Сравните развитие образования в России в ХVII и ХVIII вв.




Россия в XVIII в.

Часть А

 

1. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?

1) отменой крепостного права

2) провозглашением России империей

3) присоединением к России Крыма

4) принятием «Соборного уложения»

 

2. Выдающимися зодчими XVIII в. были

1) В. Баженов, М. Казаков

2) Ф. Рокотов, Д. Левицкий

3) Н. Новиков, А. Радищев

4) Г. Державин, А. Сумароков

 

3. Законодательный акт XVIII в. о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях назывался

1) «Строевым уложением»

2) «Табелью о рангах»

3) «Духовным регламентом»

4) «Соборным Уложением»

 

4. Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как

1) «пугачевщина»

2) «хованщина»

3) «смута»

4) «бироновщина»

 

5. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. завершились

1) завоеванием Россией выхода к Черному морю

2) потерей Россией Причерноморья

3) потерей Россией Крыма и Кубани

4) вхождением в состав России Правобережной Украины и Белоруссии

 

6. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло в

1) 1721 г. 2) 1785 г.  
3) 1709 г. 4) 1711 г.  

 

7. Как назывались правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII века?

1) коллегии 2) министерства
3) приказы 4) «избы»

 

8. Какой из перечисленных архитектурных памятников относится к XVIII в.?

1) Успенский собор Московского Кремля

2) церковь Покрова на Нерли

3) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

4) Царский дворец в Коломенском

 

9. В результате какой войны Россия получила выход в Балтийское море?

1) Ливонской (1558–1583 гг.) 2) Смоленской (1632–1634 гг.)
3) Северной (1700–1721 гг.) 4) Семилетней (1756–1763 гг.)

10. В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?

1) Семилетней

2) Крымской

3) Смоленской

4) Северной

11. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России?

1) «аракчеевщина»

2) «смута»

3) «опричнина»

4) «бироновщина»

 

12. Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к

1) подчинению церкви государству

2) церковному расколу

3) усилению позиций патриарха

4) полной секуляризации церковно-монастырских земель

 

13. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?

1) приказы

2) коллегии

3) министерства

4) ассамблеи

14. Сенат, Синод, коллегии появились в России в

1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

15. Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) А.Г. Орлов

2) Г.А. Потемкин

3) А.Д. Меншиков

4) П.А. Румянцев

 

16. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

1) лично выбирать и назначать наследника

2) выбирать наследника вместе с Сенатом

3) передавать престол строго по наследству

4) передавать престол только по мужской линии

 

17. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

А) Судебник

Б) коллегии

В) Избранная рада

Г) Табель о рангах

Д) Новоторговый устав

Е) Духовный регламент

Укажите верный ответ. 1) АВГ 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД

 

18. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

 

1) ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3) освобождение дворян от обязательной военной службы

4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

 

19. Прочтите отрывок из сочинения А.С. Пушкина и укажите, чье правление характеризует поэт.

«Она уничтожила звание рабства… и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Она уничтожила пытку, а Тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти».

1) Екатерины II

2) Анны Иоанновны

3) Елизаветы Петровны

4) царевны Софьи

 

20. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Северная война

Б) церковный раскол

В) восстание под руководством Е. Пугачева

Г) «Смута»

       

 

21. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как

1) правление семибоярщины

2) бироновщина

3) правление верховников

4) аракчеевщина

 

22. Выдающимся русским архитектором XVIII в. был

1) Матвей Казаков

2) Федор Конь

3) Андрей Воронихин

4) Федор Волков

23. К внешней политике Екатерины II относится

А. русско-турецкие войны

Б. Семилетняя война

В. присоединение Крыма

Г. разделы Речи Посполитой

Д. Северная война

Е. Чигиринские походы

Укакжите правильный ответ

1. АВГ 2. АГД 3. БГЕ 4. ВГД

 

24. Сражение при Гросс_Егерсдорфе, Цондорфе, Кунесдорфе относятся к

1. Северной войне

2. русско-шведской войне 1741-1743 гг.

3. Семилетней войне

4. Смоленской войне

 

25. В принятой при Екатеирине II «Жалованной грамоте дворянству»

1. утверждалась обязательность службы для дворян

2. были окончательно закреплены права и привилегии дворянства

3. был установлен новый порядок происхождения службы

4. были отменены губернские дворянские собрания

 

26. Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?

А) принятие указа об обязательной службе для дворян

Б) проведение губернской реформы

В) учреждение министерств

Г) учреждение Государственного совета

Д) созыв Уложенной комиссии

Е) проведение секуляризации церковных земель

Укажите правильный ответ

1. АВД 2. ВГД 3. БДЕ 4. БГЕ

 

27. «Золотым веком русского дворянства» называли царствование

1) Петра I

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Александра II

28. К царствованию Анны Иоанновны относится

А. уничтожение «Кондиций»

Б. издание «Табели о рангах»

В. Симелтняя война

Г. Бироновщина

Д. русско-турецкая война 1735-1739 гг.

Е. учреждение Синода

Укажите верный ответ

1. АВГ 2. АГД 3. БГЕ 4. ВГД

 

29. Осады Оренбурга и Казани, сражение у Татищевой крепости относятся к

1. Смутному времени

2. восстанию С. Разина

3. восстанию К. Булавина

4. восстанию Е. Пугачева

 

30. В царствование Елизаветы Петровны

1. открыт Смольный институт благородных девиц

2. открыта Петербургская академия наук

3. открыт Шляхетский корпус

4. открыт Московский университет

Часть В

 

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVI – XVIII вв. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

 

А) получение Россией выхода к Балтийскому морю
Б) присоединение к России Крыма, Северного Причерноморья
В) присоединение к России Казани и Астрахани
Г) присоединение к России Левобережной Украины и Киева

 

       

 

2. Установите соответствие между именами российских государей и названиями документов, принятых в их царствование. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

 

  ГОСУДАРИ   НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
1) Петр I А) «Соборное Уложение»
2) Алексей Михайлович Б) «Табель о рангах»
3) Иван IV В) «Манифест о вольности дворянской»
4) Петр III Г) «Судебник»
    Д) «Жалованная грамота городам»

 

       
       

 

 

3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

Ответ: _________________________.

 

 

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

 

       
       

 

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идет речь.

«Осуществленные царем реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал… по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным… по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения… Столь же долгая судьба была уготована и многим другим его реформам».

Ответ: ____________________.

 

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Северная война
Б) церковный раскол
В) восстание под руководством Е. Пугачева
Г) «смута»

 

 

       

 

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».

Ответ: ____________________.

 

8. Прочтите документ и определите, кто из российских правителей XVIII в. давал такие обещания, вступая на престол.

«Наикрепчайше обещаем... по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника... не определять. Еще обещаемся... Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) ни с кем войны не всчинять

2) миру не заключать

3) верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать

4) в знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета

5) у шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать

6) вотчины и деревни не жаловать в придворные чины... не производить».

Ответ: ____________________________.

 

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVI – XVIII вв. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

 

А) получение Россией выхода к Балтийскому морю
Б) присоединение к России Крыма, Северного Причерноморья
В) присоединение к России Казани и Астрахани
Г) присоединение к России Левобережной Украины и Киева
       

 

 

10. В приведенном ниже списке представлены преобразования Петра I и Екатерины II. Выберите из списка преобразования, относящиеся к правлению Петра I, и обведите соответствующие им номера. Обведенные номера запишите в таблицу в порядке возрастания, а затем перенесите полученную последовательность цифр в бланк ответов.

 

1) секуляризация церковных земель
2) создание коллегий
3) принятие указа о единонаследии
4) упразднение патриаршества
5) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
6) ликвидация Запорожской Сечи, гетманства на Украине
     

 

 

Часть С

 

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

 

В Северную войну Россия вступила, имея союзные договоры с Данией, Саксонией и Речью Посполитой. Подготовку к войне Петр I держал в тайне. В дни, когда русская армия уже двигалась на Нарву, русский посол в Швеции вручал королю в Стокгольме грамоту с уверениями в дружбе. Однако Россию ждала «нарвская конфузия». Назовите не менее трех ее причин и не менее трех мероприятий, проведенных Петром I для ликвидации последствий нарвской катастрофы.

2. Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в ХVIII в., и укажите их причины (не менее трех).

3. С1-3 Познакомьтесь с фрагментом текста кондиций, предъявленных Анне Иоанновне верховниками, ответьте на вопросы.

 

«Через сие наикрепчайше общаемся… мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного согласия: 1. ни с кем войны не вчинять, 2. миру не заключать, 3. верных наших подданных никакими податями не отягощать, 4. в знатные чины, как в стацкие, так и в военные сухопутные или морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, гвардии и прочим войскам быть подведением Верховного тайного совета, 5. у шляхетства живота, имения и чести без суда не отнимать, 6. вотчины и деревни не жаловать, 7. в придворные чины как русских, так и иноземцев не производить, 8. государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотемлемой своей милости содержать…»

 

С1 В чем суть условий, предложенных Анне Иоанновне Верховным тайным советом?

С2 Почему гвардейские полки были выведены из подчинения императрицы?

 

С3 Можно ли в русской истории до XVIII в. найти документ, аналогичный кондициям?

 

4. С4. Укажите основные разновидности социальных движений в России в XVII – XVIII вв. Приведите примеры известных вам движений.

5. С4 Назовите основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

 

6. С6 В 1700 г. Русская армия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Большинство армии оказалось небоеспособной и бежало. Значительная часть офицеров сдалась в плен. Была потеряна вся артиллерия.

 

Назовите причины поражения русской армии.

Какие выводы были сделаны Петром I из нарвской трагедии?

7. С7 Ряд историков утверждает, что преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства.

Какую другую точку зрения на реформы Петра I в области культуры вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

8. C5 Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

 

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

 

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы

Созыв в 1767 г. Уложенной комиссии стал ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Однако в 1768 г. комиссия была распущена. Почему задача, стоявшая перед Уложенной комиссией не была решена? Назовите не менее трех причин. Укажите не менее трех результатов деятельности Уложенной комиссии.

 

10. Укажите всего не менее двух характерных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II и Александра I.

Назовите не менее трех проведенных Екатериной II и Алек5сандром I мероприятий, относящихся к распространению знаний.

Сравните развитие образования в России в ХVII и ХVIII вв.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Общее
Различное
ХVII в. ХVIII в.
   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: