ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ И ЕГО ФУНКЦИИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ




Театральное представление создается усилиями специалистов разных театральных цехов: режиссер, художник-постановщик, гример, звукорежиссер, костюмер и др., т.к. в процессе постановки спектакля используются средства разных видов искусств.

В истории развития театрального искусства известны три основные вида сценического костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица, которые существуют на всех ступенях развития театра – от ритуально-обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики. Исторически одежда приходит на сцену в качестве театрального костюма, претерпевая свойственное сцене преувеличение и упрощение, подчиняясь требованию стилизации, обобщенности и целостности. Театральный костюм – единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей и создать художественный образ. Он состоит из нескольких элементов (одежда, обувь, головные уборы, грим, прическа, украшения и другие предметы), при помощи которых актер раскрывает характерные черты персонажа (внешний облик, внутренний мир), определяет историческую, социально экономическую и национальную принадлежность. Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей.

Прежде чем приступить к работе по созданию «живой декорации», костюмеру необходимо ознакомиться с драматическим произведением, с идейным замыслом режиссера, стилистическим решением постановки, характеристиками персонажей. Он должен тесно сотрудничать с художником-постановщиком, гримером, специалистом по свету и т.д. Процесс создания костюма от создания эскиза и до сценического воплощения состоит из нескольких этапов:

1) выбор материалов, из которых будет изготовлен костюм;

2) подбор образчиков для окраски материалов;

3) поиски линии: изготовление патронок из других материалов и наколка материала на манекен (или на актера);

4) проверка костюма на сцене в различном освещении;

5) «обживание» костюма актером.

В эскизах художник-костюмер отображает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя. «Внешняя оболочка» актера, гармонируя с музыкальным сопровождением, декорационным оформлением, отображает для зрителя время и место действия сюжета и его эмоциональную атмосферу, естественно, что все составляющие компоненты сценического образа должны гармонировать и соответствовать исторической реальности той или иной эпохи. Психологическую характеристику сценического персонажа (доброта, скупость, скромность, кокетство), настроение, эмоциональное состояние можно отобразить через выразительные средства создания спектакля, в т.ч. и через костюм, например военный человек, бедный, богатый и т.д.

На сегодняшний день театральный костюм это не только украшение исполнителя, а неотъемлемый элемент сценического образа, который способен обогатить выразительность жестов и движений актера, помогая совершать игровые действия, с его помощью можно создать определенное настроение, усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Также он является своеобразным символом эпохи, чувств, ассоциируясь с определенными событиями и понятиями, для этого необходимо изучать «жизнь» и «поведение» вещей, подбирать нужные вещи, чтобы их сочетание вызывали определенные ассоциации. В процессе театральной постановки с костюмом работают как с актером, его «обживают», его «старят», «изнашивают», он становится равноправным действующим лицом. На костюме отражается все: большие и малые события в мире, стране, направления в искусстве, в литературе, отдельные произведения поэзии, прозы, научные открытия, технические совершенствования, прогресс транспорта и т.д. – все эти отражения называются модой. Костюм своеобразно моделирует и отражает сознание и самосознание общества, являясь специфическим показателем его состояния, показателем доминирующих ценностных ориентаций. Таким образом, особенности театрального костюма характеризуют личность каждого конкретного персонажа, который может быть внешним выражением характера, должен обеспечить визуальное сопровождение рассказа, подчеркнуть атмосферу постановки и сделать работу артиста более комфортной. Главное же условие успешного подбора костюмов – неукоснительное соблюдение единства художественного замысла спектакля и его воплощения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: