II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ АВТОРОМ И ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ




1. Раскрыта эволюция теоретических взглядов на природу и сущность экономики знаний; с целью упорядочения терминологического и понятийного аппаратов предложена авторская трактовка категории «экономика познаний», которая является наиболее подходящим альтернативным вариантом перевода английского термина «knowledge economy».

Настоящий интеллектуальный прорыв в понимании истинной, социально-экономической роли знания был совершен П.Ф.Друкером и Ф.Махлупом. По их мнению, расширение использования знания как одного из эффективных ресурсов производства и управления в рамках предприятия, должно привести к качественному изменению коренных основ экономики и общества в целом: первая становится «экономикой знаний», второе – «обществом знаний».

По мнению многих теоретиков «индустриального» и «постиндустриального общества» (Р.Арон, Ж – Фурастье, З. Бжезинский, Д. Белл), научно-техническое развитие можно рассматривать как автономный процесс, механически влекущий за собой социальные перемены. Бесспорно, информация и знание, как и все технологические системы, в условиях «технологического взрыва» начинают играть ключевую роль в поведении людей, живущих в современных обществах. Высока доля вклада знаний в любой производимый продукт, которая в развитых странах уже существенно превышает долю физических усилий и значимость машин. Тем не менее нет убедительных свидетельств или доказательств того, что все это означает возникновение нового общества, резко отличающегося от прежнего.

Обстоятельную критику о постиндустриальной теории по Д. Беллу дает Ф. Уэбстер в своей монографии «Теории информационного общества». Что касается корпоративного капитализма и информатики в постиндустриализме, положительную критику дает Г. Шиллер, который признает влияние информации на общественное развитие и рост этого влияния в XX в., и даже согласен с ее осевым значением для разворачивающихся в мире событий, но при этом утверждает, что информация и коммуникация – лишь основные составляющие давно сформировавшейся и хорошо известной капиталистической формации.

В настоящее время в условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых знаний и технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации.

Так, по мнению А.Н.Абрамова, понятие «экономика знаний» означает «ускоренное изменение роли знаний в современной экономике, в том числе более частое применение математических методов, подразумевающих разделение знания и информации, кодификацию знания, а также высокую долю вклада знания в производимый продукт, которая в развитых странах, «обществах знания», превышает долю физических усилий и значимость машин».2

В настоящее время идёт активный процесс продвижения идей экономики знаний («knowledge economy») по всему миру, в ходе которого мировое сообщество вырабатывает и осваивает один общий профессиональный язык. Сегодня существуют различные варианты перевода англоязычного термина «knowledge economy», а также его синонимы, например, такие как «информационная экономика» (буквально – «экономика сведений»); «инновационная экономика» (буквально – «экономика новшеств); «инновационно-информационная экономика» (буквально – «экономика новшеств и сведений»); «интеллектуальная экономика» (буквально – «экономика мышления»); «новая экономика»; «экономика, основанная на знаниях».

По мнению автора, в настоящее время можно говорить еще об одной трактовке термина «knowledge economy». Очевидно, что знания представляют собой итоговые сведения, полученные в завершение какой-нибудь деятельности, каких-либо работ в ходе нескончаемого процесса познания. То есть понятие «знания» – это всего лишь составная часть значительно более широкого понятия «познания». А значит, термин «knowledge economy» и русскоязычный термин «экономика познаний» также являются адекватными понятийными терминами.

Таким образом, в настоящее время экономику знаний можно рассматривать как сбалансированную систему социально-экономических отношений, в рамках которой высокая эффективность и экономический рост достигаются за счет активного внедрения результатов научных исследований и инноваций.

Очень важными представляются следующие положения:

- необходимо понимание реальной стоимости знаний вследствие соединения идей человеческого потенциала с экономическими результатами;

- необходимы перемены внутри организаций (предприятий), в государственной (национальной) политике и в обществе в целом, поскольку «старые» правила просто не могут применяться в условиях «новых» экономических реалий;

- необходимо иметь механизм для оперативного практического применения новых знаний (широкодоступная техническая поддержка для практиков);

- знания должны считаться ключевой производительной силой, а в некоторых случаях - производственным ресурсом для создания как материальных, так и нематериальных ценностей;

- знания должны широко распространяться, должны привлекать внимание и быть доступными большому количеству людей;

- необходимо преодолеть традиционную парадигму «накопления знаний» и создать новые методы и побуждения для широкого совместного использования знаний;

- необходимо создать благоприятную окружающую среду для управления коллективным интеллектом и инновационной культурой, среду, в которой ценятся и новые идеи, и готовность нести ответственность за принятые решения и риски; то есть необходима новая система ценностей, основанная на совместной работе людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: