Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты:
1. Анализ результатов социологического опроса учащихся.
2. Озеленение и благоустройство пришкольного парка: разбивка клумб, и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
3. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
3. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
4. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия.
5. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
II. Основная часть
Муниципальное общеобразовательное учреждение МАОУСОШ № 5 существует с 1955 года и имеет химико-биологический уклон.
В школе сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе, к труду, окружающей среде. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам.
Данный проект разработан с целью улучшения условий для проведения образовательного процесса, улучшение внешнего и эстетического вида пришкольного участка, привитие учащимся новых знаний о растениях и технологии их выращивания, производства овощей.
Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся и педагогических работников в совместную общественно значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
|
1 .Описание проекта
В связи с наличием у школы химико-биологического уклона, для реализации учетного процесса необходимо учебная площадка для проведения обучения учащихся. Данная площадка позволит проводить практические,биологические и экологические занятия.
Школьный парк будет состоять из нескольких зон:
1. Зона отдыха и досуга (сквер, площадки для отдыха беседки, скамейки, малые архитектурные формы,фонтан).
«Зона спокойствия»- это беседка, среди различных цветов и кустарников. Это самый живописный живой уголок предназначенный для уединения, разговоров по душам, и любования красотой природы;
«Серебряный источник»- площадка для отдыха, где можно будет посидеть с друзьями, почитать книгу и подышать свежим воздухом, исходящим от красивого фонтана;
2. Зона учебно-опытной работы (для проведения опытно-экспериментальной работы с учащимися по предметам).
«Зимний сад» - это помещение, где будут расти экзотические и не зимостойкие, а также комнатные растения. Здесь можно будет наблюдать за растениями и проводить определённые опыты. Эта зона несёт практическое назначение;
3. Зона озеленения -газоны, клумбы, плодовый сад, хвойный отдел, аллеи.
Самый дальний и заброшенный уголок школьного двора можно преобразить в небольшой сад высадив несколько рядов плодовых деревьев. Периметр школьного парка хотелось бы отгородить забором, чтобы выделить это место и придать ему эстетический вид.
|
Весь наш парк предназначен для людей, он несет им позитивный заряд энергии и настрой на миролюбие, любовь, понимание. Постройка таких парков на территории школ любого города, района позволит решить проблемы организации культурного отдыха жителей и сделать каждый город, каждый поселок нашей страны еще прекрасней!
Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому мой проект является решением этой проблемы. Он имеет практическую направленность, охватывает учащихся всех ступеней обучения.
Экологическая деятельность учащихся будет давать положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.
Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подростку ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела.
Суть идеи дизайнерского решения пришкольного участка - гармоничное сочетание с использованием всех видов цветочного оформления (клумбы, рабатки, бордюры, розарии), на незначительной территории самых разных и необычных растений.
|
При выполнении работ по оформлению пришкольного участка, подразумевается использование учениками приобретенных знаний, умений, навыков в области биологии, химии, географии и технологии, таких как:
-«Жизненные формы растений»;
-«Характеристика однолетних, двулетних и многолетних растений»;
-«Особенности ухода за растениями»;
«Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие растений»;
-«Эколого-биологическая характеристика цветочно-декоративных растений»;
-«Взаимосвязи растений в сообществе» и др.
Идея дизайнерского решения пришкольного участка включает три элемента: 1) декоративную; 2) закрепительно-развивающую; 3) интерактивную проверку.
2.Функции парка:
- является зеленым буфером для школы от ближайших антропогенных объектов, защищает по периметру от загазованности и засорения своей зеленой зоной;
- решает образовательные и воспитательные задачи;
- представляет собой привлекательное, природо-гармоничное место отдыха учащихся во внеурочное время;
- является местом организации трудовой практики детей.
Мы никуда не денемся от современных реалий, от бетона, асфальта, заводских корпусов. Но сделать наши города визуально более комфортными для глаз можно. И начинается все с художественного, эстетического воспитания в школе. Окружая детей красотой, ненавязчиво обращаем их внимание на ее составляющие, на пути достижения этой красоты. Воспитанный таким образом человек будет интуитивно стремиться создавать вокруг себя гармоничное пространство.
3. Литературный обзор
Основы ландшафтного дизайна.
Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.
Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.
Оранжерея
В школьном дворе я решила разместить «Зимний сад» или оранжерею.
В здании теплицы будут проводиться уроки биологии и природоведения. В оранжереи смогут выращиваь рассаду для школьного огорода, проводить опыты по биологии и эксперименты по выращиванию тропических культур.
Оранжерея - это отдельная постройка, которая не является составной частью какого-либо здания. Оранжерея -строение для выращивания растений, искусственная экосистема. Оранжереи строятся из стекла или пластика. Внутри них исходящее от солнца инфракрасное излучение подогревает растения ипочву. Воздух, нагретый от внутренней поверхности, удерживается внутри конструкции крышей и стенками.
Известно, что летучие вещества растений, которые комнатные растения выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ. Но лишь красивые и здоровые растения, грамотно подобранные и правильно сгруппированные, посаженные в красивые кашпо и горшки, могут выступать в качестве декоративного элемента в интерьере.
Декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера; выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.); оказывает положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок.
В Зимнем саду необходимо собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранять своё здоровье. Ведь каждый из нас испытывал на себе влияние растений. Рядом с комнатным растением чувствуешь себя не одиноким, вызывает восхищение удивительная окраска листьев. Как здорово очутиться среди цветущих растений зимой, они поднимают наше настроение, успокаивают. Кроме того, все мы знаем, что даже комнатные растения издавна используются человеком для лечения различных заболеваний.
Я считаю, что растения необходимо разделить на 2 группы:
1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.
2 группа – растения, выделяющие фитонциды.
Ассортимент растений зимнего сада составили:
гибискус,глоксиния, диффенбахия, драцена, зигокактус, кактусы пустынные, каланхоэ, калатея, кротон, монстера, сингониум, спатифиллум, толстянка серебристая, традесканция, хлорофитум,, фиалки, эхмея и другие декоративно-лиственные и цветущие комнатные растения.
Фитонциды содержат диффенбахия, каланхоэ перистое, хлорофитум, герань (пеларгония). Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения, как фикусы, плющи, драцены, аглаонемы.
И, наконец, еще одна группа полезных, фитонцидных растений — кактусы и другие суккуленты.
Фитонциды - это летучие целебные вещества, выделяемые растениями, убивающие токсины и болезнетворные микробы, которыми обычно полон воздух, поэтому в лесу так легко дышится. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических дозах они могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды. Оказывается, что есть такие комнатные растения, которые выделяют фитонциды и оказывают влияние на человека, некоторые из этих растений мы решили собрать в Зимнем саду.
Зимний сад будет играть роль не только места, где будут собраны красивые растения, а также оно будет являться местом для проведения практических занятий по биологии и экологии.
Также, в будущем в оранжереи могут проводиться экскурсии для учащихся школ желающих города, что в дальнейшем сможет приносить прибыль.
Фонтан
В школьном парке будет существовать зона отдыха, по двум сторонам от входа.
С одной стороны будет располагаться беседка, с другой фонтан.
Вода - одна из стихий природы, и, как следствие успокаивает человека. Возможно именно поэтому людям так нравится смотреть на воду.
«Фонтан» – означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы. Происходит оно от латинского «фонтис», что переводится как «источник».
Фонтан должен быть: форма чаши не более 1,5 м. в диаметре и не более 0,8 м. в глубину чашу фонтана будет выложена камнем, дно чаши оформлено мозаикой. Насос используется погружной. Водоснабжение будет осуществляться при помощи насоса из чаши фонтана со сбросом воды в нее же. Чаша фонтана будет заполняться водой в ручную Тип форсунки – «Тиффани».
Эскиз будущего фонтана:
Беседка
В школьной беседки будет приятно отдохнуть и учащимся и педагогам во время перемен.
Интересные и увлекательные уроки изобразительного искусства, биологии, природоведения, литературы в школьной беседке понравятся и запомнятся детям.
Занятия на свежем воздухе будут способствовать укреплению здоровья детей и формировать навыки ЗОЖ.
Родители и педагоги смогут в непринужденной обстановке решать свои вопросы и проблемы.
Школьная беседка находится на огороженной территории школы и поэтому молодые мамы могут безопасно проводить прогулки с маленькими детьми.
Вид будущей беседки:
III. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализуется в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- создание информационного поля с целью привлечения внимания общественности к проблеме культурного отдыха детей, родителей, жителей микрорайона и проблеме экологического состояния территории, прилегающей к школе;
- привлечение спонсоров, заключение соглашения о намерениях;
- организация инициативной творческой группы для решения проблемы обустройства и озеленения и создания школьного парка;
- организация бригад по расчистке территории;
- организация бригад по посадке деревьев, установке лавочек и урн;
- организация бригады по строительству оранжереи;
- организация бригады по строительству беседки и фонтана;
- заключение соглашений о намерениях с администрацией города.
Основной этап:
-проведение работ по расчистке территории, подготовке территории к посадке деревьев, завозу земли;
- приобретение посадочного материала, лавочек и урн и др.;
- проведение работ по посадке деревьев;
- строительство оранжереи;
- строительство беседки и фонтана;
- установка лавочек и урн, малых архитектурных форм.
Заключительный этап:
- открытие «Школьного Парка», приуроченное к празднованию Дня Знаний 1 сентября.
ПРОЕКТ СМЕТЫНА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
С УЧЕТОМ РАСХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ