Нравственный облик современного миссионера и его влияние на молодёжь




 

Говорить о нравственном облике миссионера видится делом неблагодарным. Казалось бы, что тут можно сказать кроме того, что не может быть отнесено к любому воцерковлённому христианину в целом? Тем более, если рассматривать миссию в самом широком смысле, либо говорить о миссии присутствия, то любой из нас должен вести себя соответствующим образом. В случае если человек ассоциируется у окружающих с Церковью, то не только его моральный облик, но даже внешнее поведение должно стать для него самого объектом повышенного внимания. Об этом говорит и апостол: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13). Здесь речь даже не о явных проявлениях пороков, которых быть не должно априори, а об опасности оттолкнуть человека от Церкви своим поведением, даже если конкретные поступки этически нейтральны. Многое решает контекст и уместность того или иного действия.

С другой стороны, на весь мир пирога не испечёшь, не стоит уходить в крайний искусственный академизм в отношениях с людьми. Внешняя напускная праведность зачастую бывает ещё более отвратительна, чем разнузданность. Должна быть золотая середина.

Однако же в данном очерке говорится о миссионерской работе в среде подрастающего поколения и применительно к текущему моменту, который имеет свои особенности. Всё это накладывает дополнительный отпечаток на внешний образ человека Церкви, работающего в этом направлении. Не претендуя на универсальность, считаем, что будет правильным коснуться тех нюансов, которые были выявлены в ходе непосредственного общения с молодёжью.

Есть некая двойственность в том, что при снижении интереса среднестатистического молодого человека к Русской Церкви, параллельно появляются новости о всё более активном участии молодёжи в экстремистских религиозных движениях. Думается, что такая ситуация вызвана помимо прочего и нечёткой артикуляцией церковными спикерами позиции Церкви по тем или иным насущным для общества вопросам. Не утверждая, что Церковь должна рубить и чеканить ответы по каждому запросу той или иной части общества, отметим, что порой отсутствие позиции или её невысказанность также является крайностью.

Грань в этих вопросах тонка, но активность необходима, так как существует явный запрос общества, и, в частности, его юной прослойки, на чёткость формулировок особенно в вопросах, касающихся справедливости и нравственности. Выходом в этой ситуации видится более широкое появление ярких миссионеров, работающих с молодёжью по принципу «мягкой силы». То есть, одной из составляющих нравственного облика миссионера, работающего с молодёжью, должна быть прямота в общении и формулировках, основанная на уверенности в вероучении, знании предмета разговора и взаимном уважении. При этом человек Церкви должен понимать, что он несёт Свет Христов окружающим, чувствовать свою ответственность в этом непростом деле, и понимать, что в некоторых вопросов компромиссов быть не должно, а принципиальность позиции зачастую оценивается собеседниками не как нежелание слушать собеседника, а именно как чёткость позиции, которая имеет право на существование, которую нужно уважать и на которую стоит обратить более пристальное внимание.

Повторимся, что перекосов в этой позиции «мягкой силы» быть не должно. Если акцент будет сделан на «силе», то есть риск «передавить», и тем самым оттолкнуть человека. Если же будет дисбаланс в сторону «мягкости», то позиция миссионера не будет воспринята со всей серьёзностью и в лучшем случае воспоминание о такой встрече сляжет на соответствующую полку с названием «приятная беседа».

Для успешной реализации, такой подход должен быть основан на следующем:

- Молитвенная воцерковлённость.

- Знание вероучения.

- Уверенность в правильности и нужности своего служения.

- Уважение собеседника.

- Понимание особенностей аудитории.

 

Влияние, оказанное миссионером, придерживающимся принципа «мягкой силы», на молодёжную аудиторию, в которой он призван благовествовать, должно отразиться как на пробуждении или повышении интереса к Церкви, так и на самом моральном облике подопечных. Юный собеседник, чувствуя, что, с одной стороны, к нему относятся с уважением как к личности, а, с другой стороны, указывают ему на пробелы в тех или иных областях его знаний и убеждений и при этом говорят открыто, честно и прямо, частично перенимает такой стиль общения. Зачастую, молодой человек начинает несколько подражать поведению авторитетного для него человека и хотя бы внешне во многих случаях воздерживается от действий негативных с точки зрения морали. Это, в свою очередь, должно положительно сказываться и на его внутреннем состоянии. В идеальном случае, должна быть достигнута цель, которой является сознательное воцерковление человека.

В завершение хочется ещё раз упомянуть о специфичности данного очерка, построенного в большей части на непосредственном опыте. Универсальность в плане требований к нравственному облику современного миссионера может быть выведена только на базовом уровне, обязательном для любого православного христианина. Однако, некоторая специфика имеет место быть и она рассмотрена в данном очерке. Сами же подходы к осуществлению непосредственной миссии — это процесс творческий и тут замечательно многообразие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: