Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».




Консультант: настоятель Знаменской церкви села Холмы Истринского района МО, о. Георгий Савочкин.

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Николаева Елена Владимировна

Учебный год

(исследование)

Содержание:

1. Вступление. О нашем проекте.

2. Православный Достоевский.

3. Роман «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои романа.

5. Библейские слова и выражения в романе.

6. Тайны имён в романе.

7. Библейские числа в романе.

8. Соприкосновение сюжетов романа с Евангельскими мотивами.

9. Заключение. Выводы.

10. Приложения.

11. Список используемой литературы.

 

 

«Читать Достоевского — это хотя сладостная, но утомительная, тяжёлая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений».

Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».

 

О нашем проекте

Мы познакомились с личностью и произведениями замечательного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Цель нашего проекта – попытка анализировать его творчество, а именно роман «Преступление и наказание», через призму Священного писания.

«Меня называют психологом, - говорил Ф. М. Достоевский, - я лишь реалист в высшем смысле». Что это значит? От чего отказывается здесь писатель и что утверждает? Он говорит о том, что психология в его романах – лишь внешний слой, форма, что содержание лежит в другой сфере, в сфере высших духовных реальностей. Это значит, что если мы, читатели, сосредоточили своё внимание на психологии героев – мы не прочитали роман, мы его не поняли. Нужно научиться языку, на котором говорит Достоевский. Нужно понять всю остроту стоящих перед ним вопросов. А для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, который в течение четырёх лет на каторге читал только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там. Он потом жил и думал на той глубине…

 

 

Православный Достоевский

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье

страданием. Таков закон нашей планеты(…).

Человек не родится для счастья. Человек

Заслуживает своё счастье, и всегда страданием»

Ф. Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский признан одним из величайших художников мировой литературы. Его произведения переведены на все основные языки мира, и каждый образованный человек любой страны, от США до Японии, в той или иной мере знаком с произведениями Достоевского.

Но, конечно, дело не в том, читал ты или не читал Достоевского, а в том, как ты воспринимал его творения. Ведь важно то, что, соприкоснувшись с его творчеством, мы обогащаем и возвышаем нашу духовную жизнь.

Главная заслуга писателя в том, что он поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. А проблема веры для всякого человека – важнейшая: каждому нужно верить хоть во что-то.

 

«…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

М. М Дунаев, известный литературовед, богослов (см. Приложение), говорит: «Вне Православия Достоевский постигнут быть не может, всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей маломысленна… Вера и безверие – их тяжкий, смертоносный порою поединок в душе человека – есть вообще преимущественная тема русской литературы, у Достоевского же все противоречия доведены до крайности, он исследует безверие в безднах отчаяния, он ищет и обретает веру в соприкосновении с Горними истинами.»

С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова»(см. Приложение)

Он был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - родом из купеческой семьи, женщина религиозная, каждый год возила детей в Троице-Сергиеву лавру (см. Приложение), учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова»(см. Приложение)

С 1832 для Достоевского и его старшего брата Михаила родители наняли учителей, которые приходили заниматься с детьми на дом. С 1833 мальчиков отдали в пансион Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансион Л. И. Чермака.

Неблагоприятная атмосфера учебных заведений и оторванность от родного дома вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Позже этот период найдёт отражение в романе «Подросток», где герой переживает глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». В эти нелёгкие годы учебы у юного Достоевского пробуждается страсть к чтению.

В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839. По семейным преданиям, старший Достоевский был убит своими крепостными. Отношение сына к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище.

Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин, от одиночества и впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Как вспоминал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Говоря о ранних литературных трудах писателя, следует вспомнить его первое большое произведение – роман «Бедные люди».

Зимой 1844 Достоевский начал работу над созданием произведения, начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Главной проблемой для писателя всегда оставалась именно проблема веры: социальное преходяще, вера вне времени. А нравственно-психологические искания героев его произведений лишь производные от проблем религиозных.

Главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – типичный, как известно, «маленький» человек в русской литературе. Первые критики справедливо заметили связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду образы главных героев, Акакия Акакиевича и Макара Девушкина.. Но герой Достоевского несомненно выше Акакия Акакиевича из «Шинели». Выше по самой своей идее: он способен на высокие движения и порывы, на серьёзные размышления над жизнью. Если гоголевский герой-чиновник видит лишь «ровным почерком выписанные строки», то герой Достоевского сострадает, ропщет, отчаивается, сомневается, размышляет. Проблеск истинного понимания жизни возникает в сознании Девушкина. Он высказывает смиренную и трезвую мысль о приятии установленного порядка жизни: «…всякое состояние определено Всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться. Это уже по способности человека рассчитано;иной на одно способен,а другой на другое, а способности устроены Самим Богом». Апостольская Заповедь в основе такого суждения несомненна: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7: 20).

Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» Н. Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а В. Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее.

 

Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В 1846 году Достоевский знакомит Белинского со своей новой повестью «Двойник», в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания. Образное мышление писателя оказалось настолько смелым и парадоксальным, что критик растерялся, начал сомневаться и разочаровываться в таланте молодого автора.

Всё потому, что новая повесть совершенно не соответствовала тем шаблонам «натуральной школы», какие при всей их новизне уже несли в себе ограниченность и консерватизм.

М.М. Дунаев пишет: «Вольно было Белинскому, с его надеждами на прогресс и упованием на строительство железной дороги, замыкаться в социальности, им превозносимой; Достоевскому в таких узких рамках было бы тесно…»

Герой «Двойника» Голядкин не удовлетворён окружающей реальностью и желает подменить её некоей нафантазированной ситуацией. Голядкину не даёт покоя его амбициозность, то есть одно из пошлейших проявлений гордыни, его несогласие со своим званием. Он не желает оставаться в этом звании и создаёт себе некую фантазию, которую навязывает сам себе как реальность.

Главными героями раннего Достоевского были мечтатели. Многие не находили приложения своих сил и возможностей, какого они ждали от жизни. Амбициозность многих не была удовлетворена, и поэтому они мечтают. А мечтательность всегда от оскуднения веры.

Многие годы спустя Достоевский скажет о себе, что и сам «был тогда страшный мечтатель», и распознал тот самый грех, признаваясь в своей близости собственным героям-мечтателям. А амбициозность всегда была у писателя болезненная. Именно она привела Достоевского, соблазнённого передовыми социальными учениями, в кружок петрашевцев в 1846 году.

На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещённое тогда письмо В. Белинского к Н. Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы.

 

По деятельности своей петрашевцы были весьма безобидны, и репрессии власти не вполне соответствовали вине их.

23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После 8 месяцев, проведённых в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

Позднее в романе «Идиот» он опишет свои переживания, когда стоя на Семёновском плацу, отсчитывал, как ему казалось, последние минуты своей жизни.

Итак, закончился «петрашевский» период, время когда Достоевский искал и сомневался, мечтал. Но мечты прервала жестокая реальность.

Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. Писатель вспоминает: «Это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе».

Наверно, цинично рассуждать человеку, не испытавшему подобное, о благотворности таких тягот. Но вспомним Солженицына, который

осмысливал свой опыт, опираясь на Достоевского: «Благословение тебе, тюрьма!» И, ссылаясь на его авторитет и моральное право, с опаской понимаем (молясь робко: Господи, пронеси мимо чашу сию), что в таких испытаниях посылается человеку благодать Божья и указывается путь к спасению. В Тобольском остроге Достоевскому в руки попадёт книга, которая укажет на этот путь и с которой он уже не расстанется – Евангелие (см. Приложение).

Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», - весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя.

В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.

В ноябре 1855 г. Он произведён в унтер-офицеры, затем в прапорщики. Весной 1857 г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, с 1859 г. получил разрешение вернуться в Петербург.

Это было время больших перемен в стране. Передовые умы спорили, по какому пути развиваться дальше России. Сложились два противоположных направления русской общественной и философской мысли: «западники» и «славянофилы». Первые связывали социальные преобразования России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Они полагали неизбежным для России пройти теми же путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы.

 

«Славянофилы» - националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России под знаменем православия. Течение возникло в противовес «западничеству».

Было также ещё одно направление, родственное славянофилам, - «почвенничество». Почвенники, к которым примкнул молодой социалист Ф. Достоевский, проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этнической основе.

Теперь в журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступают как идеологи этого направления, генетически связанного со славянофильством, но пронизанного пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности.

У М. Дунаева найдём: «Понятие почвы в данном случае метафорично: это те православные начала народной жизни, какие единственно, по убеждённости Достоевского, могут питать здоровую жизнь нации». Основную идею «почвенников» вкладывает писатель в уста главного героя романа «Идиот» князя Мышкина: «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет».

Эту полемику Достоевский продолжает в повести «Записки из подполья» (1864) – это его ответ на социалистический роман Н. Чернышевского «Что делать?».

Укреплению идей «почвенничества» помогли длительные заграничные поездки. В июне 1862 г. Достоевский впервые посетил Германию,

Францию, Швейцарию, Италию, Англию, где встречался с Герценом. В 1863 г. он снова едет за границу. Атмосфера западной буржуазной свободы нравов (в сравнении с Россией), поначалу соблазняет и расслабляет русского писателя. В Париже он встретился с «роковой женщиной» социалисткой

 

Апполинарией Сусловой, греховные драматические взаимоотношения с которой получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, Достоевский проигрывается «весь, совершенно дотла» – и это означает новые долги. Но этот греховный жизненный опыт писатель тоже преодолевает и перерабатывает в своем все более православном творчестве.

 

В 1864 г. Достоевского ждут тяжелые утраты: умерла от чахотки его первая жена. Личность её, как и обстоятельства их несчастной, трудной для обоих любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны – «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны – «Идиот»). Затем умер брат. Умер близкий друг Аполлон Григорьев. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощённого большим долгом журнала «Эпоха», который он смог выплатить лишь к концу жизни. С целью заработка Достоевский заключил контракт на новые ещё не написанные произведения.

В июле 1865 г. Достоевский вновь надолго выехал в Германию, в Висбаден, где задумал роман «Преступление и наказание», о котором мы будем говорить дальше. Одновременно он начинает работать и над романом «Игрок».

Для ускорения работы Достоевский приглашает стенографистку, которая вскоре становится его второй женой. Новый брак был удачен. Супруги целых четыре года – с апреля 1867 до июля 1871 г. живут за границей.

В Женеве писатель посещает устроенный социалистами-антихристианами (Бакунин и др.) «Международный конгресс мира», который дает ему материал для будущего романа «Бесы». Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело» революционеров-сатанистов. Деятельность тайного общества «Народная расправа» легли в основу «Бесов».

Не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в пространство романа, отражаясь в разных персонажах. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей болезни сатанинского «прогресса», переживаемой Россией и Европой.

Само название - «Бесы» - не аллегория, как считает богослов М. Дунаев, но прямое указание на духовный характер деятельности революционеров-прогрессистов. Эпиграфом к роману Достоевский берёт евангельский текст о том, как Иисус изгоняет бесов в стадо свиней и оно тонет (см.Приложение). А в письме к Майкову так разъясняет свой выбор: «Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, Серно-Соловьёвичей и проч. Те потонули или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которую её окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского…Ну, если хотите знать, - вот эта-то и есть тема моего романа…»

 

Здесь же, в Женеве, впадает Достоевский в новый соблазн игры на рулетке, проигрывая все деньги (катастрофическое невезение в игре, видимо, тоже попускается Богом для научения раба Божия Феодора «от обратного»).

 

В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью (родившейся за границей) возвратились в Петербург. В декабре 1872 г. он соглашается принять на себя редакторство газеты-журнала «Гражданин», в котором осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (очерки политического, литературного и мемуарного жанра). Достоевский в объявлении о подписке на 1876 год (где впервые публиковался «Дневник») так определяет жанр своего нового произведения: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчёт о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчёт о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных».

В «Дневнике» автор поднимает проблему ответственности человека за свои грехи, проблему преступления и наказания. Здесь снова звучит гипотеза «заедающей среды». Писатель говорит о том, что среда «виновата» лишь косвенно, несомненно, среда зависит от человека. А истинное противостояние злу возможно лишь в Православии.

В 1878 г. Достоевского постигла новая утрата - смерть любимого сына Алеши. Писатель отправляется в Оптину пустынь (см. Приложение), где беседует со старцем Амвросием. («Кающийся», – сказал о писателе старец.) Результатом этой поездки стали «Братья Карамазовы» – итоговое произведение писателя о проблеме существования зла в несовершенном мире, созданном совершенным и любящим Богом. История Карамазовых, как писал автор,– это не семейная хроника, а «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России».

Собственно, подлинное содержание романа (по словам М. Дунаева) – борьба дьявола и Бога за душу человека. За душу праведника: ибо если праведник падёт, то и враг восторжествует. В центре романа противостояние Божьего дела (старец Зосима, прототипом которого стал старец Амвросий из Оптиной пустыни) и бесовскими происками (Иван Карамазов).

В 1880 г. Достоевский на открытии памятника Пушкину выступает со знаменитой речью о Пушкине. Речь отразила самые благородные христианские черты русской души: «всеотзывчивость» и «всечеловечность», способность к «примирительному взгляду на чужое» - и нашла всероссийский отклик, став важным историческим событием.

Писатель возобновляет работу над «Дневником писателя» и планирует продолжение «Братьев Карамазовых»…

Но обострившаяся болезнь оборвала жизнь Достоевского. 28 января 1881 года он скончался. 31 января 1881 г. при огромном стечении народа состоялись похороны писателя в Александро-Невской лавре в Петербурге.

 

О романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Соня Мармеладова — главные герои романа.

Роман относится к раннему творчеству Достоевского. Впервые увидел свет в 1866 году в январском выпуске «Русского вестника». Начинается роман простой и как бы документально точной фразой: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».

Из следующих строк мы уже узнаём, что действие происходит в Петербурге. А зашифрованные названия дают ощущения «достоверности» происходящего. Как будто автору неловко раскрывать до конца все подробности, поскольку речь идёт о действительном событии.

Главного героя романа зовут Родион Раскольников. Писатель наделил его прекрасными человеческими чертами, начиная с внешности: молодой человек «замечательно хорош собой, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Он умён, благороден и бескорыстен. В его поступках мы видим рыцарственность духа, умение сопереживать и ярко и сильно чувствовать. Мы вместе с героями романа – Разумихиным, Соней, Дуней – чувствуем к нему глубокую любовь и восхищение. И даже преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение и у следователя Порфирия.

И в этом во всём несомненно мы чувствуем отношение самого писателя к своему герою…

Как же мог такой человек совершить такое страшное злодеяние?

Итак, первая часть романа посвящена преступлению, а остальные пять – наказанию, саморазоблачению. Весь роман пронизан борьбой, которую герой ведет сам с собой - между его рассудком и чувством. Раскольников – по христианским канонам – великий грешник.

Грешник, не только потому, что убил, а потому, что имеет в своём сердце гордыню, что позволил себе делить людей на «обыковенных» и «необыкновенных», к коим и себя пытался причислить.

Неразрешимые вопросы встают перед убийцей. Неожиданные и неподозреваемые чувства начинают мучить его сердце. В нём, пытающемся заглушить в себе голос Бога, всё же Божья правда берёт верх, и он готов хоть и погибнуть на каторге, но снова примкнуть к людям. Ведь чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил сразу же после преступления, становится невыносимым для него. Достоевский в письме к М. Каткову говорит: «Закон правды и человеческая природа взяли своё; в повести моей есть кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Раскольников переступил Божью заповедь: «Не убий!» и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада – в рай через очищение души.

Вынашивая свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», он переступает через себя и совершает убийство, делает «пробу» теории. Но не почувствовал он себя после «пробы» «Наполеоном». Убил «гнусную вошь», старуху-процентщицу, но легче не стало. Потому как всё существо его противилось этой «мёртвой» теории. Душа Раскольникова разрывается на части, он понимает, что и Соня, и Дуня, и мать – все они «обыкновенные» люди. А значит кто-то вот так же, как и он, может убить их (по этой самой теории). Он терзает себя, не понимает, что же случилось, но пока не сомневается в верности своей теории.

И тут в его жизни появляется Соня...

Соня Мармеладова — любимая героиня Достоевского. Её образ занимает центральное место в романе. Судьба этой героини вызывает сочувствие и уважение. Она благородна и чиста. Её поступки заставляют нас задуматься об истинных человеческих ценностях. Слушая и вдумываясь в её рассуждения, получаем возможность заглянуть внутрь себя, прислушаться к голосу собственной совести, по-новому взглянуть на то, что происходит вокруг нас. Соня изображается Достоевским как ребёнок, чистый, наивный, с открытой и ранимой душой. Именно дети в Евангелие символизируют нравственную чистоту и близость к Богу.

Мы вместе с Раскольниковым узнаём от Мармеладова историю Сони о её несчастной судьбе, о том, как продала себя ради отца, мачехи и её детей. Она сознательно пошла на грех, принесла себя в жертву ради близких людей. Притом совершенно не ждёт Сонечка никакой благодарности, никого ни в чём не винит, а просто смиряется со своей судьбой.

 

«...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» Соне стыдно, стыдно перед собой и Богом. Она старается меньше бывать дома, появляется лишь за тем, чтобы отдать деньги. Она смущается при встрече с Дуней и Пульхерией Александровной, неловко чувствует себя на поминках отца, теряется от наглых и оскорбительных выходок Лужина. Но всё же за её кротостью и тихим нравом мы видим огромную жизненную силу, подкреплённую безграничной верой в Бога. Она верит слепо и безрассудно, ведь ей не откуда ждать помощи и не на кого надеяться, и поэтому лишь в молитве находит она истинное утешение.

Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы, она не делает ничего ради себя самой, всё ради других людей. Сонечкина вера в Бога противопоставлена в романе «теории» Раскольникова. Девушка не может принять идею о делении людей о возвышении одного человека над другими.

 

Она считает, что нет такого человека, которому бы право было дано осуждать себе подобных, решать их судьбы. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - восклицает она.

Раскольников чувствует в Соне родственную душу. Он инстинктивно чувствует в ней своё спасение, чувствует её чистоту и силу. Хотя Соня не навязывает ему своей веры. Она хочет, чтобы он сам пришёл к вере. Она не стремится принести ему своё, а ищет самое светлое в нём, она верит в его душу, в его воскресение: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!» И мы верим, что она не оставит его, что она пойдёт за ним в Сибирь и пройдёт с ним весь путь к раскаянию и очищению. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере...»

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был. Именно через Соню Достоевский обозначает свое видение пути победы добра над злом.

 

 

Библейские слова и выражения из романа

«Преступление и наказание»

 

 

Часть первая. Глава 2.

«…Содом-с, безобразнейший…гм…да…» (слова Мармеладова)

Содом и Гоморра – Библейские Ветхозаветные города у устья р. Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес (Первая книга Моисеева: Бытие,19 гл.- эти города были разрушены Богом, пославшим огонь и серу с небес). Из пламени Бог вывел только Лота с семьей.

«…все тайное становится явным…»

Выражение, восходящее к Евангелию от Марка: «Нет ничего тайного, что

не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы

наружу».

«…Пусть! пусть! «Се человек!» Позвольте, молодой человек…» (из слов Мармеладова)

 

«Се человек!» - слова произнесенные Понтием Пилатом во время суда над Христом. С этими словами Пилат указывал иудеям на окровавленного Христа,призывая их к милосердию и благоразумию.(Ин.,19:5)

 

«…Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, Судия, распни и, распяв, пожалей его!... А пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он единый, Он и Судия…» (из слов Мармеладова)

Здесь Мармеладов использует религиозную риторику для выражения своих мыслей, данная цитата не является прямой Библейской цитатой.

 

«Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова)

«Образ звериный» - образ Антихриста. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис) Антихрист сравнивается со зверем и говорится о том, что каждому гражданину будет налагаться печать Антихриста или печать зверя. (Откр.,13:16)

 

Часть первая. Глава 3.

«…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну)

Мясоед – это период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время между постами, когда разрешено играть свадьбу.

Госпожинки – Праздник Успения (кончины) Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Свадьба, сыгранная после того,как Богородица покидает землю, благословлённой считаться не может.

 

Часть первая. Глава 4.

 

«…и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью…» (из монолога Раскольникова)

Казанская Божия матерь – одна из наиболее почитаемых в России чудотворных икон Богородицы. Празднования в честь иконы совершаются два раза в год. Также в период Смутного времени, эта икона сопровождала второе ополчение. 22 октября на день её обретения был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д. М. Пожарского был возведён храм в честь иконы Казанской богоматери.

 

«На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова)

Голгофа или Кальвария («лобное место»)- небольшая скала или холм, где находилось захоронение Адама, а позже был распят Христос. Во времена Иисуса Голгофа Голгофа находилась за пределами Иерусалима. Является символом добровольного страдания.

«…от поста исчахнет…»

пост подразумевает воздержания в пище, и поэтому неумеренный пост может привести к ослаблению организма.

«...у иезуитов...»

Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви.

 

Глава 7

«…два креста: кипарисный и медный»

В древности наиболее частым материалом для изготовления крестов служило дерево и медь. Кипарисовые кресты пользуются наибольшей популярностью, так как Крест Христов был изготовлен из трех видов дерева, в том числе кипариса.

 

Часть 2. Глава 1.

 

«Дом – Ноев ковчег»

Ветхозаветный Патриарх Ной собрал пред потопом в свой ковчег множество тварей.

Данное выражение символизирует наполненность дома или тесноту.

 

Глава 5.

«Наука говорит:возлюби, прежде всех, одного себя…» (из слов Лужина)

Данное выражение является антитезой Евангельскому учению о том, что нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя (Мф. 5:44 и Мф. 22:36-40)

 

Глава 7.

 

«исповедь», «причащение».

Исповедь - одно из 7 Таинств Церкви, во время которого человеку подается прощении грехов и помощь в нравственном совершенствование

 

«…сперва «Богородицу» почитают»

«Богородица»- одна из наиболее распространенных молитв, обращенных к Пресвятой Богородице.

 

«…обе вынесли крестную муку…»

Аллюзия к Крестным страданиям Христа.

 

Часть 3. Глава 1.

«отпевание» - богослужение, совершаемое при погребение,

«обедня» - народное название богослужения, Божественная Литургия,

«вечерня» - название вечернего богослужения,

«часовня» - богослужебное здание, устанавливаемое на памятных местах, на кладбищах, могилах.

 

Глава 5.

«…до Нового Иерусалима...»

Библейский образ Царства Небесного (Рая) (Откр. 21) «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от бога с неба…»

«...воскресение Лазаря...»

Евангельский сюжет, повествующий о чудесном воскресение друга Христа Лазаря в селении Вифания близ Иерусалима.(Ин.11)

 

Часть 4. Глава 1.

«лития», «панихида» - заупокойные богослужения

 

Глава 2.

«…вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете» (Раскольников Лужину о Соне)

Обращение к Евангельскому сюжету о прощении прелюбодейной женщины, которую приговорили к смерти через побиение камнями. (Ин. 8:7-8)

 

Глава 4.

«юродивая» - синоним безумная

«четвёртое Евангелие» - Евангелие от Иоаннна

«11 глава Евангелия Иоаннова»- повествование о воскрешение Лазаря

 

«Сих есть царствие Божие» - Мф.5 Цитата из Евангелия от Матфея: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

 

«Она бога узрит»

Подчеркивая душевную чистоту Лизаветы, Соня цитирует Евангелие от Матфея: «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят».

 

«… в семя пошел…»

То есть в род, в потомство. В этом смысле слово семя употребляется в

Евангелии.

 

Часть 6. Глава 2.

«ищите и обрящете…» (Порфирий Раскольникову) – (Мф.7:7 Лк. 11:9) То есть ищите и найдете. Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа.

 

Глава 4.

«Она,без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)

Свидригайлов здесь сопоставляет Дуню с мучениками первых веков христианства, а в дальнейшем с Преподобной Марией Египетской.

«Троицын день»

День Святой Троицы или Пятидесятница, один из 12 главных христианских праздников, празднуемый на 50 день после Пасхи.

 

Эпилог.

«…на второй неделе Великого поста пришлось ему говеть…»

говеть- соблюдать пост

«Святая» (неделя) - неделя после Пасхи

«Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

Претерпевшим до конца и избранным в эпилоге романа оказывается Рас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: