Степень научной разработанности темы.




Многоплановость теоретико-методологических основ исследования формирования и развития экономики знаний, их взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы на разных макро,- микроэкономических уровнях, обусловливают значительный интерес к данной проблеме многих отечественных и зарубежных ученых.

Проблемам экономики знаний и перспективам развития современного общества, основанного на знаниях, посвящены работы отечественных ученых: АН.Абрамова, А.Л. Гапоненко, В.Н.Данилина, В.А.Дресвянникова, А.А. Дынкина, В.Л. Иноземцева, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, М.К. Мариничевой, Б.З. Мильнера, А.В.Новичкова, В.И.Новичкова, В.Д.Руднева, П.В.Солодухи, Ю.В. Яковца. Вопросы формирования экономики знаний как этапа постиндустриального общества, в котором производство знаний и инноваций становится источником экономического роста, глубоко исследуются в трудах зарубежных ученых, таких как Д. Белл, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, И. Масуд, Ф. Махлуп, Т, Сакайя, К.Смит, Х. Такеучи, Э. Тоффлер, Ф. Хайек и других.

Различные аспекты формирования и развития инновационного потенциала высшей школы рассматриваются в трудах отечественных ученых: В.Р. Атояна, М.Д. Бабанского, В.И. Белоусова, С.А. Белякова, В.И. Жукова, А.А.Грунина, В.А. Ковалева, С.В. Кортова, Г.В. Майера, В.Е.Шевченко и других.

Тем не менее работ, в которых авторы целенаправленно и комплексно рассматривают условия и предпосылки перехода России к новой, инновационной модели экономики, а также оценивают инновационный потенциал системы высшего образования и роль высшей школы в формировании экономики знаний, на сегодняшний день недостаточно.

Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретико-методологических основ исследования социально-экономического механизма формирования экономики знаний, а также разработка рекомендаций по развитию инновационного потенциала системы высшего образования в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

- развить теоретико-методологический аппарат исследования экономики знаний;

- уточнить основные функции знаний, их значение в условиях трансформации экономики;

- определить роль системы высшего образования в обеспечении социально-экономического прогресса в период формирования экономики знаний

- выделить особенности формирования и развития инновационной деятельности высшей школы в странах с развитой рыночной экономикой;

- дать качественную и количественную оценку научно-исследовательского и образовательного потенциала современной российской системы высшего образования и выявить влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование инновационной стратегии высшей школы.

Объектом исследования является социально-экономической механизм формирования экономики, основанной на знаниях, в современной России, а также система факторов, определяющих инновационное развитие системы высшего образования как инструмента формирования экономики знаний.

Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития инновационного потенциала системы высшего образования.

Соответствие паспорту специальностей. Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальностей ВАК 08.00.01 - «Экономическая теория» п.1. Общая экономическая теория, п.1.1 Политическая экономия.

Научная гипотеза исследования. Основная идея исследования состоит в обосновании необходимости усиления роли высшего образования как главного фактора обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ об основных тенденциях развития высшей школы на современном этапе, формировании научно-исследовательского и образовательного потенциала вузов, динамике уровня их инновационной активности, а также внутренняя статистическая отчетность отдельных учреждений высшего профессионального образования. В работе использованы результаты социологических исследований проблем высшего образования, публикации в средствах массовой информации.

Нормативно-правовую основу исследования составили законодательные акты РФ (Федеральный закон от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»), а также другие нормативные документы, регламентирующие деятельность вузов в условиях модернизации экономической системы и перехода к модели новой инновационной экономики, основанной на знаниях.

Методы анализа, используемые в работе.

В процессе исследования применялись различные методы и приемы, выбор которых определялся природой изучаемого объекта и поставленными задачами. Широко использовались универсальные методы, такие как научное абстрагирование, моделирование, анализ и синтез, сравнительный, экономико-статистический, типологический методы и другие.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта эволюция новой перспективной экономики (экономики знаний), - от инициативы, направленной на использование интеллектуального труда одной нации, до системы глобального характера, когда активный и необратимый процесс продвижения идей «knowledge economy» идет по всему миру; с целью идентификации национальных терминологических и понятийных аппаратов с категориями и понятиями, принятыми в мировом сообществе, предложен авторский термин «экономика познаний», являющийся действительно адекватным англоязычному термину «knowledge economy»;

- показано, что знания, являясь в постиндустриальном обществе одним из основных факторов экономического развития, приобретают особое значение в условиях социально-экономической трансформации, когда возникает острая потребность в создании эффективных механизмов непрерывного воспроизводства, распространения и практического использования знаний, их коммерциализации, воплощения в инновационные продукты и услуги; в то же время для современной рыночной экономики характерна недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы;

- обоснована необходимость увеличения вклада системы высшего образования в обеспечение социально-экономического и технологического прогресса на этапе становления экономики знаний, установлено, что темпы трансформации знаний и идей высшей школы в конкурентоспособные технологии определяются внутренним спросом на инновации со стороны хозяйствующих субъектов, являющихся потребителями знаний, предложением со стороны производителей знаний, а также налаженностью связей между производителями и потребителями знаний;

- выделены особенности инновационной деятельности учреждений высшего образования в странах с развитой рыночной экономикой; рассмотрены и уточнены концептуальные подходы к формированию основных моделей вузов в условиях диверсификации и глобализации образовательного пространства («производственный университет», «академический капитализм», «проектно - ориентированный университет», «предпринимательский университет») с позиций их ориентации на приоритетное развитие научно – исследовательской деятельности;

- на основе анализа динамики качественных и структурных характеристик системы высшего образования выявлены факторы развития научно-исследовательского и образовательного потенциала учреждений высшей школы; намечены пути преодоления разрыва между содержанием высшего образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала, с одной стороны, - и задачами формирования экономики знаний, удовлетворения внутренних социально-экономических потребностей страны, обеспечения высокого уровня конкурентоспособности России на мировом рынке труда, с другой стороны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: