Военная реформа. Военная реформа была важным звеном в цепи государственных преобразований. Ее проведение диктовалось, с одной стороны, устремлениями Петра I отвоевать выходы к Балтийскому и Азовскому морям, с другой стороны, восстанием стрельцов в 1698 г.
Петру I нужны были мощные армия и флот, хорошо обученные, с современным вооружением, до конца преданные государю. Указ Петра I от 1699 г. предусматривал создание 30 пехотных полков из рекрутов. А указ от 1705 г. завершил процесс создания армии по мобилизационному принципу. В итоге с 1699 по 1725 г. в царскую армию и на флот было призвано 284000 человек. Армия состояла из пехоты, артиллерии и кавалерии. Офицеры и солдаты были переведены на государственное денежное жалование. Служить они должны были пожизненно.
Практической школой подготовки офицеров к службе и боевым сражениям были первые петровские «потешные полки» - Преображенский и Семёновский. Впервые в русской истории Пётр I создал гвардию - наиболее обученные, хорошо вооружённые и преданные императору два полка численностью около 6 тыс. человек. Для обучения рекрутов были изданы «Устав воинский», многочисленные правила и наставления, образовывались артиллерийская, инженерная и другие школы для подготовки кадровых офицеров. Для обучения унтер-офицеров было организовано 50 гарнизонных школ. Практиковалось обучение военному делу молодых дворян за границей.
Воинский устав, разработанный реформатором, регламентировал отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских начальников.
Наряду с созданием регулярной армии быстрыми темпами шло строительство военно-морского флота. Флот строился на юге (в Воронеже) и в Архангельске, на севере страны. Корабли были оснащены современной артиллерией. На одном корабле устанавливалось от 50 до 90 пушек. Залп из такого количества пушек мог поразить любого неприятеля. Российский флот при Петре I стал самым мощным на Балтийском море. В его состав входили 32 больших корабля (до 90 пушек), 16 фрегатов, 85 галер и другие мелкие суда.
|
С историей создания военно-морского флота России неразрывно связано появление Андреевского флага – одного из важнейших символов Российского государства. Андреевский флаг белого цвета с голубым диагональным крестом (крестом Андрея Первозванного) был учрежден Петром I в 1699 г.
Набор на флот был также из рекрутов. Для обучения моряков из бывших крестьян были изданы: «Артикул корабельный», «Устав морской» и другие наставления и пособия. Для подготовки морских офицеров в Петербурге в 1715 г. была открыта Морская академия, а в следующем году - «гардемаринская рота».
Управлениевооружёнными силами страны было возложено первоначально на Разрядный приказ и Приказ военных дел, замененные впоследствии на Военную коллегию (1719 г.) и Адмиралтейство (1718 г.).
Военная реформа Петра I позволила создать мощную регулярную армию и сильный флот, которые не только укрепили абсолютную монархию, повысили её международный авторитет, но и позволили расширить границы империи и добиться выходов в Балтийское и Азовское моря.
Принцип рекрутского комплектования армии и флота, введенный реформатором, просуществовал без изменений 170 лет - до 1874 г.
Налоговая реформа. Чтобы создать современные армию и флот, вести многолетнюю Северную войну за выход в Балтийское море, построить новую столицу на реке Неве, требовались колоссальные деньги. Только армии и флоту в год требовалось свыше 6 миллионов рублей. Старая налоговая система не могла обеспечить сбор таких финансов в короткое время.
|
На первых порах петровское правительство пыталось решить финансовую проблему путем увеличения прямых налогов и значительного расширения дополнительных платежей. Были введены банная, рыбная, медовая, конская и другие повинности, вплоть до налогов на бороды и дубовые гробы. Всего насчитывалось до 40 видов налогов. С целью пополнения казны была введена госпошлина за регистрацию сделок с имуществом, а также различных договоров.
С активизацией Северной войны потребовались новые вливания в армию и флот России. Чтобы пополнить казну, была введена единая подушная подать, при которой повинности было обязано платить всё мужское население страны. Переход к подушному налогообложению значительно увеличил сумму сбора прямых налогов с 1,8 до 4,6 млн. рублей, превысив половину всей доходной части государственного бюджета. Подушная подать была распространена на ряд категорий россиян, которые до ее введения не были охвачены налогообложением: холопов, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири и др. От уплаты налогов царским указом было освобождено дворянство и духовенство.
С целью более полного взимания налогов в 1702 г. в России были учреждены так называемые метрические книги «для записи крещеных, умерших и сочетавшихся браком».
В 1705 г. Пётр I повелел переписать всех торговых людей с указанием их промыслов. Это было сделано с целью упорядочить их налогообложение. Кстати, право собирать налоги с торговых промыслов на Северном море (китовые, тресковые и моржовые промыслы), которые приносили весомую прибыль, было отдано компании, во главе которой был Меншиков. К этому же периоду относится и введение аукционов на право лова промысловых рыб. В 1704 г. все рыбные промыслы, ранее пожалованные, были по указу царя отобраны и стали «отдаваться на оброк» с торгов. 1
|
Ставки налогов были дифференцированы в зависимости от сословия и доходов. Так, государственные (черносошные) крестьяне и однодворцы облагались налогом из расчета 1 рубль 14 копеек в год. Крепостные крестьяне платили в казну по 74 копейки в год. Ясашные крестьяне, занимавшиеся в основном охотой, вносили налог мехами.
Население стремилось всячески уклониться от многочисленных поборов. Крестьяне подавались в бега, а дворяне искусственно уменьшали количество своих налогоплательщиков. С целью улучшения сбора налогов реформатором первоначально (1699 г.) была учреждена Бурмистрская палата или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В казначейство вошли все центральные ведомства, имевшие отношение к царским финансам.
Чтобы исключить уклонение от налогов, была проведена перепись населения, введена паспортная система. (Результаты переписи населения определили, что на территории России в то время проживало порядка 15 миллионов человек.) Субъектом налогообложения вместо крестьянского двора император определил «душу мужского пола». Все мужское население Российской империи (от грудных младенцев до стариков) заносилось в специальные «ревизские списки» и было обязано платить подушную подать – ежегодный денежный налог. В итоге государственные доходы возросли почти в 4 раза. Половина налогов давала «подушная подать». К концу правления Петра I сумма налогов превышала 8,5 миллиона рублей. Этой суммы хватало на содержание армии и флота, ведения войн, содержание многотысячного аппарата управления. Кроме того, государство установило монополию на торговлю вином и табаком. Исключительным правом государства стал экспорт за границу икры, корабельного леса, нефти, смолы, льна, моржовой кости и некоторых других доходных товаров.
Церковная реформа. Церковь накопила огромные богатства, пользуясь землёй и трудом зависимых крестьян. Церкви и монастыри благодаря полученным ранее льготам владели огромными пахотными массивами, лесами и лугами. Они являлись крупнейшими феодалами, в некоторых регионах страны им принадлежало до 28% крестьянских дворов, но доходы от их труда поступали не в государственную казну, а в Патриарший приказ. Поэтому в условиях многолетней Северной войны Пётр I принял решение в интересах государства изъять часть церковных доходов от владения землёй и ограничить духовенство в праве пользоваться трудом зависимых крестьян.
В связи с началом церковной реформы зависимые от церкви и монастырей крестьяне в 1701 г. были переданы в Монастырский казенный приказ. Введение государственного органа управления делами Русской православной церкви позволило поставить ее доходы под контроль государства и изымать определенную их часть на нужды Северной войны. За 11 лет царская казна получила более 1 миллиона рублей доходов с земельных владений церквей и монастырей.
Для духовного сословия вводился светский суд, в частности, по гражданским делам. По царским указам 1705-1706 гг. на белое духовенство, не имевшее приходов, налагались денежные сборы. Ограничивались привилегии черного (монашеского) духовенства, отменялись тарханные грамоты, выданные ранее монастырям, их крестьяне подлежали наборам в пешее петровское войско. Государство возложило на церковь создание и содержание начальных школ и богаделен для увечных и хронических больных, а также отставных солдат, получивших тяжёлые ранения на фронте.
Таким образом, в результате реформы церковь стала нести бремя государственных расходов.
Подобные преобразования в отношениях церкви и государства, дополненные экспроприацией колоколов для нужд воюющей армии, не могли не вызвать протест со стороны духовенства. Глава Русской православной церкви патриарх Андриан открыто высказывался как против новаций, ущемлявших права священнослужителей, так и против ношения иноземного платья, бритья бороды. Во время казни на Красной площади стрельцов, восставших против новых порядков, патриарх возглавил крестный ход в село Преображенское, к царю, но Пётр I не внял его мольбам о спасении заблудших.
Петру I не доставляло удовольствия осознавать, что церковь сохраняла политическую самостоятельность. В его понимании такое положение Русской православной церкви было несовместимо со статусом абсолютной власти. Поэтому после смерти патриарха Андриана в 1700 г. царь запретил русскому духовенству избрание нового патриарха. Вместо него по указу царя был избран «местоблюститель» патриаршего престола. Им стал сторонник петровских преобразований Стефан Яворский. Бывшие патриаршие земли были изъяты в пользу государства.
Это было серьезным ущемлением православной церкви, ее самостоятельности, и не могло не вызвать ответной реакции. По свидетельству историка В.О.Ключевского, церковь спровоцировала открытый протест верующих, включавший акты самосожжения.
Но выступления противников церковной реформы не могли поколебать твердость монарха, изменить его планы. В 1721 году патриаршество в России было окончательно ликвидировано. Для управления церковью Петром I создается Духовная коллегия во главе с государственным чиновником, не имевшим духовного сана. Этим актом церковь была окончательно подчинена государству. В «Духовном регламенте», тщательно отредактированном самим императором, отмена патриаршества объяснялась несовершенством единоличного управления духовенством страны. Церковная реформа обосновывалась и другими причинами, в том числе неоправданным возвеличиванием высшей церковной власти, которая, как отмечалось в «Духовном регламенте», стала в России «равносильной царской власти и даже выше ее».
Духовная коллегия вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, который стал управлять всеми делами русской православной церкви. В состав Синода вошли два вице-президента и восемь членов бывшей Духовной коллегии. Фактическим главой этого не совсем обычного государственного органа являлся обер-прокурор Синода, также не имевший духовного сана. Святейший Синод имел функции церковного суда. Синоду был подчинён Монастырский приказ, в ведении которого находились финансы Русской православной церкви, всё её имущество, в том числе земли и крестьяне, остававшиеся в ее собственности. Кроме того, Синоду были подотчетны все местные епархии, а их деятельность контролировалась прокурорами, фискалами и инквизиторами.
Логическим продолжением церковной реформы стали меры, изложенные самодержцем в изданных им в 1722 г. «Штатах». Новое законодательство регламентировало порядок вступления дворян в духовное сословие. В частности, постриг в монахи дозволялся только младшим сыновьям дворянского рода при достижении ими сорокалетнего возраста. Представители податных сословий могли уйти в монастырь только при согласии их родственников оплачивать за них ежегодную подушную подать (налог) в 70 копеек - немалую сумму по тому времени. Кроме того, законодательство петровских времен запрещало монахам вести праздный образ жизни.
Петровская церковная реформа привела к ликвидации церковной автономии, лишению ее прежней политической роли в Российском государстве. Более того, в результате реформы церковные институты были предоставлены государству для проведения полицейской политики. Российские подданные при посещении церкви каялись священнослужителю в совершенных грехах, а последние, согласно изданному в то время закону, были обязаны доносить властям обо всем противозаконном, что стало известным на исповеди.
Таким образом, в результате реформы Русская православная церковь стала послушным орудием государственной машины и тем самым во многом потеряла уважение народа. Вполне возможно, что вследствие этого многие россияне равнодушно отнеслись к гибели многих церковных храмов, оказавшихся под обломками самодержавия.
Судебная реформа. Для отправления правосудия в губерниях Пётр I ввёл в 1713 г. единоличных судей, так называемых «ландрихтеров» (рихт – по-немецки, суд), а затем (1719 г.) – коллегиальные надворные суды, в которые вошли: президенты, асессоры и обер-ландрихтеры (председательствующие в суде). Всего в надворных судах коллегиально заседало до шести человек. Президентами надворных судов являлись губернаторы и вице-губернаторы. В компетенции губернских судов были как уголовные, так и гражданские дела. Они одновременно представляли собой суды первой инстанции по наиболее важным делам и апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам, действовавшим в уездах и провинциях.
Кроме этой структуры существовали еще суды для горожан: суд в городовом магистрате с апелляционной инстанцией в Главном магистрате. Отдельно существовал церковный сословный суд – консистория, который рассматривал правонарушения церковных иерархов. Правом суда над своими крестьянами по незначительным правонарушениям обладали помещики-крепостники.
Пётр I впервые в России создал систему военных и военно-морских судов. Они вводились в 1715 г. в соответствии с «Кратким изображением процессов или судебных тяжб». Военный суд (по документу, «кригсрехт») состоял из низшей и высшей инстанций. Низшей инстанцией был полковой кригсрехт, высшей – генеральный кригсрехт. Высшая инстанция состояла из семи членов военного суда во главе с фельдмаршалом или генералом. Генеральный кригсрехт рассматривал наиболее опасные преступления, а также апелляции на решения полкового военного суда. Полковой кригсрехт также состоял из семи судей под председательством полковника или «полуполковника» (подполковника).
Надзор за военными судами осуществляли аудиторы, также введенные реформатором. Они имели право приостанавливать исполнение судебных решений при наличии веских оснований. Для осуществления правосудия создаются специальные органы. Однако они все еще не до конца отделены от администрации. О том, что суды были едины с администрацией, говорит тот факт, что судебными функциями наделялись в тот период многие коллегии и приказы, высшие органы государственного управления. Свои судебные органы имели Камер-, Коммерц- и Мануфактур-коллегии, которые рассматривали дела по должностным, финансовым и другим производственным преступлениям в своих ведомствах. В провинциальных судах глава администрации (воевода) одновременно был и судьёй.
Такая громоздкая судебная структура просуществовала до 1722 г. После судебной реформы высшей судебной инстанцией стали надворные суды, а низшей судебной инстанцией был определен провинциальный суд. Провинциальный суд состоял, как правило, из воеводы и двух асессоров. В его компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела. Другие низшие суды по реформе 1722 г. упразднялись. Первоначально провинциальные суды действовали независимо от местной администрации, однако с 1722 г. этот важный принцип был почему-то отменён.
Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда его активная законодательная деятельность. Петр I требовал от чиновников неукоснительного соблюдения законов. В указе 1722 г «О хранении прав гражданских» он предписывал: «Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...». Этот царский указ Петр Великий приказал наклеить на доску и держать на столе заседаний Сената и других судебных учреждений. «А где такого указа на столе не будет, - требовал император,- то за всякую ту проступку сто рублев штрафу…».
Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. На практике в громадной империи, в отдаленных от столицы уголках, в провинции творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному монарху. При господстве страха в отношении подданных к власти сложно утверждать, что все ее распоряжения неукоснительно исполняются. Здесь трудно не согласиться с выводом Н.И.Костомарова, который утверждал, что «законы и распоряжения, установленные этою властию, исполнялись настолько, насколько было слишком опасно их не исполнять, … и оттого верховная власть, считая себя всесильною, была на самом деле часто бессильна».2
Указ о престолонаследии. У этого указа, относящегося к государственному праву, была отдельная веская причина. Его издание связано с личной трагедией Петра – конфликтом с сыном от первой жены Евдокии Лопухиной. Сын Петра I царевич Алексей вырос набожным, скрытным, нерешительным человеком. Отец так и не смог привить ему чувство ответственности за судьбу страны. Царевич Алексей сторонился государственных дел, не был соратником отца в проведении реформ. В ответ на упреки отца в лени, злом и упрямом нраве сын совсем отказался помогать ему в чем-либо. На требование Петра I немедленно ехать к армии царевич отказался от трона, а затем бежал в Австрию. По приказу Петра он был возвращен в Москву и допрошен. На допросе царевич Алексей признался в заговоре против отца, и в 1718 г. был осужден на казнь.
Стремясь найти выход из создавшегося положения, Петр I в 1722 г. издал указ о наследовании престола, согласно которому российский император мог назначить себе преемника, исходя не из родственных связей, а из интересов государства. Более того, в документе содержалось право монарха отменить решение, если преемник не оправдает его надежд. Сопротивление указу приравнивалось к измене и каралось смертной казнью. К сожалению, первый император умер, так и не назначив себе преемника. Окружение Петра Великого из благих побуждений скрыло этот факт от народа, представив дело так, будто Петр I перед смертью повелел продолжить начатое им дело своей жене, ставшей императрицей Екатериной I.
О природных ресурсах. С 1719 года добыча полезных ископаемых, в том числе разведанных в частных землях, была объявлена прерогативой государства. Ископаемые могли добываться беспрепятственно в частных владениях, но только государственными предприятиями. Собственник земли получал лишь незначительную компенсацию в виде малой доли от промысла. Ограничения накладывались и на корабельные леса, находившиеся в частной собственности: собственник не мог их рубить без царского позволения. За самовольную порубку корабельного леса вводился десятирублевый штраф, а за самовольное спиливание дуба предусматривалась даже смертная казнь.
Другие реформы Петра I. Реформы Петра I были многоплановыми, они касались не только государственного управления, правовой системы, но и экономики, быта и других сторон жизни граждан. Первые реформы Петра в этой области коснулись внешнего облика русских людей. В 1698-1700 гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводились европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу, где они знакомились с укладом жизни высших сословий европейских стран. Элементы западной культуры проникали в общество и непосредственно от иностранцев, прием которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос.
Указ царя от 20 декабря 1699 г. о новом летосчислении, образно говоря, провел черту между старым и новым временем. Новый год стали встречать не 1 марта и 1 сентября, как это было принято до Петра, а 1 января 1700 г.
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей — вольных светских собраний для представителей высших слоев общества с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В его указах подробно расписывался порядок проведения ассамблей, организация танцев, игр и т. д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских. Ассамблеи стали школой этикета и началом эмансипации женщин в России. В 1717 г. вышло первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего тона «Юности честное зерцало», которое регламентировало поведение молодых дворян в обществе на западноевропейский манер.
Реформаторская деятельность Петра Великого глубоко изменила общую культуру России. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монарха. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отказе от вековых традиций русской культуры, должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи — великого государства европейского типа.
Большое внимание уделялось постановке учебного дела. К 1701 г. в Москве были основаны две школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая. Последняя выпускала не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. Были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В последующее время были образованы Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса, находившиеся в сфере особого покровительства правительства. Учебные заведения — гимназия и университет — были предусмотрены в структуре Академии наук, указ об учреждении которой был подписан Петром I в 1724 г.
В провинции начальное образование осуществлялось в школах трех типов: епархиальных, готовящих священнослужителей; цифирных — для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах — для обучения солдатских детей. Помимо этого, в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа — гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, в которой были введены арабские цифры вместо буквенных. Затем Магницкий и английский математик А. Фар-варсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов, Г. Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович.
Следует отметить, что реформы Петра I проводились грубыми, силовыми методами, без учета человеческих жертв и страданий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского, реформа Петра I с самого начала вызывала «глухое противодействие в народной массе тем, что была обращена к народу только двумя самыми тяжелыми своими сторонами: 1) она довела принудительный труд народа на государство до крайней степени напряжения и 2) представлялась народу непонятной ломкой вековечных обычаев, старинного уклада русской жизни, освященных временем народных привычек и верований. Этими двумя сторонами реформа и возбудила к себе несочувственное и подозрительное отношение народной массы».1
Астраханское восстание 1705-1706 гг., народное движение на Дону во главе с Кондратием Булавиным в 1707-1708 гг., волна антиправительственных выступлений башкир, марийцев, татар, чувашей в Поволжье и Приуралье, - всё это убедительно свидетельствует о том, что реформы в сочетании с лишениями многолетней Северной войны вызывали открытое недовольство угнетенного народа, крепостных крестьян.
Разумеется, Петр не стремился объяснить крестьянам, зачем проводятся реформы в государстве. Не пропагандировались государственно-правовые изменения и среди основной массы дворянства. Вместо широкой разъяснительной работы – царские указы, насилие. Например, в январе 1700 г. на площадях возвещается под барабанный бой царский указ: к Масленице, не позже надеть всем горожанам европейское платье – короткие суконные кафтаны венгерские. В 1701 г. новый указ: мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподнее, камзолы, штаны, также сапоги, башмаки и шапки – немецкие. Дворян, являвшихся на государев смотр с невыбритыми бородой и усами, нещадно били батогами. Купцам за торговлю русским платьем – кнут, конфискация и каторга.1 Великий А.С.Пушкин отмечал, что многие указы Петра I «писаны кнутом». Известный русский историк Н.И.Костомаров утверждал, что «русский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хотел заставить его силою идти по указанной им дороге».2
И, тем не менее, роль личности Петра I в истории России трудно переоценить. Пушкинские строки «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра Великого. Время Петра I, его великих реформ в истории нашего Отечества вписаны самыми яркими красками. Перестройка, предпринятая им, коснулась многих сфер российской жизни. Благодаря ему Россия стала в один ряд с развитыми европейскими странами. Реформы проводились и до Петра I, но он пошел гораздо дальше своих предшественников, вложив в свои преобразования такую силу, такую страсть и такую энергию, которыми эти предшественники не обладали.