Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)С кессонной болезнью водолазов научились бороться при помощи ступенчатой декомпрессии. (2)Подъём из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности. (3)<…> для таких остановок требовался значительный автономный запас воздуха и облегчённая конструкция гидрокостюма. (4)Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Изобретение акваланга связано с методом борьбы против кессонной болезни — ступенчатой декомпрессией, который требовал облегчённую конструкцию гидрокостюма и значительный запас воздуха.
2) Если у водолаза значительный запас воздуха и облегчённая конструкция гидрокостюма, то кессонная болезнь ему не грозит.
3) Чтобы не возникала кессонная болезнь, надо подниматься из глубины постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.
4) После изобретения акваланга у водолазов практически не бывает кессонной болезни.
5) Ступенчатая декомпрессия, которая помогала бороться с кессонной болезнью и для обеспечения которой необходимо было сделать лёгким гидрокостюм и обеспечить большой запас воздуха, способствовала изобретению акваланга.
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ПРИВЕСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИВЕСТИ, -еду, -едёшь; -ёл, -ела; -едший; -едённый (-ён, -ена); -едя; сов.
|
1) кого (что). Ведя, помочь дойти. П. ребёнка домой.
2) (1 и 2 л. не употр.), кого (что). Ведя, доставить, послужить путём к чему-н. Дорога привела к дому.
3) (1 и 2 л. не употр.), кого (что) к чему. Довести до какого-н. результата. Мужество приведёт к победе.
4) кого-что во что. Сделать, произвести что-н. (что указано сущ.). П. в хорошее настроение. П. в порядок.
5) что. Огласить, напомнить. П. цитату. П. пример.
Прочитайте текст и выполните задания 22—26.
(1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по великолепной, в натуральную величину копии, установленной в нижнем зале. (2)Я влюбился в лучшее творение Андреа Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. (3)В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства, и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогульщиком, лентяем и лгуном. (4)Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних, и учителей, выгадывая враньём свободу и очарование. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства.
(6)Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. (7)Он могуч и прекрасен, так же могуч и прекрасен его конь. (8)В горделивом поставе прямой крепкой фигуры, в жёстких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперёд плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было всё, чем пленяется героическое мальчишеское сердце. (9)К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». (10)Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетёр». (11)Мне не было дела, что кондотьер — это наёмный военачальник, продающий свой меч любому, кто хорошо заплатит. (12)Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжёло-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, топот тяжёлых коней, в «мушкетёре» — скрежет острых шпаг.
|
(13)Было и еще одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня. (14)Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (15)Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, приближаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль, и разом исполнялся захлёбывающейся веры, обнаруживая исчерна-зелёного кондотьера на своём месте. (16)Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. (17)И был мне бронзовый воитель гарантией предстоящего счастья.
(18)Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нём уже не героя, а воплощение не пробуждённой временем к сомнению и милосердию средневековой души. (19)Правда, подлинному ценителю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале — Гатемалату, созданного учителем Верроккьо, великим Донателло. (20)В нём больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам. (21)Не экспрессия и движение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. (22)Это утверждали в один голос все экскурсоводы. (23)Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним под небом Венеции. (По Ю. Нагибину*)
|
* Юрий Маркович Нагибин (1924—1994) — русский писатель, журналист и сценарист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Экскурсоводы считают, что стихия скульптуры в экспрессии и движении.
2) Слово «кондотьер» будило воображение автора в детстве.
3) Когда автор был ребёнком, ради посещения музея ему приходилось обманывать и учителей, и домашних.
4) Кроме статуи Коллеони, мальчик любил смотреть на статую Давида.
5) Впервые автор попал в музей в первом классе.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1—2 содержат элементы повествования.
2) Предложение 12 объясняет и подтверждает суждения, высказанные в предложениях 10—11 текста.
3) В предложении 17 представлено описание.
4) В предложении 19 представлено рассуждение.
5) Предложение 23 содержит описательный фрагмент.
24. Из предложений 4—8 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 13—18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Изображая первую встречу с подлинным произведением искусства, автор использует синтаксическое средство (А)___ (предложения 4, 8, 12). Первые детские впечатления передаются с помощью и (Б)___ («горделивом поставе», «жёстких морщинах», «героическое сердце»), и (В)___ (предложения 9, 17), и (Г)___ (предложение 15)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитет
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) синтаксический параллелизм
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) ряды однородных членов