Синтаксические нормы.
Задание: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Это задание проверяет речевую культуру, владение синтаксическими нормами русского литературного языка.
Наиболее типичные ошибки:
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правила и правильные варианты |
Предложения с однородными членами | ||
1. Построение предложения с однородными членами, стоящими в разных падежах | Во время войны народ надеялся и верил в победу. | Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в вин.п. с предлогом в (надеялся (на кого? На что?...), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся (на кого? На что?) на победу и верил (в кого? Во что?) в нее. |
2. Пропуск предлога при однородных членах. | На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! | Перед словом воздухе нужно добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом на. Правильный вариант: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены! |
3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. | «Караси, сазаны, лещи» - это вид рыбы, поэтому не могут стоять в одном ряду однородных членов рядом с этим словом. Правильный ответ: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. | На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. | Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. |
5.Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. | Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. | Пришел с женой и плохим настроением – логически несовместимо. Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел в гости, был в плохом настроении. |
6. Нарушение однородности понятий. | Мы любим футбол и стрелять. | Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу. |
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов. | Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. | Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Великих художников стоит в форме Род.п., а однороные Сурико, Репин, Айвазовский – в им.п. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского. |
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и…; не только…, но и …; если не…, то… и др. | Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. | Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как.., так и … являются постоянными, поэтому союз а также здесь использовать нельзя. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. |
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. | Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. | Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя внести замечание. Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний. |
Предложения с причастным оборотом | ||
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. | Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. | Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно может стоять либо до, либо после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны. |
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом. | Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. | Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими.. Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду. |
3. Замена страдательных причастий действительными. | Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. | Действительное причастие на –ся следует заменять страдательным, где это возможно. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. |
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения. | Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. | Не могут выступать в качестве однородных элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший всю землю, очень выручил хлеборобов. |
Сложноподчиненные предложения | ||
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия. | Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. | Неправильный порядок слов. Непонятно: кто был покрыт пеной (казаки или лошади). Между словом который и существительным, к которому оно относится не должно быть другое сущ. Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. | Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. | Нарушено согласование: юноши (какие?) которые… Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. |
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается со слова кто. | Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. | Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. |
4. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. | Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. | Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно. Правильный вариант: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. |
Запомнить некоторые сочетания слов:
| ||
5. Смешение прямой и косвенной речи. | Студент сказал, что я еще не готов отвечать. | Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимение 1-го и 2-го лица. Правильный вариант: Студент сказал, что он еще не готов отвечать. |
Нарушение управления при употреблении предлогов | ||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки. | Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза пошел дождь. | Существительные после предлогов: благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в форме Д.П.. Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу пошел дождь |
2. Ошибки в употреблении предлога ПО | По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. | Правильный вариант: По завершении учебного года мы поедем в Крым. По приезде в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
Запомнить!!!
|
Прочие типы ошибок
|