Измерение объемов продукции.




Тема № 9. Производство, качество и

Конкурентоспособность продукции

Всего: 8 часов, из них аудиторных – 4 часа, самост. работа – 4 часа.

1. Понятие и классификация продукции. Показатели измерения объемов продукции.

2. Составление производственной программы предприятия, ее ресурсное обоснование.

3. Сам.работа – Качество продукции, методы его оценивания.

4. Сам.работа - Конкурентоспособность продукции.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и классификация продукции.

2. Показатели измерения объемов продукции.

3. Определение качества продукции. Что такое технический уровень продукции?

4. Уровни качества – абсолютный, относительный, перспективный, оптимальный.

Система единичных показателей качества продукции по группам.

5. Конкурентоспособность продукции – определение. Наиболее важные элементы конкурентоспособности продукции.

6. Что необходимо знать для определения конкурентоспособности продукции?

7. Схема оценки конкурентоспособности продукции предприятия на рынке

Вопрос 1. В процессе производства человек взаимодействует с определенными средствами производства и создает конкретные материальные блага. Поэтому последние являются продуктами труда, т.е. потребительной стоимостью, приспособленной человеком с помощью орудий труда к своим потребностям. Результат труда чаще всего материализуется в виде конкретного продукта. Изготавливаемая продукция в течение определенного времени находится на разных стадиях технологического процесса и с оглядкой на это называется незавершенным производством (НП), полуфабрикатом (ПФ) или готовой продукцией (ГП).

В производстве результатом труда является продукция, на транспорте – определенный объем выполненных работ, в учреждениях банка или связи – предоставленные услуги. Иногда продукт труда является одновременно и произведенной продукцией, и выполненной работой, и услугой (например, отремонтированный телевизор или холодильник, обувь и т.п.)

Общеизвестно, что большинство продуктов труда могут использоваться в различных сферах народного хозяйства. Зерно, например, может быть сырьем для производства муки, изготовления пива, может использоваться как корм для скота или посевной материал. Предметы труда, которые подлежат обработке в процессе производства и изменяют свою форму, превращаются в продукты труда, которые подразделяются на средства производства и предметы потребления, в общественном производстве в целом они называются продукцией 1 и 2 подразделений, а в промышленности – продукцией групп «А» и «Б».

Средства производства, в свою очередь, делятся на средства труда и предметы труда, а предметы потребления – на продовольственные и непродовольственные товары. Такое деление продукции классифицирует ее по признаку экономического назначения. Для общей характеристики продукции (работ, услуг) практическое значение имеет применение системы измерения их объемов.

Измерение объемов продукции.

В условиях товарного производства и рыночной экономики произведенная продукция, выполненная работа или предоставленная услуга являются товаром, который имеет не только потребительную стоимость, но и обменную стоимость. Для постоянного и полного удовлетворения потребностей рынка планирование и учет товаров, изготовленных для продажи, осуществляется в натуральном (физическом) и стоимостном (денежном) выражении.

Номенклатура продукции – это список наименований продукции, задание по выпуску которых предусмотрено планом производства продукции.

Ассортимент – это совокупность разновидностей продукции каждого наименования, которые различаются по определенным технико-экономическим показателям (по типоразмерам, мощности, производительности, дизайну и т.д.) Номенклатура и товарный ассортимент включают старую продукцию, спрос на которую сохраняется, а также новую продукцию и образцы принципиально новых изделий.

Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются конкретные физические единицы – штуки, тонны, метры и т.д. В практике планирования и учета объемов продукции иногда используют условно-натуральные (например, условные банки консервов, условные листы шифера, штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (например, производство стальных труб может измеряться тоннами и метрами, ткани – погонными и квадратными метрами).

Объем продукции в стоимостном выражении на большинстве предприятий разных отраслей производственной сферы определяется показателями валовой, товарной и чистой продукции.

Товарная продукция – это общая стоимость всех видов продукции, ПФ, работ и услуг производственного характера, предназначенных для продажи или реализации различным потребителям.

Валовая продукция – в нее, кроме элементов, входящих в товарную продукцию, включают также изменение остатков незавершенного производства в течение расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчиков и некоторые другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производства.

Чистая продукция – из объема товарной продукции исключают материальные затраты и сумму амортизационных отчислений, т.е. стоимость т.н. овеществленного труда. По своему экономическому содержанию этот показатель отражает новую созданную на предприятии стоимость, и благодаря этому характеризует результаты использования именно собственного трудового потенциала. Поэтому показатель чистой продукции применяют для объективной оценки уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако степень удовлетворения рыночного спроса на ту или иную продукцию отражает не объем её производства в натуральном и физическом выражении, а объем фактически реализованных (проданных) товаров. Учитывая это важное обстоятельство, необходимо определять и контролировать также плановые (ожидаемые) и фактические объемы реализованной продукции. Плановый (ожидаемый) показатель реализованной продукции определяют исходя из предусмотренного производственной программой предприятия на год объема товарной продукции, с учетом изменения остатков, нереализованных на начало и конец расчетного периода, а фактический – после оплаты потребителем (заказчиком) стоимости продукции и получением соответствующих денежных сумм на банковский счет поставщика.

 

 

 

 

Вопрос 2 Самым важным разделом плана хозяйственной деятельности и развития любого предприятия является его производственная программа (план производства продукции) – то есть конкретная совокупность заданий относительно объема производства продукции определенной номенклатуры и ассортимента, а также надлежащего качества, на определенный календарный период (месяц, квартал, год, несколько лет). Так как продукция всегда отражается в натуральной и стоимостной формах, то производственная программа предприятия имеет две составляющие: 1-я – объем производства в натуральном выражении, 2-я – стоимость объема производства продукции. С учетом этого осуществляется разработка и формирование производственной программы.

Каждое предприятие разрабатывает свою производственную программу самостоятельно, используя:

· Исходные данные о спросе на товар, полученные при изучении рынка.

· Портфель заказов на продукцию и услуги других потребителей, который отражает постоянные прямые хозяйственные связи,

· Государственные заказы, которые предусматривают не только конкретную их величину, но и гарантированную государством оплату.

Кроме выдачи предприятию обоснованных госзаказов на изготовление и продажу общественно важных видов продукции, любое другое вмешательство государства в процессы хозяйствования, основанные на рыночных отношениях, является недопустимым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: