Тема 16. Правовая охрана земель




1. Понятие правовой охраны земель.

2. Методы и формы и задачи правовой охраны земель.

3. Содержание и порядок охраны земель.

 

1. Понятие правовой охраны земель

В ст. 1 Кодекса о земле охрана земель определяется как система мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель.

Деградация земель — это процесс снижения качества зе­мель в результате вредного антропогенного или природного воздействия. Деградированные земли — это земли, потеряв­шие свои исходные полезные свойства до состояния, ис­ключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

В земельном законодательстве определяется, что охра­на земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (эко­системам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – это деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Охрана земель не всегда является лишь системой мер и мероприятий. Под охраной земель можно понимать и само выполнение указанных мероприятий по охране земель землепользователями, иными лицами, в т.ч. эпизодическое. Понятие охраны земель должно включать деятельность по разработке системы разного рода мероприятий, по обеспечению их выполнения, по их выполнению и т.д.

Т.о., охрану земель можно определить как деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на рациональное использование, воспроизводство и улучшение земель, предотвращение деградации и восстановление деградированных земель.

Охрана земель и улучшения их полезных относится к числу важнейших принципов земельного права, что выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями, собственниками земли. Обеспечение эффективного использования и охраны земель связано с понятием земли как природного ресурса и особого вида недвижимого имущества, с одной стороны, и природного объекта, составной и базовой части окружающей природной среды – с другой.

 

 

2. Методы и формы и задачи правовой охраны земель

Одним из направлений охраны является правовая охрана земель, под которой в юридической литературе понимается система правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные меры и меры принудительного воздействия на нарушителей земельного законодательства, закрепленные в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния земель.

В частности к мерам предупредительного характера относится положение о том, что система рационального ис­пользования земель должна носить природоохранный, ре­сурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и живот­ный мир, геологические породы и другие компоненты ок­ружающей среды.

Меры запретительного характера содержатся в нормах Кодекса о земле, где устанавливается недопустимость само­вольного занятия земельных участков.

К восстановительным мерам можно отнести нормы о воз­мещении убытков, причиненных субъектам, использующим земельные участки, а также нормы о возврате самовольно занятых земельных участков.

К мерам принудительного воздействия на нарушителей земельного законодательства следует отнести принудитель­ное изъятие земельного участка за нарушение земельного законодательства, привлечение виновных лиц к админи­стративной, уголовной ответственности.

К методам охраны земель, связанным с юридической ответственностью относятся:

административно-правовой метод (применяется административными органами, санкцией является - штраф);

гражданско-правовой метод состоит в том, что к виновным применяются меры имущественного характера (возмещение ущерба в денежном или натуральном виде);

уголовно-правовой – применяется при совершении серьезных, тяжких нарушений, которые представляют собой общественно-опасный характер (санкции – лишение свободы, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества);

дисциплинарный метод применяется при нарушении диспозиций статей трудового кодекса (привлечение к материальной ответственности, возмещение вреда);

земельно-правовая ответственность включает следующие санкции: изъятие земельного участка в случаях предусмотренных земельным законодательством, признание сделок недействительными, возврат самовольно занятого участка.

Форма охраны земель означает процессуальный порядок. По общему правилу, тому или иному методу соответствует свой процессуальный порядок или форма охраны (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и т.д.).

Охрана земель призвана решить следующие задачи:

предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков;

охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

 

3. Содержание и порядок охраны земель

Содержание и порядок охраны земельпредусмотрены ст. 89 Кодекса о земле. Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им земельных участков (находящихся у них) следующие мероприятия по охране земель:

благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;

снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Мероприятия по охране земель должны включаться:

в региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;

в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;

в проектную документацию по мелиорации земель;

в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.

Особенности охраны земель отдельных категорий и видов земель определяются в соответствии с законодательством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: