Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе: репрезентация образа матери и женщины




 

Одной из задач современных СМИ как зеркала жизни становится создание адекватного вербального или визуального образа, основанного на устоявшемся в общественном сознании отношении к роли женщины, ее положению; образа, выдвигаемого и распространяемого СМИ в качестве идеала.

Однако СМИ, в том числе региональная пресса, пока не вполне готовы к выполнению этих задач, поскольку растущая гендерная асимметрия в обществе искажает передачу взаимоотношений полов и социальных ролей мужчин и женщин медиасредствами периферии. Это происходит по ряду причин, в числе которых - не всегда корректное использование гендерных стереотипов.

Как выстроены гендерные стереотипы? С одной стороны, они построены по четким, хорошо прочитываемым логическим схемам (природой женщине предназначено рожать детей, следовательно, ее основная функция - материнство, воспитание детей, сфера - семья). С другой стороны, как справедливо отмечала К.Н. Ахмадеева, нельзя не увидеть эмоциональную сторону восприятия гендерных стереотипов [2]. Они определенно обладают мощным воздействием на сферу чувств, эмоции и желания, именно поэтому они так часто, охотно, прицельно и беспроигрышно используются в рекламе и скрытой пропаганде.

Исследователи сходятся в том, что гендерные стереотипы обладают мощным воздействием на массовое сознание, а в СМИ - ресурс манипулирования общественным мнением. Обладая огромными ресурсами воздействия на сознание людей, массмедиа манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору гендерных стереотипов. В последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но система гендерных стереотипов как один из ресурсов манипулирования общественным сознанием продолжает существовать, причем, в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с патриархальными.

Как показывает практика, провинциальная пресса пока не вполне готова к выполнению подобной функции, поскольку растущая гендерная асимметрия в обществе искажает передачу взаимоотношений полов, социальных ролей мужчин и женщин медиасредствами периферии. Это происходит по ряду причин, в числе которых - устойчивое следование журналистами гендерным стереотипам в творческом осмыслении и отражении явлений действительности.

Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток на конструирование местной прессой медиаобраза современной женщины. Так, анализ выпусков газет «Курган и Курганцы» (г. Курган), «Троицкий вестник» (г. Троицк), «Исеть», «Ваша выгода» (г. Шадринск), «Вечерний Нефтеюганск» (г. Нефтеюганск), «Вечерний Челябинск» (г. Челябинск), «Златоустовский рабочий» (г. Златоуст), «Тюменский курьер» (г. Тюмень) за 2010г. показывает следующее:

. В региональной прессе полностью отсутствуют такие стереотипные представления о назначении женщины, как «женщина - сексуальный объект», «женщина-подруга» и «женщина занимает подчиненное положение».

. Репрезентация образа женщины сводится к стереотипному изображению «женщины-матери», выражающими социоприродные функции матери в следующих вариантах:

· деторождение (дарительница жизни, продолжательница рода);

· воспитание детей (учительница, воспитательница, наставница);

· управление сообществом людей (семьей, хозяйством, коллективом),

. Позитивные материалы о женщинах связаны со стереотипом «современная женщина успешна во всем».

Исходя из ожиданий масс, журналисты при создании материалов о женщине чаще всего используют базовый стереотип матери. Под ним понимается прежде всего устойчивое представление масс о женщине как о продолжательнице рода (рождение детей), обладающей «врожденными» способностями к воспитанию детей (своих и чужих), к управлению домашним хозяйством, семьей, коллективом. Таким образом, функции матери, предписанные женщине обществом и вслед за ним - журналистами, выходят за рамки ее семьи, распространяясь в область ее профессиональной деятельности. Авторы статей об успешных женщинах приветствуют «перенесение» материнских ролей в социальную сферу: успешная женщина изображается не только как состоявшаяся личность и уверенный профессионал, но всегда подчеркивается, что она - счастливая мать семейства, а иное, например, бездетность, несложившаяся личная жизнь и т.п. - не встречается.

В региональных газетах развиваются следующие стереотипные представления, связанные с предназначением, социальными ролями и функциями женщины:

«Женщине свойственна роль матери, она обеспечивает уют и любовь в семье». В местной прессе эта роль автоматически приписывается любой героине материала позитивного характера: если женщина успешна в социальной сфере, то она - априори - хорошая мать и жена, это обязательно отмечается в прессе.

Женщина по своей природе лучше работает с детьми (стереотипные образы «Учительница», «Воспитательница»). В местной прессе этот стереотип представлен героинями материалов - учителями, воспитателями, работниками детских домов и интернатов, сотрудницами инспекций по делам несовершеннолетних и проч. Их работа охарактеризована как трудная, высококвалифицированная, подходящая именно женщине в силу заложенных природой материнских инстинктов. Визуальный образ также стереотипный: женщина - в центре, окружена своими воспитанниками.

Женщина берется за любую, в том числе - низкооплачиваемую и тяжелую работу, чтобы прокормить семью. Женщина изображается как бесполое существо, взвалившее на себя всю ответственность за благополучие семьи, выполняя две роли: хранительницы домашнего очага и главы семьи, зарабатывающего деньги. Осознавая собственную значимость в семье, она вполне уверена в себе как в работнике. В статьях подчеркивается тяжелая работа, какую ей приходится выполнять, сама героиня характеризуется прежде всего как отличный труженик. В одних статьях подчеркивается героизм труженицы, выполняющей тяжелую работу, в других - внимание акцентируется на беспросветной жизни, горькой судьбе, одиночестве и неприкаянности героини в старости.

Обществом женщине отведена роль домохозяйки - неработающей матери семейства. Этот стереотип реже встречается в провинциальных медиа. Героиня материалов - погруженная в семейные заботы женщина, мир которой заключен в ее доме и домашних заботах. Создается впечатление, что, кроме домашнего мирка, ей ничего не нужно. Статьи носят одобрительный характер, а героиня изображается доброй, обаятельной, улыбчивой, счастливой. Этот стереотип противоречит принятому в России двухкарьерному типу семьи.

Устойчивость этого стереотипа связана с особенностями культуры, тяготеющей к патриархальности и традиционности. С одной стороны, это, безусловно, наследие советской эпохи. С другой - желание общества видеть положение женщины именно таким. В-третьих, этот комплекс устойчивых упрощенных представлений связан с периодом так называемого «патриархатного ренессанса», протекающего в современной России и подразумевающего активизацию консервативных сил и настроений, связанных с утверждением представлений о «естественном предназначении женщины» [1,17].

Гендерные стереотипы связаны с изменениями, происходящими в мире: в советскую эпоху идеалом слыла так называемая «передовая женщина-мать», в постсоветскую - «сексуальная красотка как вариант женщины-вамп», в 2000-е годы - «женщина, успешная во всем: семье, работе, личной жизни». Это устойчивое представление о состоявшейся личности женского пола только недавно приобрело характер стереотипа. Появившиеся в конце 1990-х медийные образы женщины, преуспевшей во всех сферах жизни, с одной стороны, действительно отражали изменения, происходившие в мире, с другой - сделали ее жизнь еще более зависимой от предрассудков, царящих в обществе. «Успешная женщина» представляет собой комплекс стереотипов, связанных с обязанностями женщины, которая должна: иметь детей, быть хорошей домохозяйкой, сделать карьеру, выглядеть, как фотомодель и т.п.

В газете «Исеть» она изображена как уверенная в себе, независимая, ориентированная на успех горожанка, материально благополучная, имеющая полноценную семью. В материалах, строящихся на этом стереотипе, обязательно фиксируются: карьерный взлет героини (в случае его отсутствия - уважение коллектива), наличие детей и семьи. Стереотип навязывает представление о том, что «идеальная» женщина должна во всем преуспеть, все сделать, завести семью, состояться в профессии, безупречно выглядеть и т.д.

 

Анализ гендерных стереотипов в региональной прессе(на примере издания «Тюменские известия»

 

Стереотипные женские образы в местной прессе отражают устойчивое представление масс о предназначении и социальных функциях женщины в современном российском обществе, переживающем «патриархатный ренессанс», и журналисты прибегают к ним для облегчения понимания читателями своего представления о героине, олицетворяющей то или иное общественное явление. С другой стороны, журналисты «формируют реальность» в сознании масс и, используя устаревшие стереотипы, искажают действительность, затуманивают истинный смысл происходящего. Задача современной журналистики состоит в том, чтобы избегать их использования, ломать отжившие стереотипы-анахронизмы, осмысливать источник гендерного стереотипа, вырабатывать навыки оценки содержания и применения его в собственном творчестве, а также улавливать и запечатлевать то новое, что характеризует время и эпоху.

Рассмотрим примеры гендерных стереотипов и современного образа женщины на материалах газеты «Тюменские Известия»

В качестве примеров статей, содержащих информацию о женских современных образах, рассмотрим 2 статьи:

1. Нина Зарубина: Женщина в небе? Это нормально! №36 (5244) 05.03.2011 (Приложение 1)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: