К основным параметрам отвалов (рис. 2) относятся:
- высота отвального уступа
- высота отвала ,
- шаг передвижки путей В,
- длина отвального тупика ,
- удельная емкость 1 м длины тупика отвальной заходки,
- число отвальных тупиков,
- производительность тупика в единицу времени (в сутки, год).
Рис. 2. Параметры отвального тупика
Высота отвалов зависит от способа механизации отвальных работ, устойчивости пород и основания отвала, рельефа местности и ценности земель, отводимых под отвалы, а также вида транспорта.
Отвал по высоте состоит из ярусов, высота каждого из которых равна высоте отвального уступа и ограничивается прежде всего условиями безопасного ведения работ.
Если породы малоустойчивы и разгрузка транспортных средств производится вплотную к отвальной бровке, как, например, на плужных отвалах, то высоту отвального уступа сокращают до 8–10 м.
В устойчивых крепких породах, а точнее, на экскаваторных отвалах, где груженые вагоны находятся вне пределов возможной осадки породы, высота отвальных уступов выше и достигает 30–40 м.
Общая высота отвала должна быть, как правило, оптимальной, при которой все затраты на укладку породы в отвал будут минимальными.
Чем больше высота отвала, тем больше затраты на транспортирование породы на отвал, но тем меньше площадь, занимаемая отвалом, и тем меньше затраты за отчуждение земли под отвалы.
Поэтому оптимальная высота отвала зависит от затрат на подъем породы принятым видом транспорта (руб. на 1 м высоты подъема), от ценности отчуждаемых земель (руб. на 1 га в год), от себестоимости укладки породы в отвал (руб. на 1 м3).
В условиях дефицита земельных площадей и повышенных требований к охране окружающей среды оптимальная высота отвала равна максимально допустимой по условиям устойчивости.
|
Устойчивая высота автомобильных отвалов на разрезах Кузбасса достигает 150 м, экскаваторных отвалов на Коркинском разрезе 120 м, отвалов на рудных карьерах 120–160 м и более.
Приемная способность отвального тупика — количество породы, которое возможно поместить в отвале между двумя смежными передвижками пути (см. рис. 6.2). Она обычно измеряется на 1 м отвального фронта работ и характеризуется как удельная емкость отвальной заходки.
Шаг передвижки путей определяется параметрами отвального оборудования и составляет при железнодорожном транспорте:
- на плужных отвалах — 1,5–3,0 м,
- на экскаваторных отвалах с мехлопатами — 24–34 м,
- на экскаваторных отвалах с драглайнами — 70–120 м,
- на бульдозерных отвалах — от 50–60 м до 110–120 м;
- при автомобильном транспорте на бульдозерных отвалах — 35–50 м.
Приемная способность 1 м плужного отвала составляет 30-60 м3, экскаваторного с мехлопатами — 500–1200 м3, с драглайнами — до 10–12 тыс. м3.
Большая приемная способность отвала обеспечивает более устойчивую равномерную работу транспорта и сокращение расходов ручного труда на передвижку путей.
Производительность отвального тупика или отвала — это количество породы, принимаемой тупиком или отвалом в единицу времени (в смену, сутки и т. д.).
Фактическая производительность одного отвального тупика составляет: плужного — 1,5–2,0 тыс. м3 в сутки, экскаваторного (мехлопата или драглайн) в зависимости от модели экскаватора — от 4 до 7 тыс. м3 в сутки, бульдозерного — до 4–8 тыс. м3 в сутки.
.