Столыпинская аграрная реформа в Беларуси, ее сущность и итоги




 

В 1902 г. под председательством С. Ю. Витте организовано особое совещание для определения нужд сельского хозяйства и пересмотра законов 60-х гг. XIXв. по крестьянскому вопросу, которое предлагало постепенно перевести крестьян от общинного к подворному и хуторскому хозяйству. Однако в 1902—1903 гг. эти меры были расценены как преждевременные. Тем не менее первая русская революция 1905—1907 гг., борьба крестьян за землю ускорила проведение аграрной реформы. Главным организатором преобразований в аграрном секторе выступил премьер-министр П. Столыпин. Провозглашенная царским указом от 9 ноября 1906 г. реформа крестьянского надельного землевладения предусматривала ликвидацию общины, переход земли в личную собственность, переселение части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток.
В политическом плане эта реформа позволяла расслоить деревню, ускорить образование зажиточного слоя крестьян, который мог бы стать опорой самодержавия.

Ситуация в сельском хозяйстве накануне реформы характеризовалась:

1) углубившейся специализацией аграрного сектора на производстве молока, молочных продуктов и мяса;

2) возросшей технической оснащенностью помещичьих имений;

3) сдерживанием процесса развития капиталистических отношений в деревне многочисленными пережитками крепостничества (отработки, сервитуты).

Сельское хозяйство Беларуси в начале продолжало специализироваться на производстве молока, молочных продуктов и мяса, оно все более становилось рыночным. В то же время сохраняющиеся феодально-крепостнические пережитки, особенно помещичье землевладение и крестьянская община, тормозили его развитие. В начале XXв. помещичье, церковное, казенное и удельное землевладение составляло 57,3% всей земли, в то время как в пользовании 7,5 млн крестьян Беларуси находилось 32% земли.

Пути реализации реформы следующие:

1) разрушение общины. Согласно реформе каждому крестьянину разрешалось выйти из общины и закрепить в личную собственность свой земельный надел, а также требовать выделения земли на одном участке-отрубе, а затем перенеся на него свой дом, он мог бы создать хутор.

Отруб отличался от хутора тем, что усадьба хозяина оставалась в деревне. В итоге крестьянин становился собственником земли, хозяином.

2) создание хуторов и отрубов. В результате столыпинской аграрной реформы на территории Беларуси было создано 55—60 тыс. хуторов и отрубов. Наиболее быстро процесс хуторизации шел в Витебской и Могилевской губерниях, где вышли из общины и закрепили надельную землю в частную собственность 48% дворов (для сравнения, по России в целом — только 22%). Создание хуторских хозяйств широко пропагандировалось в печати. Создавались образцово-показательные хутора, которые обеспечивались сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, сельскохозяйственными машинами и др. Например, в Виленской губернии к концу 1914 г. было создано 387 образцово-показательных хуторов.

3) организация деятельности Крестьянского поземельного банка; переселение крестьян на свободные земли. Банк имел право самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам. Последние получали ссуды под незначительные проценты сроком на 55 лет. Были также разрешены ссуды под залог надельной земли частным владельцам, сельским обществам, даже товариществам крестьян, образующимся для приобретения надельной земли, но прежде всего банк поощрял единоличное землевладение. Он кредитовал и переселенческую политику.

Всего в течение 1906—1911 гг. от частных владельцев пяти белорусских губерний поступило в Крестьянский банк 330 755 дес. земли. Наибольшие площади земли поступили от витебских и минских помещиков.

4) пропаганда агротехнических знаний. Агрокультурные мероприятия предусматривали: устройство сельскохозяйственных складов, создание показательных хозяйств, садов, огородов, пасек для зажиточных крестьян; привлечение на службу специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов; пропаганду агрономических знаний, организацию курсов и лекций для крестьян.

5) проведение переселенческой политики, в результате которой в течение 1904—1914 гг. из пяти западных губерний переселились 356 378 человек, причем на 1907—1909 гг. приходилось почти 70% всех переселенных. Наибольшее число переселенцев дала Могилевская губерния, в 1908 г. она заняла второе место в России. Крестьяне были буквально охвачены «переселенческой горячкой».

Для переселенцев выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся, нарезались участки земли. Но несмотря на это переселенцы сталкивались с огромными трудностями. Финансирование было явно недостаточным, переезд был организован плохо, в 1908 г. на каждую тысячу переселенцев приходилось 118 погибших в пути. Для устройства в Сибири семье надо иметь не менее 450 р., тогда как от продажи земли на родине крестьяне получали от 194 р. (в Минской губернии) до 262 р. — в Витебской. В среднем на одну переселенческую семью из Беларуси в Сибири приходилось по 6 десятин, на таких участках можно было вести только бедняцкое хозяйство. В течение 1907—1914 гг. вернулись в родные места 36 544 человека, или 10,9% переселенных.

Реформа затронула фактически только Могилевскую и Витебскую губернии, где общинное земледелие составляло соответственно 79,2 и 44,6% от всех крестьянских земель. До 1916 г. в этих губерниях из общины вышло 63% крестьян. Получив землю в частную собственность, многие крестьяне-бедняки продавали ее. В пяти западных губерниях в 1907—1914 гг. 40 830 крестьян продали надельную землю. За 9 лет Столыпинской аграрной политики было образовано свыше 129 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12% крестьянских хозяйств. Им принадлежало 10,8% всех земель, находившихся в собственности крестьян.

Итоги реформы. Столыпинская аграрная реформа в целом содействовала подъему сельского хозяйства. С 1907 по 1913 гг. посевные площади в Беларуси увеличились на 11%, поголовье крупного рогатого скота выросло на 10%, поголовье свиней — почти на 10%. Реформа способствовала повышению товарности сельскохозяйственного производства. Накануне первой мировой войны в Россию и за границу ежегодно вывозились около 2 млн пудов льноволокна, 395 тыс. пудов молочных продуктов, 550 тыс. пудов мяса, 50 тыс. голов свиней, 11,5 тыс. голов крупного рогатого скота.

Бедные крестьяне получили возможность продать свой надел и избавиться таким образом от связанных с ним налогов и повинностей, заняться другой деятельностью, пополнить ряды наемных работников. И зажиточных крестьян открылись более широкие возможности для развития своего хозяйства. Реформа способствовала распаду дворянской, полуфеодальной и росту частной крестьянской и другой земельной собственности. Приобретению земли крестьянами способствовала и отмена с 1 января 1907 г. выкупных платежей. Преобладающая часть купленных земель переходила в руки крестьян-предпринимателей, которые создавали хозяйства фермерского типа. В то же время более чем 40 тыс. дворов крестьян-бедняков и середняков, вышедших на хутора, не смогли наладить хозяйство в новых условиях и вынуждены были продать свою землю. Реформа способствовала применению в крупных хуторских и передовых помещичьих хозяйствах улучшенных орудий труда, сельскохозяйственных машин, оборудования для винокуренных, маслобойных, сыроваренных и других заводов, искусственных удобрений, распространению многопольных севооборотов, в конечном счете — повышению производительности сельского хозяйства Беларуси и дальнейшему углублению его специализации на молочном животноводстве и винокурении.

Аграрная реформа содействовала также подъему промышленности. Среднегодовой прирост в промышленности составил 13,9%. Несмотря на высокий удельный вес мелкотоварного производства, ускоренно развивалось крупное фабрично-заводское. Валовая промышленная продукция в 1913 г. превысила уровень 1908 г. на 67,5%. В годы экономического подъема увеличилась доля акционерного капитала. Объем валовой продукции акционерных обществ вырос в 1900—1913 гг. в 52,2 раза. Шел рост концентрации промышленного производства. В 1913 г. на предприятиях с числом рабочих 500 и более человек трудилось 18,8% наемных рабочих.

Таким образом, Столыпинская аграрная реформа носила комплексный характер, в ней сочетались методы организационного, государственно-управленческого, экономического, политического и социального характера. Это была либеральная буржуазная реформа, ускорившая процесс развития капитализма в сельском хозяйстве, а следовательно, прогрессивная.

Однако она обеспечивала прогресс по наихудшему, прусскому образцу, наиболее болезненному для крестьянства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: