Святые Девы-Мученицы Лукии




"Девство – есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном".

Антоний Великий (ок. 251– 356 гг.).

 

Позднее античное язычество со своими вакханалиями не любило мужского и особенно женского девства, безбрачия и даже наказывало бездетных. Христианство же, наоборот, благоговело перед Небесным Женихом - Богом Иисусом Христом, прославляло монашество и безбрачие. Внутреннюю, положительную сторону девства составляет целомудрие безбрачной жизни - такая добродетель, которая, обуздывая чувственное желание и покоряя его разуму, хранит в чистоте душу и тело. Целомудрие девства, как добродетель, должно быть плодом личных нравственных подвигов. Чтобы девство в полной мере имело все свои достоинства и было угодно Богу, оно должно быть самостоятельно принято и хранимо по своему желанию.

Святой Игнатий Богоносец, которого по преданию держал на руках сам Иисус Христос, предостерегал одного пастыря: “Не возлагай ни на кого ига девства: ибо не безопасно сие стяжение и нелегко сохранить его, когда бывает сие по принуждению”.

Чистые Девы, пламенеющие своею любовью к Небесному Богу, обычно были и первыми мученицами в гонениях за христианскую веру. Среди Cвятых Дев-Мучениц Лукий наиболее известна Лукия Сиракузская. Её почитают как католики, которые отмечают её праздник по григорианскому календарю 13 декабря, так и православные христиане, чтущие день её памяти 26 декабря, в соответствии с юлианским календарем.

Согласно преданию, не по принуждению, а по собственной воле, в юные годы Лукия дала обет целомудрия. Она родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы, на восточном побережье острова Сицилия.

Сиракузы – один из древнейших городов-колоний Италии был основан греками-коринфянами в 734 году до Р. Х.. В греко-римское время этот город пережил периоды своего величия и падения, религиозной славы и забвения, тирании и демократии. Здесь были построены храмы, посвященные греческим богам Аполлону и Афине, но в театре на склоне горы разыгрывались комедии о богах и героях, которые поэт Эпихарм создал из народных пародий.

Во время войн между Римом и Карфагеном сиракузцы вначале поддерживали римлян, а затем перешли на сторону карфагенян. За это командующий римской армией Марцелл взял город штурмом в 212 году до Р.Х., но сам через пять лет погиб в битве с карфагенянином Ганнибалом. Знаменитый математик и физик Архимед, живший в 287-212 гг. до Р. Х., помогал горожанам обороняться от римлян с помощью сооружённых под его руководством механизмов и приспособлений. Он мужественно принял смерть от руки римского воина, попросив его не заслонять его чертёж, над которым размышлял в свои последние минуты. До сих пор жизнь и смерть Архимеда восхищает многих ученых и простых людей как настоящий научный и гражданский подвиг. Но ещё более значим для Бога и христиан подвиг юной Святой Мученицы Лукии, уроженки, а ныне и покровительницы города Сиракуз.

В сложной, противоречивой обстановке, зарождающееся в Сиракузах Христианство боролось с сильной многовековой языческой религией и культурой. Не на широких площадях, не в обширных храмах, а в лачугах, каменоломнях и тесных катакомбах первые сиракузские христиане проповедовали основы “Нового Завета”. Именно там, в катакомбах и была обнаружена надпись, которая свидетельствует о том, что уже в 400 году Святой Лукии был посвящен праздник, что не ставит под сомнение исторический факт её существования.

Римские власти сознавали, что имеют дело с новой, особой христианской религией, противостоящей их традиционным культурно-религиозным ценностям. Наиболее жестокие гонения на христиан приходятся на конец правления римского императора Диоклетиана (284-305 гг.) Около 20 лет он правил, почти не трогая христианской церкви. Эти годы отмечены в основном мученичеством среди воинов-христиан, которые то и дело отказывались приносить положенные жертвы языческим богам, за что и подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже напротив дворца императора в малоазиатском городе Никомедии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая прекрасная христианская церковь. И вот под самый конец своего царствования, в 303 году Диоклетиан начал жесточайшее гонение на христиан под влиянием одного из своих соправителей Галерея. Вначале он приказал разрушить до основания христианскую церковь в своей резиденции. На другой день был объявлен и первый всеобщий эдикт, повелевающий разрушать христианские церкви, отбирать и сжигать священные книги, а всех упорствующих в Христианстве лишать гражданских прав. Во время диоклетиановских гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии по приговору церковных судов в христианскую эпоху книг языческих. Другие эдикты 303-304 годов предписывали заключать в тюрьмы и казнить всех представителей духовенства, требовать от них отказа от Христианства, повсеместно принуждать к принесению жертв языческим богам и добиваться этого любыми пытками.

История жизни и мученичества Лукии, как и многих других святых раннего христианства, окутана легендами. Мать её Евтихия была знатной и богатой дамой. Как уже отмечалось, ещё в детстве Лукия дала обет целомудрия и решила посвятить свою жизнь служению Господу, но никому не говорила об этом. Когда Лукия стала молодой красивой девушкой, умер её отец, а мать решила выдать дочь замуж за знатного юношу из языческой семьи. Лукия всеми способами пыталась избежать этого, твёрдо решив сохранить свою девственную чистоту. Она страстно молила Бога помочь ей в этом и пыталась отложить срок свадьбы как можно дальше. К тому же её жених был язычником, а Лукия презирала идолопоклонничество.

Неожиданно мать Лукии тяжело заболела, у неё открылись сильнейшие кровотечения, которые не мог остановить ни один врач. Болезнь продолжалась около четырёх лет и Лукия постоянно находилась рядом, ухаживая за больной. Вопрос о свадьбе отложился сам собой. Но любящую дочь не радовало то, что это происходило ценой здоровья её матери и она усердно продолжала молить Господа об исцелении.

В это время в городе Катания, который расположен неподалёку от Сиракуз, у могилы Святой Мученицы Агафии происходили чудесные исцеления больных. Слух об этом быстро дошёл до Сиракуз и Лукия убедила свою мать совершить паломничество к могиле праведницы, чтобы молить Господа об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, из Евангелия была зачитана история о чудесном исцелении больной, страдавшей 12 лет от того же недуга, что и мать Лукии. Благодаря своей силе веры женщина излечилась прикосновением к одежде Иисуса Христа. “И тот час иссяк в ней источник крови”... “Вера твоя спасла тебя; иди в мире, и будь здорова от болезни твоей” - сказал Христос ей (Евангелие, Мк. 5. 25-34; Лк. 8. 43-48; Мф. 9. 20-22).

Лукия была глубоко тронута этой историей и сказала матери: “Матушка, если ты веришь в то, что сказано в Евангелие, приложись к могиле Святой Агафии и несомненно будешь исцелена!”. Сама же она долго и усердно молилась у могилы Святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном. Во сне к ней явилась сама Святая Мученица Агафия в окружении ангелов. “Сестра моя!” – обратилась она к Лукии. – “Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу”. Одновременно с этим, святая Агафия предупредила, что самой Лукии предстоит претерпеть тяжкие муки.

Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и Святая Агафия. Евтихия поблагодарила Небо за исцеление и благословила дочь на этот подвиг.

В благодарность за исцеление матери, Лукия, вернувшись в Сиракузы, раздала своё приданое бедным. Она говорила: “Если хочешь угодить Богу, то отдай Ему всё, что у тебя есть. Ведь, умирая, ты ничего не сможешь забрать с собой”. На некоторых православных иконах это изречение помещено на хартии, которую она держит в руке.

Молодой человек, с которым была обручена Лукия, узнав о том, что она раздала своё приданное бедным и решила остаться девственницей, пришёл в ярость и возненавидел свою невесту. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против Лукии обвинения в христианстве и расточительстве.

Пасхазий тут же вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что Лукия ответила: “Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму”. Но Пасхазий не унимался, объявив Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Тогда Лукия сказала: “Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю закон Божий. Ты испытываешь страх перед императором, я – перед Господом. Ты ищешь милости императора, я же – милости Божией. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно”.

Эти слова привели Пасхазия в ярость. Он распорядился отвести Лукию в публичный дом на поругание. Однако свершилось чудо: Господь придал такую тяжесть ее телу, что стража не могла сдвинуть Лукию с места. Её пытались тащить даже с помощью волов, однако все усилия были напрасны. Не справившись с хрупкой девушкой, язычники скрежетали зубами от ярости и стыда. И тогда Пасхазий приказал разжечь костёр вокруг Лукии и поливать её кипящим маслом, но пламя окутало Лукию, как покрывалом, не причинив ей никакого вреда. Стоя посреди костра, Лукия воскликнула: “Слава Господу нашему, Иисусу Христу!” Тогда разъярённый Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом, удалился, потрясённый чудом, свершённым христианским богом. Лукия же, получив смертельный удар, жила до тех пор, пока её не причастил священник. В смертельной агонии Лукия утешала христиан, провозвещая Божией милостью скорое окончание гонений со стороны язычников. Призвав христиан к добродетельной жизни, к вере в Божественное провидение, она погрузилась в молитву и вскоре отошла к Господу. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

Ещё одна легенда повествует о том, что один из просящих руки Лукии был настолько очарован красотой её глаз, что не мог найти покоя. Тогда Лукия, почувствовав, что её глаза вредят этому молодому человеку, вырвала их из глазниц и послала ему. Преисполненный раскаяния и восхищенный мужеством Лукии, с которым она доказала свою веру, этот молодой человек стал христианином. В память об этом, святая Лукия часто изображается с блюдом в руке, на котором находятся глаза.

На том месте, где, согласно преданию, Лукия умерла за свою веру, была сооружена церковь в её честь. Её неоднократно перестраивали, так что она утратила свой первоначальный вид. Сегодня на этом месте стоит церковь, построенная в основном в 12 веке. Справа от хоров – гранитная колонна, у которой якобы была казнена Лукия. В апсиде – картина, написанная в 1608 году Микеланджело де Караваджо, на которой изображено погребение святой Лукии.

В Сиракузах всё ещё хранится ребро Святой Лукии, остальные же реликвии в своё время были отправлены в Константинополь. В 970 году по просьбе германского императора Оттона Великого часть мощей была передана в монастырь Святого Винсента, расположенный в городе Мец в Лотарингии. Из Константинополя в 1204 году мощи Святой Лукии были перевезены в Венецию, где они и по сей день хранятся в церкви Святого Иеремии.

Поскольку имя Лукии означает на латыни “светлая, светозарная” (на Западе это имя произносят как Луция, Люсия или Лючия), эта святая стала считаться защитницей от телесной и духовной слепоты. Она считается покровительницей не только слепых, но и крестьян, кучеров, портних, стекольщиков, нотариусов, а также раскаявшихся блудниц. Кроме того, Святая Лукия является покровительницей Сиракуз, Мантуи, Толедо и Венеции. В кафедральном соборе Сиракуз, построенном на месте языческого храма, Святой Лукии посвящена часовня. Там стоит серебряная статуя мученицы, изображённой с пальмовой ветвью и лампадой.

В 300-е годы жестокие эдикты Диаклетиана привели к массовым арестам христиан, пыткам и несправедливым расправам. Об этом свидетельствует и житиё ещё одной Святой Лукии, уроженки области Компания в Италии, которую прославляют 19 июля. Так же, как и Лукия Сиракузская, она ещё в ранней юности решила посвятить свою жизнь служению Христу, дала обет девства и вела строгую и целомудренную жизнь.

Ещё совсем молодой она попала в плен к вождю одного из германских племен Риксу, который увёл Лукию в свою страну. Он пытался заставить Лукию поклоняться языческим богам и соблюдать их обряды, но она твёрдо следовала своей вере и была готова претерпеть любые мучения за неё. Рикс проникся уважением к Лукии и даже предоставил ей и её служанкам отдельный домик для уединенной жизни и усердной молитвы Богу. Отправляясь в военные походы, он с благоговением просил молитв Лукии, и возвращался с победами.

Лукия жила на чужбине 20 лет. Узнав о гонении христиан императором Диоклетианом на её родине, она стала просить Рикса отпустить её в Италию. Она хотела вместе со своими соотечественниками прославить Господа и готова была пострадать за Христа. Рикс, под влиянием Лукии, к тому времени уже принял христианство и тоже проникся стремлением к мученическому подвигу. Оставив свой дворец и семью, он вместе с Лукией отправился в Рим.

По приговору римского префекта Элия, они были усечены мечом в начале 300-х годов. Вслед за ними были обезглавлены еще девять святых мучеников: Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос, Капик и Сатур.

В биографиях двух Святых Лукий много общего – обет девственности, принятый в юности, чистая и строгая жизнь, постоянная помощь своим родным и окружающим их людям, твёрдость в христианской вере, мужество в последние часы жизни, мученическая кончина.

В 303-306 годах мученическую смерть приняли многие будущие Святые Великомученики и Мученики - Пантелеймон-Целитель, Георгий-Победоносец, Димитрий Солунский, Димитрий Мироточивый, Параскева Пятница, Анастасия Узоразрешительница, Евфимия Всехвальная, Иулиания, Ирина, Анастасия, Варвара, Екатерина, Прокопий, Евпл, Агния, Евтихиан, Феодотия и другие. Житие каждого из вышеуказанных мучеников достойно отдельного повествования.

В эти годы мученичество приобрело массовый характер. Особенно яростно в это время преследовались священнослужители. Гонению подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому, что не было твёрдой границы между клириками и простыми церковными служащими. За отказ выдать священные книги был убит епископ африканский Феликс, обезглавлен епископ Антим Никомедийский, мученически погибли пресвитеры Памфил, Пелей и Нил; епископы Пётр Александрийский и Филей Тмуитский, египетские епископы Гезихий, Пахомий и Теодор, а также Лукиан Антиохийский, Зенобий Сидонский, Сильвиан Едесский.

Имена многих мучеников, конечно, до сих пор остались для нас неизвестными. Во Фригии был сожжен целый город, в котором жило множество христиан; в Египте и Палестине число мучеников исчислялось тысячами.

“Блаженны гонимые за правду, ибо их есть царствие небесное” – прочитал сицилийский диакон Евпл, когда его схватили и привели к правителю. “Что это такое?”, - спросил правитель. “Это заповедь, данная нам Господом”, – отвечал Евпл.

Массовое христианское мученичество не было напрасным и забытым, хотя одной из задач гонений было искоренение даже их имени – «Nomen chritianorum deleto »– «Да погибнет имя христианское».

Вскоре наступили другие времена. После отречения от престола Диаклетиана и Максимиана в 305 году преследования христиан несколько смягчились, а в некоторых областях прекратились вовсе. Но жестокий Галерий, ставший императором на Востоке, и его племянник, ненавидевшие христиан, возобновили гонения и репрессии свирепствовали ещё несколько лет подряд. Прежде, чем окончилась лютая скорбь для христиан, Господь совершил Свой суд над их гонителем - императором Галерием. В девятый год от начала гонения, гнев Божий на Галерия открылся болезнью, вначале самою легкою и незначительною, но впоследствии страшною и неисцелимой. Тяжёлая болезнь Галерия сломила его и вынудила подписать в 311 году эдикт, позволяющий христианам следовать их новой религии при условии молить Бога о его здравии. Молитвы о здравии императора повсюду приносились христианами, но страдалец всё-таки “сошёл во гроб в болезненных мучениях”.

Константин, правитель западной части Римской империи совместно с Ликинием, который в то время взял правление её восточной частью, издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости. В 323 году Константин, став императором над всей Римской империей, распространил действие этого эдикта на всей её территории. Он объявил себя христианином и чувствовал свою великую ответственность за духовное благо своих подданных. Он понимал, что отвечает не только за материальное благополучие своего государства и его жителей, но также и за их вечное спасение. Он всячески поддерживал церковь, возвращал христиан из ссылки, строил вместе со своей матерью христианкой Еленой многочисленные храмы. Столица империи была перенесена из Рима на Восток – в Византию, Константинополь. Начался новый этап Христианской и мировой истории.

Вера учеников Иисуса в то, что горстка людей, одухотворённая подвигом Иисуса Христа и снизошедшим на них Святым Духом, окажет влияние на весь мир - осуществилась, несмотря на всю её невероятность. Как “малая закваска заквашивает всё тесто” (Гал. 5. 9), так и благодаря силе веры и стойкости духа Мучеников и всех верующих, Христианство не было сломлено, а победило, распространилось по всему миру и восторжествовало! Господь прославляет своих Святых, посылая явные знамения, чудесные исциления, открытие нетленных мощей, подтверждающих их святость. Погибшие за Иисуса Христа Мученики со временем превратились в Святых Защитников, Целителей, Помощников и Хранителей Церкви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: