Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение) — это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю. Информация (от лат. intormatia — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые людьми друг другу.
Для людей нет более ответственной задачи, чем развивать эффективное общение. Однако на практике общение зачастую прерывается, осуществляется порой без взаимопонимания. Причиной этого являются разнообразные барьеры в общении.
1. Логический барьер. Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. На мысли человека влияют его потребности, влечения, побуждения, эмоции и пр., поэтому смысл всегда индивидуально-личностен, за каждой мыслью стоит мотив, зачастую скрытый и потому не всегда понятный.
Затрудняют передачу информации от одного партнера к другому:
ñ неточность высказывания, витиеватость мысли;
ñ наличие логического противоречия в тезисе (суждении);
ñ наличие смысловых разрывов и скачков мысли;
ñ неуместное использование профессиональных терминов;
ñ чрезмерное использование иностранных слов;
ñ неполное информирование партнера;
2. Семантический барьер (от гр. semantikos — обозначающий). Это смысловой барьер, связанный со значением слова. Любое слово имеет обычно не одно значение и в зависимости от контекста употребления может иметь несколько смыслов. Например: слово «команда» — это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации. Таким образом, чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо знать особенности собеседника и говорить с ним как бы «на одном языке», используя понятную для него лексику (слова); при этом объяснять слова, имеющие разные значения, комментировать тот смысл, в котором было использовано данное слово. Задание1,2
|
3. Стилистический барьер. Стиль может быть слишком тяжелым. Научный и канцелярский стиль более понятны при чтении, восприятие же их на слух практически затруднено. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 сек, нить понимания обрывается. Следовательно, для преодоления стилистического барьера необходимо хорошо структурировать информацию. Два основных приема структурирования информации: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки: начало и конец любого разговора должны быть четко очерчены, заключены в рамку, которая как раз и задает структуру. В начале сообщаются цели и намерения, перспективы, возможные результаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы. Такое построение информации способствует лучшему ее запоминанию.
Правило цепи: Информация не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных по форме и содержанию сведений, они должны быть выстроены, как бы соединены в цепь по каким-либо признакам. Соединения информационных цепочек могут быть различными:
1. Можно пересчитать «во-первых, во-вторых, в-третьих» и т.п.
2. Сначала сказать самую важную информацию, затем следующую по значимости, менее важную в конце.
Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. Например, пригласили на беседу, а вместо диалога был лишь монолог одного из партнеров. Такая коммуникация вызывает не только непонимание самой информации, но и обиду. Задание 3.
|
4. Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам.
5. Барьер психологической защиты. Равнодушие, неприветливость, неразговорчивость собеседника может быть связана с желанием быть понятым. Возможно, человек хочет, чтобы его выслушали и правильно поняли. Попробуйте изменить отношение к человеку, и сложности в общении с ним исчезнут.
6. Барьер характера. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Будьте в общении с такими людьми избирательны к произносимым вами словам, не ведитесь на провокации, оставаясь спокойными.
7. Фонетический барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетический барьер может быть связан с акустическими и физиологическими особенностями речи:
ñ Слишком высокий или низкий голос
ñ Быстрый темп речи
ñ речь без пауз и ударений
ñ плохая дикция
ñ звуки-разделители — «хм-м-м», «э-э-э-э»
ñ слова-паразиты — «это», «так сказать», «понимаете», «ну», «вот», «как бы»
8. Барьеры отношений возникают при включении эмоций и чувств в процесс взаимодействия. При этом могут возникать барьеры:
ñ – страха (ребенка напугал воспитатель, когда ругал другого ребенка; в результате появляется нежелание идти в сад, когда работает этот воспитатель);
ñ – отвращения (когда-то возникшая ненависть к представителю другой расы не дает человеку подружиться);
ñ – брезгливости (человек не хочет пожать руку другому (поприветствовать его), так как рука чем-то испачкана) и др.
Задание на дикцию, разминка артикуляционного аппарата (фонетический барьер).