Товарные знаки и торговые марки в обеспечении качества товара




Товарный знак — это средство индивидуализации продукции. Знак обслуживания (ЗО), который представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг (ст. 138 ГК РФ).

В Российской Федерации со­здание, регистрация, правовая охрана и использование ТЗ, ре­гулируется:

- ГКРФ;

- Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров»;

- Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

На­именование места происхождения товара (НМПТ) - название страны, населенного пункта, местности, используемого для обозначения товара, особые свойства ко­торого определяются харак­терными для данного географического объекта природными усло­виями или людскими факторами одновременно (например, «Гжель», «Хохлома» и т. п.).

В Российской Федерации государственная регистрация ТЗ про­водится в патентном ведомстве России.

Заявка на регистрацию ТЗ подается юридическим или физиче­ским лицом самостоятельно либо через патентного поверенного. За­явка содержит:

- заявление о регистрации ТЗ;

- заявляемое обозначение и его описание;

- перечень товаров (вид товара), для которых испрашивается реги­страция;

- описание особых свойств товара.

Важный этап регистрации ТЗ — проведение экспертизы ТЗ, кото­рая делится на предварительную экспертизу и экспертизу заявлен­ного обозначения.

Предварительная экспертиза проводится в месячный срок с даты поступления заявки, содержит проверку содержания заявки и нали­чия необходимых к ней документов; по результатам этой экспертизы заявка принимается к рассмотрению.

Экспертиза заявленного обозначения содержит проверку требова­ний к словесным, изобразительным, объемным и другим обозначе­ниям, которые могут представлять заявленный ТЗ.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы сло­весные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также звуковые товарные знаки.

К словесным обозначениям, кото­рые регистрируются как товарные знаки, относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения (например, «Sопу», «Jеер» и др.).

Изобразительные товарные знаки – это изображения живых существ, предметов, природных объектов, фигуры любых форм, композиций линий, фигур на плоскости (например, товарный знак автомобильной ком­пании «Ягуар»).

Объемные товарные знаки - трехмерные объекты, ком­бинации линий и фигур (например, оригинальные флаконы духов, емкости для спиртных напитков, форма самого изделия).

Комбинированные товарные знаки - это сочетания элементов разного характера: изобразительных, словесных, объ­емных и т. д. (например, товарный знак «Меrсеdes Benz»).

Звуковые товарные знаки - мелодия, различные шумы и зву­ки. Возможно сочетание звукового фона со словесным элементом (например, как товарный знак была зарегистрирована мелодия, зву­чащая перед объявлениями в международном аэропорту Шереметьево-2).

В российском законодательстве определены основания для отказа в регистрации ТЗ. К абсолютным основаниям для отказа:

1) товарные знаки, состоящие только из обозначений:

- не обладающих различительной способностью;

- представляющих собой государственные гербы, флаги, эмб­лемы, сокращенные и полные наименования международных межправительственных организаций; награды и дру­гие знаки отличия или сходных с ними но степени смещения;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

2) товарные знаки или их элементы, состоящие из обозначений, яв­ляющихся ложными или способными ввести в заблуждение по­требителя относительно товара и его изготовителя;

3) товарные знаки и их элементы, состоящие из обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам морали.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации ТЗ либо об отказе в регистрации. Регистрация ТЗ проводится в Го­сударственном реестре ТЗ и ЗО в Российской Федерации в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины.

В случае несогласия заявителя с решением предварительной экс­пертизы или решением экспертизы заявленного обозначения он впра­ве в течение трех месяцев с даты получения решения подать возраже­ние в Апелляционную палату Роспатента, которое рассматривается в течение четырех месяцев с даты поступления.

При несогласии с решением Апелляционной палаты заявитель в течение шести месяцев может обратиться с жалобой в Высшую па­тентную палату РФ, решение которой будет окончательным.

В условиях рыночной экономики товарный знак является доро­гостоящим активом компании. Основные методы оценки товар­ных знаков:

1. Оценка по себестоимости, когда предприятие разрабатывает, регистрирует ТЗ и учитывает его по себестоимости в составе немате­риальных активов

2. Оценка по рыночной стоимости применяется при:

- определении и изменении размера вклада в уставный капитал;

- уступке ТЗ его владельцем другому юридическому или физи­ческому лицу;

- расчете стоимости лицензионных договоров о предоставлении права на использование ТЗ;

- определении целесообразности предоставления государственными и коммерческими банками, трастовыми компаниями, страховыми компаниями, инвесторами кредитов под залог не­движимости или под право ареста других активов (в том числе нематериальных, включающих ТЗ) должника в случае неупла­ты долга;

- определении убытков, понесенных владельцами ТЗ в результате незаконного использования последнего нарушителем;

- принятии директивными органами решений о банкротстве.

При расчете рыночной стоимости ТЗ учитываются следующие факторы: рыночная новизна ТЗ и ее динамика; состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров и услуг, маркируемых ТЗ; изме­нение соотношения цен на продукцию фирмы — владельца ТЗ и цен на однородную продукцию фирм-конкурентов; наличие и сроки ре­гистрации ТЗ в странах экспорта (патентно-правовая ситуация); наличие однородной продукции (собственного производства, кон­курентов); устойчивость платежеспособного спроса на продукцию фирм (в динамике) и др.

Для оценки рыночной стоимости ТЗ важно его выделение из об­щей оценки фирменного стиля и гудвилла предприятия.

Фирменный стиль - система, состоящая из фирменного блока (ТЗ; логотип — оригинальное начертание полно­го или сокращенного наименования фирмы; поясняющие надписи -страна или наименование места происхождения товара, почтовый адрес, телефон, факс фирмы); фирменного лозунга; фирменного цвета, фирменного ком­плекта шрифтов, фирменных полиграфических констант (формат, способ верстки текста и иллюстраций, их стиль).

Задание на семинар:

1. Доклад по теме: Лучшие торговые марки России

2. Оценка стоимости торговых марок

3. Тест по теме 4,5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: