Информационно-поисковая система «Профессиография»




Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

Реферат на тему:

«Информационно-поисковые системы выбора профессии»

Работу подготовила:

Учащаяся 9-Г класса

Мирошниченко Анастасия

 

 

Г. Макеевка

Информационно-поисковая система «Профессиография»

В 60-е гг. XX в., когда была поставлена задача создания системы профориентации и профконсультации для молодежи, психологами была зафиксирована ситуация организационного и информационного кризиса в области знаний о профессиях. Проявления кризиса состояли в том, что отсутствовала единая согласованная программа анализа профессий, сложно было сравнивать данные, накопленные разными исследователями, информация о профессиях была рассеяна по разным источникам и труднодоступна не только для населения, но и для профконсультантов и специалистов профессиографов. Объемы информации о профессиях требовали разработки классификации и технологий поиска.

На решение задачи по сбору и упорядочению информации о профессиях были мобилизованы сотрудники отдела психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (г. Ленинград) под руководством Е. А. Климова. Итоги этой работы в 1972 г. нашли отражение в книге «Информационно-поисковая система «Профессиография».

Информационно-поисковая система «Профессиография» (ИПСП) предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Было охвачено порядка 100 профессий, которым обучали в системе профессионально-технических училищ. Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

1) общие сведения о профессии; 2) подготовка кадров; 3) типовые производственные показатели работы; 4) санитарно-гигиенические условия труда; 5) психофизиологическая характеристика труда.

 

Была составлена компактная методика сбора, хранения и поиска информации о профессиях. При этом в качестве носителей информации использовались карты с краевой перфорацией. Формализованные признаки профессии в рамках перечня дескрипторов (их присутствие или отсутствие) отмечались на краевой перфорации. В центре карты помещалось неформализуемое качественное содержание. База данных могла постоянно пополняться. Информационно-поисковая система позволяла получать сведения о конкретной профессии (по ее названию), перечень (множество) профессий по заданному одному или нескольким признакам (если эти поисковые признаки были в перечне дескриптивных признаков) или группу профессий по заданным нескольким признакам. С помощью спиц, которые вставлялись в пронумерованные отверстия карты, и встряхивания блоков массива карт можно было выделить искомую группу профессий уже собранного информационного массива.

 

Поиск профессии или группы профессий проводился вручную, но собранная информационная база данных и, главное, логика, принципы формирования такого рода информации вполне соответствуют современным требованиям к упорядочению сведений для использования современных информационных технологий. Поэтому, если какой-либо профориентационный центр района, города, региона захотел бы создать компьютерную систему поиска профессий, опыт создания профессиоведческой поисковой системы на перфокартах мог бы служить ее научно-методологической основой.


Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развитие глобальной информационной компьютерной сети.


Информационно-поисковые системы (ИПС) позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы, они подходят, в большей степени для профориентации молодёжи и поэтому чаще используются.

 

ИПС подразделяются на:

 

v Ручные ИПС: всевозможные бланки, карточки и т.п.

v Компьютерные ИПС: электронные базы данных

v Профессиональную агитацию и рекламу

v Экскурсии в учебные заведения и на предприятия

v Встречи с профессиональными специалистами по конкретным профессиям

v Просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения

v Профессиональные занятия в школах

v Обучающие фильмы

v Предоставление информации посредством СМИ

v «Ярмарки» профессий

 

Любой из этих методов способен помочь разобраться в тонкостях профессий и подобрать наиболее подходящую для человека, но надо отметить, что в целях профориентации лидирующие позиции, конечно же, занимает использование Интернета. К наиболее распространенным зарубежным ИПС относят - Google, Alta Vista, Excite; русские - «Yandex» и «Rambler».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: