем Муссолини. В 1930-е годы организация масс стала важнейшей целью фашистской политики. В 1932 г. Муссолини сказал немецкому писателю Э. Людвигу: " С массой надо говорить повелительно: она, как женщина, любит только сильных, которые внушают ей не только любовь, но и страх…. Масса для меня - не что иное, как стадо овец, пока она не организована". Стимулом для проведения более активной социальной политики стал экономический кризис в стране. Одним из первых подметил эту особенность итальянского фашизма П. Тольятти, назвав его "диктатурой, которая стремится опереться на массовое движение".

Корпоративная система привела к жесткой регламентации рынка труда и по существу установлению внеэкономического принуждения. Фашистские корпорации становились инструментом мобилизации экономики за счет усиления эксплуатации трудящихся. Но прочность режима зависела от одобрения его политики со стороны широких групп населения. Поэтому социальная политика правительства Муссолини становится более гибкой.

В 1934 г. была введена выплата надбавок для семей, имевших не менее двух детей. Правительство дважды (1936 г. и 1939 г.) объявляло о повышении зарплаты. Была создана широкая система социального страхования: по старости, инвалидности, безработице, болезни, материнству, многодетности и др.

Фашистские профсоюзы остались единственными в Италии профессиональными организациями рабочих, и с созданием корпоративной системы стали той ее составной частью, которая выполняла по преимуществу демагогическую, показную роль. Их высший персонал назначался и сменялся правительством по указаниям руководства фашистской партии. Была фашизирована и фактически огосударствлена система кооперативов. Подрастающее поколение охватывалось различными ступенями детских и юношеских фашистских организаций, весь ритуал и деятельность которых имели подчеркнуто военизированный характер. В 1937 г. все они вошли в объединение под названием «Итальянская ликторская молодежь», возглавленное секретарем фашистской партии. Студенческая молодежь была организована в рамках Университетских фашистских групп. В какое либо из объединений, контролировавшихся фашистской партией, входил почти каждый второй итальянец независимо от пола и возраста. [2.c.315]

Особое внимание уделялось благотворительной деятельности. Самыми массовыми организациями досуга трудящихся Италии были полугосударственные формирования "Дополаворо" ("После работы"). Их истинной целью являлось установление контроля за жизнью человека вне работы. Они финансировались министерством корпораций, крупными предпринимателями и местными властями. В 1927 г. число их участников достигло 2,8 млн., в 1937 г. - 3,8 млн., в 1939 г. - 4,1 млн. человек. С 1937 г. "Дополаворо" возглавил дуче. Через систему организаций "Дополаворо" проводилась социальная и культурная политика фашистского государства. При этих центрах создавались библиотеки, народные университеты, спортивные комплексы, устраивались патриотические экскурсии по местам военных сражений и к мемориалам Первой мировой войны, а также в наиболее важные центры культуры. Малообеспеченные семьи могли отправить детей в летние лагеря на море или в горы. Члены "Дополаворо" имели скидку на билеты в театр и кино, на лекарства и товары первой необходимости. Одно время проводились "театральные субботы" - утренние спектакли по недорогим ценам. По личному распоряжению дуче с 1929 г. организовывались народные "праздники урожая", фестивали народных песен.

Формировался культ вождя - дуче - всемогущего руководителя нации. В честь дуче слагали поэмы, снимали кинофильмы, рисовали картины. Насаждались новые идейно-политические и нравственные ценности. В 1932 г. Муссолини заявил: "Весь комплекс наших повседневных привычек должен быть преобразован: наши манеры есть, одеваться, работать и спать". Символом фашизации национальной жизни стало введение в конце 1926 г. нового фашистского календаря. Летоисчисление "фашистской эры" велось от 29 октября 1922 г. Каждый следующий календарный год обозначался римскими цифрами.

Навязывался т.н. "фашистский стиль" жизни. Вводились "фашистские субботы" - занятия военно-спортивной и политической подготовкой независимого от возраста, пола и социального положения. С 1930 г. получили распространение "фашистские свадьбы", на каждой Муссолини считался посаженным отцом. Стимулирование демографического роста было возведено в ранг государственной политики: "больше населения - больше солдат - больше могущества".

Важнейшим фактором стабилизации фашистского режима стало заключение в 1929г. между Муссолини и Пием ХІ специального пакта - Латеранских соглашений. Муссолини сумел таким образом разрешить застарелый конфликт итальянского государства с папством, возникший в период Рисорджименто, когда создание единой Италии сопровождалось лишением папства светской власти. В отместку Папа отказывал новому государству в поддержке со стороны церкви.

Латеранские соглашения положили конец этой вражде и установили мир между церковью и государством. Ватикан получил статус города-королевства и экономическую поддержку со стороны итальянского государства. Это обеспечило его лояльность к режиму и способствовало стабильности фашизма. Поддержав Муссолини, католические иерархи не во всем были согласны с режимом и его идеологией. В рамках религиозной доктрины они отстаивали примат человеческой личности, идею равенства людей перед Богом. В Латеранском соглашении было оговорено также право церкви, создавать религиозные школы и светские организации. В период консолидации фашистского режима Муссолини и Ватикан соперничали в борьбе за души людей. Фашистская партия считала родину "важнее Христа" и стремилась фашистской идеологией заменить веру итальянцев.

В 1930-е гг. сложилась гибкая и эффективная система государственного регулирования социальных отношений и духовной жизни, позволившая интегрировать массы в структуру фашистского государства и упрочить позиции режима Муссолини в обществе. Особенностью фашистского режима в Италии являлось также поддержание социальной стабильности не только при помощи репрессивного аппарата, но и методами морального и юридического принуждения, используя глубоко укоренившуюся в массовом сознании итальянцев их конформистскую готовность к чисто внешнему формальному восприятию определенной идеологии. Тем не менее, Муссолини не удалось добиться тотального поглощения гражданского общества государством и полностью фашизировать национальное сознание итальянцев. Фашизм недооценил возможности масс к самосознанию и сопротивлению. Наибольшего консенсуса с массами режиму удалось добиться в период итало-эфиопской войны 1935 г., но уже во второй половине 1930-х годов начал назревать кризис народного доверия режиму и стали складываться предпосылки для развития сопротивления.

Экономическая политика

Режим Муссолини вступил в новую фазу развития в условиях начавшегося мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно тяжело поразившего Италию. В годы кризиса промышленное производство сократилось на 27-28 %, а безработица превысила 1 млн. человек. Для этого периода итальянского фашизма характерны дальнейшая концентрация государственной власти и усиление её контроля над экономикой и социальными отношениями, повышение роли фашистской партии в государстве и обществе, окончательное оформление фашистской идеологии. Выявилась экспансионистская сущность итальянского фашизма, который объявил себя "новой цивилизацией".

В 1932 г. Муссолини опубликовал книгу "Доктрина фашизма", написанную с помощью философа Дж. Джентиле. Её главным постулатом объявлялось тоталитарное государство: "всё в государстве, и ничего вне государства". Оно включало не только политическую организацию нации, но и социальную и экономическую сферы.

Впервые идея корпораций была провозглашена ещё в программе фашистской партии 1921 г. Там говорилось, что корпорации "должны развиваться в соответствии с двумя главными задачами: как выражение национальной солидарности и как средство развития производства".

Основные принципы корпоративной системы были изложены в "Хартии труда", принятой Большим фашистским советом в 1927 г. Согласно ей корпорации должны объединять работодателей и работников и подчиняться государственному контролю. Государство признавалось арбитром в трудовых сходах, забастовки запрещались. Только фашистские профсоюзы получали монопольное право заключать от имени рабочих коллективные договоры с предприятиями. Фашистское государство активно влияло на содержание коллективных договоров.

Первым шагом к практическому введению корпоративной системы явилось создание в 1928 г. вместо единой конфедерации фашистских профсоюзов синдикатов по различным отраслям экономики: в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковской системе, на транспорте. В первой половине 1930-х гг. в Италии было создано 22 отраслевые корпорации, в каждую из которых входили соответствующее предпринимательское объединение и фашистский профсоюз. Высшим руководящим органом экономики страны становился Национальный совет корпораций, который являлся совещательным органом при правительстве по вопросам производства и труда, т.е. частью фашистского государственного аппарата. С 1936 г. Национальный совет корпораций регламентировал цены, тарифы, нормы производства и заработную плату. Корпорации восстановили 8-часовой рабочий день и ввели 40-часовую рабочую неделю.

Налоговая система и принудительные государственные займы среди населения давали возможность государству аккумулировать средства, которые в виде кредитов и субсидий предоставлялись крупным монополистическим предприятиям, в первую очередь они шли на развитие добывающей, текстильной, синтетической промышленности. Государство посредством корпораций монополизировало ввоз сырья из-за границы и его распределение между предпринимателями. Особенно крупные средства выделялись для развития военной промышленности.

Создание корпоративной системы сопровождалось масштабной идеологической кампанией. Корпорации изображались формами классового сотрудничества, отвечающие общим интересам нации и даже "преодолением" капиталистической системы. Муссолини объявил корпоративизм новым этапом в эволюции государства в направлении демократии. На самом же деле фашистский корпоративизм не имел ничего общего с синдикально-корпоративным вариантом демократического развития. Фашистское корпоративное государство строилось не снизу, как это предусматривается синдикальной идеей, а верхушкой фашистской иерархии и в её интересах. Во главе корпораций встали наиболее известные представители финансово-промышленого капитала: Пирелли, Мотта, Аньелли, Вольпи. Корпоративная политика Муссолини помогла монополистическому капиталу овладеть решающими отраслями экономики. Хозяевами индустрии страны стали химический и горнорудный трест "Монтекатини", резиновый "Пирелли", металлургический и оружейный "Терни", электроэнергетический "Эдисон".

Важнейшим направлением усиления экономического регулирования со стороны государства стало создание частно-государственных объединений. Одним из первых был Институт промышленной реконструкции (ИРИ), созданный в 1933 г. Через него государство финансировало машиностроительные и металлургические предприятия.

4. Мили­таризация хозяйственной жизни.

Во второй половине 30-х годов в Италии наблюдалось все более широкое и активное вмешательство государства в развитие экономики. Оно являлось важнейшей составной частью фашистского варианта антикризисной стратегии, а с другой стороны, было связано с тем, что итальянский фашизм превратился в одну из наиболее агрессивных сил на международной арене и вел форсированную подготовку к боль­шой войне. В предвидении такой войны фашистс­кий режим задался целью покончить с за­висимостью Италии от ввоза извне и до­биться ее экономической автаркии, т.е. самообеспечения продовольствием и стра­тегически важными видами сырья. В 1934­-1935 гг. в Италии была установлена моно­полия внешней торговли и значительно сокращен ввоз нестратегических товаров [2 с.312].

Установленный государственный контроль над экономикой послужил целям ее милитаризации. Муссолини говорил, что корпорации созданы для усиления могущества нации, в целях ее мировой экспансии. Автаркия должна привести в самые короткие сроки к максимальной экономической независимости Италии, особенно в военной области.

В 1930-е гг. военный бюджет Италии быстро возрастал. С 1930 по 1937 гг. военные расходы составляли 5 млрд. лир ежегодно, а в 1938-1939 гг. они достигли 8 млрд. лир. На подготовку к войне Италия затратила более 133 млрд. лир.

Фашистская пропаганда возрождала старые националистические мифы о воссоздании "священной римской империи", спекулировала на идеях деятелей итальянского Рисорджименто о цивилизаторской миссии Италии в Африке. В 1930-е гг. появились новые мифы об "исторической неизбежности" распространения фашизма на весь мир. В 1936 г. идеолог итальянского фашизма философ Дж. Джентиле следующим образом обосновал "историческую миссию" фашизма: фашизм призван оздоровить больную Европу, испорченную демократией, и повести её на борьбу с "азиатским большевизмом".

В 1920-е гг. фашистская Италия еще не была в состоянии проводить активную внешнюю экспансию и ограничивалась действиями по укреплению своего положения в послевоенной Версальской системе международных отношений. Италия стремилась добиться усиления своего влияния прежде всего в Средиземноморском регионе, рассчитывая на поддержку со стороны Франции и Великобритании.

В 1924 г. Муссолини удалось по договору с Югославией присоединить к Италии Фиуме. В 1926 г. Италия становится гарантом безопасности Албании, а в1927 г. был подписан договор об оборонительном союзе двух стран. В целом в 1920-е гг. произошло усиление Италии на Балканах. Более открыто фашистский режим Муссолини стал провозглашать колониальную экспансию, прежде всего в отношении Эфиопии. В 1925 г. Италия заключила с Англией соглашение о будущем разделе Эфиопии. Вместе с тем, в 1928 г. Италия по договору с Эфиопией гарантировала последней мир и дружбу.

Новый поворот к агрессивной внешней политике фашистской Италии произошел в условиях мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. При подготовке к колониальной экспансии Муссолини стремился обеспечить стабильность своему режиму на международной арене. С этой целью 2 сентября 1933 г. в Риме Италия подписала с СССР "Договор о дружбе, ненападении и нейтралитете" сроком на 6 лет. Советская сторона проявила готовность поддержать в определенной степени политику Италии на Балканах. Также выявилось негативное отношение обеих стран к Лиге Наций. В январе 1935 г. в Риме между Италией и Францией были подписаны соглашения, которые развязали Муссолини руки для дальнейшей экспансии в Северной Африке.

В октябре 1935 г. фашистская Италия напала на Эфиопию. Даже эта ограничен­ная по масштабам война, в которой агрес­сор располагал авиацией, химическим оружием и танками против практически безоружной жертвы, оказалась серьезным испытанием для итальянской экономики, подтолкнув фашизм к дальнейшему рас­ширению ее государственного регулиро­вания.

В деревне была введена система обязательных поставок, а затем в сущнос­ти ликвидирован свободный рынок сель­скохозяйственной продукции, которая дол­жна была продаваться только государ­ственным заготовительным органам по установленным ими ценам.

В 1936 г. был национализирован Итальянский банк, превращенный в центральный эмиссионный банк страны и контролировавший всю ее кредитно-денежную систему. Главное же, рычаг государственного вмешательства стал усиленно использоваться для разви­тия стратегически важных отраслей про­мышленности и их сырьевой базы. На средства бюджета был создан ряд предприятий по производству синтетичес­кого жидкого топлива и других замените­ лей тех видов сырья, которыми Италия не располагала. Государственные капиталов­ложения направлялись в горнорудную про­мышленность, в разработку залежей буро­го угля, металлургию. На автаркию было ориентировано и развитие легкой про­мышленности. Потребителям назойливо рекомендовалось «предпочитать нацио­нальные продукты». Вся сложившаяся в 30-е годы фашист­ская система государственного экономи­ческого регулирования была в высшей сте­пени выгодна промышленным магнатам. Она обеспечивала капитанам промышлен­ности щедрое поощрение усилий по на­ращиванию военного потенциала Италии, защиту от иностранной конкуренции на внутреннем рынке и беспрецедентную возможность страховать себя за счет мас­сы налогоплательщиков от издержек пред­принимательской деятельности и сбоев в механизме капиталистического хозяйства. Только за пять лет - с 1934 по 1939 г. - прибыли 16 крупнейших итальянских тре­стов возросли на 78 %.

Экономическая подготовка Италии к войне позволила ей избежать поразивше­го в 1937-1938 гг. другие страны очеред­ного кризиса перепроизводства. К этому времени Италия превратилась из аграрно­-индустриальной в индустриально-аграр­ную страну: с начала 30-х годов числен­ность занятых в промышленности и на транспорте превысила численность заня­тых в сельском хозяйстве. Но этот сдвиг произошел за счет роста лишь тех отрас­лей промышленности, которым отводи­лась ключевая роль при осуществлении политики автаркии и доставалась львиная доля государственных затрат на ее прове­дение. За период 1928-1938 гг. продукция металлургии и машиностроения возросла на 27 %, химической промышленности - на 30 %, горной - на 35 %, энергетичес­кой - на 63 %, тогда как в текстильной промышленности и в секторе жилищного строительства и общественных работ от­мечалось сокращение соответственно на 18,5 и 35 % [2 стр.313].

Во второй половине 30-х годов Италия стала все теснее сближаться с гитлеровской Германией. Совместно они предприняли в 1936 г. интервенцию в Испании в поддержку мятежа генерала Франко против республиканского правительства (со стороны Италии в ней участвовали сухопутный экспедиционный корпус, авиация и флот). В том же году между Италией и Германией было подписано соглашение о сотрудничестве, известное как «ось Берлин - Рим». Оно предусматривало осуществление общей линии в вопросах европейской политики, совместные мероприятия в области «антибольшевистской борьбы», а также выход Италии (по примеру Германии) из Лиги Наций, который последовал в конце 1937 г. В 1937 г. Италия присоединилась к германо-японскому «антикоминтерновскому пакту». Ее отношения с Францией вновь ухудшились: едва Франция успела признать завоевание Италией Эфиопии, как ей были предъявлены итальянские притязания на Корсику, Тунис и Джибути. В апреле 1939 г. Италия оккупировала и аннексировала Албанию.

Итальянский фашизм не дошел до гитлеровской системы массового уничтожения политических противников или расового геноцида. Но так было не потому, что фашистский режим в Италии имел принципиально отличную от нацизма природу. Различаются лишь формы и методы фашизма, который приноравливается к особенностям каждой страны, спекулирует на ее прошлом, использует в собственных целях черты массовой психологии данного национального образца.

Распространение фашизма

К лету 1941 г. Германия и Италия распространили свое господство почти на всю Западную, Центральную и Юго-Восточную Европу. Немецкие и итальянские войска находились на территории 18 иностранных государств. Австрия, Чехословакия и Албания были захвачены еще до начала второй мировой войны; 9 государств (Польша, Норвегия, Дания, Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, Югославия, Греция) фашисты оккупировали в ходе военных действий. Еще 6 государств (Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Болгария, Финляндия) официально числились союзниками Германии, но они зависели от Германии и на их территории размещались немецкие войска. Тесные связи с Германией и Италией поддерживали франкистская Испания, присоединившаяся в 1939 г. к антикоминтерновскому пакту, и салазаровская Португалия. Фактически лишь три западноевропейских государства - Швеция, Швейцария и Эйре (Ирландия) - остались полностью нейтральными. [2 c.462]

Перестали действовать главные международные организации довоенного времени. Лига Наций более не функционировала; Рабочий социалистический интернационал и Амстердамское объединение профсоюзов распались.

Управление оккупированными странами осуществлялось, главным образом, при помощи местных марионеточных правительств, которые формально числились самостоятельными, а на деле находились под контролем военной администрации, военного командования и всякого рода «уполномоченных» оккупационных властей. Такие правительства существовали во всех оккупированных Германией и Италией странах, за исключением Польши. [2.c.462]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: