Нормативно-правовое регулирование учетного процесса в бюджетных организациях




Тема: Учет производственных затрат

1. Нормативно-правовое регулирование учетного процесса в бюджетных организациях

2. Классификация производственных затрат

3. Характеристика производства в бюджетных учреждениях

4. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)

Нормативно-правовое регулирование учетного процесса в бюджетных организациях

С целью обеспечения единых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на всей территории Украины в условиях разных форм собственности и развитии рыночных отношений Верховная Рада Украины приняла закон Украины № 996-XIV от 16.07.1999 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этот документ предусматривает единые основы организации учета и отчетности для всех предприятий, учреждений, организаций, являющихся юридическими лицами по законам Украины. Согласно с п.4 статьи этого Закона «порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об использовании бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины согласно законодательству».

Во исполнение задач, возложенных на Государственное казначейство Украины, специалисты казначейства разработали ряд нормативных актов, которые определяют методологические основы, порядок ведения, организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Начало формы

Порядок составления месячной и квартальной отчетности учреждениями и организациями, которые получают средства в государственных или местных бюджетов устанавливается ежегодно приказом государственного казначейства Украины.

Составление годовой отчетности о выполнении смет ежегодно регламентируется отдельными нормативными документами.

Характеризуя нормативную базу учета бюджетных учреждений, можно сделать следующие выводы:

1. нормативное обеспечение учета за последние восемь лет полностью восстановлено;

2. понятийный аппарат учета строится в основном на общепринятых в мировой практике принципах, которые служат методологической основой его адаптации к требованиям международных стандартов;

3. действующее нормативное обеспечение учета не предусматривает вариантности, альтернативности решения определенных учетных процедур.

Детализируем эти выводы на примере учета объектов – необоротных активов, запасов, средств, расчетов и других активов.

Необоротные активы учет которых регламентирует Инструкция №64, по своему функциональному назначению близки к аналогичным активам субъектов предпринимательской деятельности, но не являются средствами труда и в процессе использования не передают свою стоимость, а выбывают из учета.

Приобретение необоротных активов для действующих бюджетных учреждений является не капитальными вложениями, а капитальными расходами. На необоротные активы не начисляется амортизация а начисляется износ по состоянию на последний рабочий день в разрезе трех групп по действующим нормам износа.

Стоимость поступивших необоротных активов в момент оприходования относится на увеличение фактических расходов и одновременное увеличение фонда необоротных активов в качестве источника их формирования. При начислении износа увеличиваются не расходы учреждения, а уменьшается фонд в необоротных активах (их остаточная стоимость).

В соответствии с Инструкцией №64 в бухгалтерском учете стоимость, по которой отражаются необоротные активы, распределяется на балансовую, первоначальную, восстановительную.

В отличие от субъектов предпринимательской деятельности бюджетные учреждения отражают необоротные активы в текущем учете по «урезанной» исторической себестоимости – в нее не включаются транспортно-заготовительные расходы, таможенные платежи, затраты на установку, монтаж, НДС. Сумма НДС (если она не отнесена к налоговому кредиту) не увеличивает стоимость приобретенных необоротных активов ее относят на расходы учреждения по соответствующим кодам бюджетной классификации.

На расходы учреждения относятся также затраты на текущий и капитальный ремонты. Изменения первоначальной стоимости необоротных активов (индексация, переоценка) не является дополнительным доходом учреждения и не относится к доходам. Таким образом, оценка необоротных активов, как средства реализации принципа единого денежного измерителя, не является в бюджетных учреждениях тем принципом бюджетной политики, который может влиять на результаты выполнения сметы.

В такой же мере это касается методов начисления амортизации (износа). В бюджетных учреждениях износ начисляется прямолинейным методом. Применение других методов (ускоренной амортизации) никак не влияет на финансовые результаты, а только на сроки полезного использования, что важно для осуществления технического прогресса и внедрения новой техники. Увеличение или уменьшение остаточной стоимости необоротных активов (собственного капитала), валюты баланса не влияют на финансовое состояние бюджетных учреждений, показатели ликвидности или инвестиционной привлекательности (такие показатели не рассчитываются).

Можно привести другие примеры по учету необоротных активов, которые подтверждают, что регламентация учета в бюджетных учреждениях является более жесткой по сравнению с учетом предпринимательской деятельности и банковской системе, а учетная политика – менее гибкой. Бюджетным учреждениям не присущ вероятный характер осуществления операций, что является одной из причин неопределенности результатов деятельности.

Инструкцией по учету запасов №125, регулируются вопросы учета запасов, в составе которых, кроме известных, учитываются специфические объекты - продукты питания, медикаменты, перевязочные средства и изделия медицинского назначения, специальное оборудование для научно-исследовательских работ, по договорам заказчиками, материалы долгосрочного использования.

В бухгалтерском учете запасы, в том числе полученные или переданные безвозмездно в установленном действующем законодательстве порядке, оцениваются по балансовой стоимости, которая подразделяется на первоначальную, справедливую и восстановленную.

Как в случае с необоротными активами, сумма НДС относительно приобретенных запасов, а также расходы на транспортировку указанных предметов, заготовку, таможенную пошлину не увеличивают их первоначальную стоимость, а относится на фактические расходы учреждения.

Отпуск запасов в использование, производства, продажу или другое выбытие осуществляется по балансовой или средневзвешенной себестоимости, которую определяют по каждому виду подобных запасов по формуле

(1.1)

Где Свз.с. – средневзвешенная себестоимость,

Сз.н., Сз.м. – соответственно, суммарная стоимость запасов на начало месяца и полученных за месяц,

Кз.н., Кз.м. – количество запасов на начало месяца и полученных за месяц.

Оценка запасов по другим методам в бюджетных учреждениях не применяется.

Специфическим объектом в составе запасов являются продукты питания, учет которых имеет определенные особенности:

1. при поступлении продуктов питания осуществляется контроль не только по количественным, но и качественным параметрам;

2. хранение продуктов питания требует особых условий (соблюдение температурного режима, сроков хранения и т.п.);

3. учет продуктов питания ведет в амбарах (на складах), в бухгалтерии и пищеблоках;

4. отпуск продуктов питания оформляется отдельными документами (меню-требованиями, меню-раскладками);

Учет лекарственных средств ведется в аптеках, отделениях (кабинетах) и в бухгалтерии.

Все лекарственные средства учитываются в суммовом выражении по договорным ценам. Кроме того, по отдельному перечню осуществляется предметно-количественный учет таких лекарственных средств в разрезе из наименований, фасовке лекарственных форм, дозирования: наркотических, психотропных, отравляющих; спирта этилового; лекарственных средств, которые имеют одурманивающее свойство; новых препаратов для проведения клинических исследований; дефицитных и дорогих лекарственных средств.

Таким образом, обеспечивается строгий контроль за сохранностью этих препаратов, и отпуском в отделения и расходованием.

Инструкция №125 регулирует также порядок учета малоценных и быстроизнашивающихся предметом (МБП), которые не вошли в состав необоротных активов. При передаче в эксплуатацию МБП стоимостью до 10 грн. включительно за единицу (комплект) их списывают с бухгалтерского учета в уменьшение фонда МБП. МБП стоимостью свыше 10 грн. за единицу (комплект), переданные в подразделения, отражаются в учете как МБП в эксплуатации и списываются на основании актов аналогично списанию необоротных ценностей.

Единые требования к порядку списания материальных ценностей установлены Типовой инструкцией № 142/181. С балансов бюджетных учреждений могут быть списаны материальные ценности:

- непригодные для дальнейшего использования;

- выявленные в результате инвентаризации как недостача;

- морально устаревшие;

- поврежденные в результате аварий или стихийных бедствий.

Списание с балансов учреждений материальных ценностей осуществляется путем их продажи, безвозмездной передачи, ликвидации на основе актов.

Начало формы

Необоротные активы и запасы являются долей государственной или коммунальной собственности, а потому для них предусмотрен ряд ограничений по их выбыванию.

Имеет свои особенности урегулирование расхождений, выявленных в период инвентаризации имущества. Этот порядок несколько изменен. Так, потери запасов в пределах утвержденных норм естественной убыли, а также потери и недостачи запасов свыше норм естественной убыли, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с этих лиц, списывают не в уменьшение доходов, а на расходы или результаты выполнения сметы в зависимости от времени их приобретения – в текущем году или прошлых годах.

Инструкция № 242 устанавливает единые требования к порядку ведения бюджетными учреждениями бухгалтерского учета движения средств в кассе, на счетах в учреждениях банка или в органах Госказначейства расчетов с разными дебиторами и других активов. Особенностью учета этих активов, в соответствии с указанной Инструкцией, следующее:

- для бюджетных учреждений, которые обслуживаются органами Госказначейства Украины, лимит кассы устанавливается этим органом, а не учреждением банка;

- бюджетные учреждения, кроме Кассовой книги, ведут учет целевого использования денежной наличности в Карточке аналитического учета наличных операций, форма и порядок заполнения которой установлены приказом Госказначейства Украины «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учет бюджетных учреждений и порядок их составления» №100;

- наличие и движение денежных средств учитываются на регистрационных, специальных регистрационных счетах, открытых в органах Госказначейства, или на текущих счетах, открытых в учреждениях банков (если открытие счетов в банках не противоречит действующему законодательству Украины). Единые требования к порядку открытия счетов в национальной валюте в органах Госказначейства (приказ Госказначейства Украины от 02.12.2002 г., №221 с изменениями и дополнениями);

- учет средств, которые поступают и используются в иностранной валюте, осуществляется в соответствии с требованиями, определенными в Порядке отражения в учете операций в иностранной валюте (приказ Госказначейства Украины от 24.07.2001 г., №126). Курсовые разницы, возникающие в результате изменения курса иностранной валюты. Списываются на субсчет «Прочая переоценка»;

- одним из видов расчетов с дебиторами являются расчеты по плановым платежам, т.е. расчеты, условиями договора предусмотрена оплата товаров, например продуктов питания, не по отдельным операциям поставки, а путем перечисления средств в определенные сроки и в установленных размерах независимо от полученных ценностей.

Для учета денежных средств, расчетов и других активов предназначены счета и субсчета класса 3 Плана счетов.

Рассмотренные нормативные документы по регламентации учета в бюджетных учреждениях разработаны и утверждены Госказначейтсвом Украины в соответствии с Государственной программой реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов. Этот процесс довольно динамичный и продолжительный. С целью гармонизации национальной системы учета в бюджетных учреждениях и международных стандартов разрабатываются новые инструктивные материалы, изменяется, и дополняются действующие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: