Цивилизация как предмет историко-культурологического знания. Понятие цивилизации.




 

Civilis – гражданский, государственный, достойный гражданина, подобающий гражданину, вежливый, учтливый, приветливый.

Civis (сущ.) – гражданин, подданный.

Civitas - гражданство, государство, сообщество, город.

Humana civitas – человеческое сообщество.

 

Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Великие просветители Вольтер, Руссо употребляли лишь глагол «цивилизовать». В 1798 г. слово «цивилизация» вошло впервые в «Словарь Академии».

Аналогичный процесс происходил в этот период и в Англии. Первое использование термина «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г., что, по некоторым данным, связано с деятельностью английских просветителей.

В то время слово «цивилизация» несло узкую, конкретную смысловую нагрузку; его значение должно было противопоставить «цивилизацию» и «непросвещенные народы», а также «цивилизацию» и «темные века» феодализма и Средневековья.

Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция).

Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории. В 1828 г. Ф. Гизо опубликовал свою «Историю цивилизации в Европе», в 1830 г. - «Историю цивилизации во Франции»; в 1857-1861 гг. Г. Бокль написал «Историю цивилизации в Англии».

Термин «цивилизация» приходит в русский язык и становится популярным в 60-е гг. ХIХ в. Он был включен В. Далем в первое издание Толкового словаря. «Цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина»; «цивилизовать (народ) - обратить из дикого, грубого быта в гражданственный». Слово часто употребляли Добролюбов, Писарев, Чернышевский для противопоставления развитого и дикого, общественного и природного начал.

 

Ибн Хальдун (1332-1406) – арабский мыслитель, «отец» цивилизационщиков.

Феномен города повлёк рост и развитие цивилизации.

Виктор де Мирабо – французский мыслитель, написал работу «Друг человечества», в котором появляется слово «цивилизация» в значении состояния человечества.

Адам Фергюсон (1723-1816) развивал идеи по поводу места цивилизации (фазы цивилизации). «Триада Фергюсона»: дикость, варварство, цивилизация.

Понимание цивилизации:

состояние человечества (этап, городской образ жизни);

в локальном смысле (высокие нравы, развитость быта).

Иоганн Гердер (1744-1803) написал монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (цивилизация может выражаться по-разному, культуры и цивилизации могут быть разными).

Первая четверть XIX века: употребление слова «цивилизация» во множественном числе, появление цивилизационной теории (совокупность учений, в которых термин «цивилизация» употребляется для обозначения локальных культурных течений и развитий).

Существует более 100 определений термина «цивилизация».

 

Цивилизация:

более продвинутый этап развития культуры

в локально-историческом смысле: цивилизации как отдельные сообщества народов или государств, соединенных общей культурой (Средневековая Европа); государственно-историчекий фактор, государство-цивилизация (Древний Египет); объединение нескольких моноэтничеких цивилизаций под единой политической эгидой (Восточно-Средиземноморская цивилизация, «наследники Византии»); религиозные сообщества (мусульманская цивилизация)

 

В наше время слово «цивилизация» употребляется довольно часто, но по-прежнему в него вкладывается различный смысл.

Цивилизация есть общество, его синоним (воплощение единства материальной и духовной культуры). Согласно французскому историку Л. Февру, это «равнодействующая сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей».

Цивилизация - это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности.

Цивилизация - это прогресс. Иногда термин «цивилизация» понимается как достижения в сфере материально-технической, средств коммуникации. Это превращает «цивилизацию» скорее в систему хозяйственных и торговых форм деятельности.

Цивилизация - это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности. Не трудно заметить, что подобная трактовка восходит к английским и французским просветителям. Сам термин часто употребляется как синоним слова «культура» (или очень близкий по значению).

Цивилизация - это материальная культура, противопоставляемая духовной. Такое толкование наиболее полно и ярко отражено в концепциях Ж.Ж. Руссо и О. Шпенглера. И хотя оно в целом не принято в современной научной теории цивилизаций, но все же встречается в научных трудах, социологических и политологических исследованиях.

Цивилизация - социокультурная общность, формируемая на основе универсальных (то есть сверхлокальных) ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов. Такой точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые мира; в России - один из ведущих специалистов в области теории цивилизаций Б.С. Ерасов. Так, он утверждает, что сколько бы ни был распространен термин «цивилизация» в остальных его значениях, именно при данном употреблении он получил наиболее устойчивый статус в теоретической мысли и обоснование в теории, которую и можно назвать собственно теорией цивилизации.

 

Цивилизация - это основная типологическая (то есть различающая) единица развития. Л.И. Семенникова, предлагающая подобную трактовку, дает следующее определение: «Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». Из определения следует, что автор ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом, а также общество как саморазвивающуюся систему.

Цивилизация - это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, проявившее себя во всемирной истории или существующее и в настоящее время; присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценности и принципы жизнестроения - самобытность. Такой подход нашел отражение в трудах создателей цивилизационной теории М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. А. Тойнби дает простое и ясное определение, включающее в понятие системность: «Цивилизации - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии». Таким образом, цивилизация - это система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

 

Несомненная слабость формационного подхода заключалась в абсолютизации роли формационного пласта, в признании того, что способ производства являл ядро и движущую силу общественного развития. Необходимо иметь в виду, что отсутствует какая-либо жесткая связь между изменением производительных сил и развитием производственных отношений. Часто существенные сдвиги в производственных отношениях обусловливались политическими причинами - иностранными завоеваниями, географическими открытиями, возрастанием притязаний государства на прибавочный продукт - и только значительно позже получали отражение в развитии производительных сил.

Процесс развития общества означает постоянное взаимодействие различных цивилизационных пластов (цивилизационный пласт - совокупность отношений определенного вида), разделяющихся на общественные и необщественные. Главное заключается в том, чтобы научиться видеть в цивилизационном процессе изменение целостной системы при относительной автономии всех ее составляющих, всех пластов развития общества. Необходимо раскрывать роль необщественных секторов, включая биологическое начало в поведении человека, значение среды обитания в развитии цивилизационного процесса.

Целесообразно выделить несколько макропластов цивилизационного процесса, а именно: 1) среду обитания; 2) биологические и этнические процессы; 3) производительные силы, производство материальных благ; 4) производственные отношения; 5) социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); 6) институты власти и управления; 7) религиозные ценности, менталитет; 8) взаимодействие локальных цивилизаций.

Учитывая, что современное обществознание не располагает единым критерием определения сущности цивилизации, было бы необоснованным делать акцент на узком, частном определении цивилизации. Широкое же определение понятия «цивилизация» (например, оценка последней как целостной саморазвивающейся системы, интегрирующей все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса) оставляло бы исследователям, принадлежащим к разным научным школам, направлениям, возможность подчеркивать соответствующей аргументацией превалирование определенного фактора в цивилизационном процессе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: