Показатели по среднемесячной заработной плате персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе высшего образования 8




                 
Среднемесячная руб., до 1998 г.-тыс.зр/пл.руб. 280.1 1400.3 3476.9 5088.8 8348.7 12233.1 16812.7 21191.5
В процентах к заработной плате:В экономике в целом (=100%) 59.3 63.0 79.7 75.5 78.5 90.0 97.2 113.7
В обрабатывающих производствах (=100%) 61.1 59.2 78.3 74.3 81.9 95.0 104.8 127.8
В строительстве (=100%) 47.7 53.0 72.3 69.7 76.8 85.3 90.5 116.9

Для развития научно-исследовательского и педагогического потенциала вузов особое значение имеет подготовка научных кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. От качества научно- педагогических кадров образовательных учреждений во многом зависит не только результативность функционирования системы высшего образования, но и эффективность национальной инновационной системы в целом. В 2009 г. численность лиц, получивших ученую степень, достигла 27,6 тыс. чел. Доля лиц, защитивших диссертации, существенно дифференцируется по различным отраслям науки.

Табл. 2.

Структура подготовки аспирантов и докторантов по отраслям науки (%)9

Структура подготовки аспирантов по областям науки: 2009 Структура подготовки докторантов по областям науки: 2009
Численность аспирантов Выпуск с защитой диссертации Численность докторантов Выпуск с защитой диссертации
А 12,1 7,3 13,5 5,4 17,8 19,6 17,7 13,0
В 41,5 15,7 39,1 13,8 29,6 22,9 32,0 13,0
Г 2,9 5,9 4,8 7,9 2,9 1,8 1,5 4,3
Д 5,8 14,4 10,9 29,7 4,8 22,6 4,9 56,5
С 24,6 22,5 19,0 9,8 27,8 9,2 29,9 -
Е 13,2 34,1 12,7 33,4 17,1 23,9 14,1 13,0

Вузы НИИ Вузы НИИ Вузы НИИ Вузы НИИ

А- Гуманитарные науки Д – Медицинские науки

В – Общественные науки С – Технические науки

Г – Сельскохозяйственные науки Е – Естественные науки

Проведенный анализ российской образовательной практики свидетельствует, что далеко не у каждого российского вуза имеется реальная возможность встать на инновационный путь развития, так как для этого ему необходимо обладать инновационным потенциалом, то есть способностью генерировать новшества и готовностью к поиску, созданию, реализации и распространению нового (новых форм). Эффективность разработки и реализации инновационных стратегий высшей школы зависит также от реализуемой научно-технической и образовательной политики, государственной поддержки, а также от научно-исследовательского и образовательного потенциала самих образовательных учреждений.

В настоящее время все больше вузов строят свое развитие на основе ясной и осязаемой инновационной стратегии, трансформируя собственную систему управления. Такие университеты характеризует грамотная маркетинговая политика, современная организационная структура, соответствующая учебным, научно – исследовательским процессам, система оценки удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, развитая глобальная стратегическая партнерская сеть.

Представляется необходимым, например:

- взять курс на адаптацию с западной образовательной системой.

1. Для этого установить партнёрские отношения с конкретными ведущими университетами мира, в этих же целях представляется уместным создание и развитие специальной зоны (с научными, производственными и инфраструктурными площадками), свободной для образования, рассчитанной на размещение большого числа отделений иностранных высших учебных заведений, а также тысяч студентов этих вузов.

2. Унификация учебных планов, которые будут разработаны таким образом, чтобы точно соответствовать, например, американской модели, что позволит претендовать на аккредитацию Американского агентства.

3. Государственное регулирование привилегий: налоговые льготы, государственные кредиты для студентов и гранты;

- практиковать привлечение для работы в должностях ректоров и проректоров высших учебных заведений высококвалифицированных профессионалов-нерезидентов, занимавших (занимающих) аналогичные должности в иностранных университетах;

- обеспечить «естественный отбор» университетов как основной движущий фактор развития высшей школы, критериями отбора должны стать: его академическая репутация, спрос на его выпускников, мера вовлечения в межвузовские контакты и мера интегрирования в мировое научное пространство;

- необходимо взять курс на количественный и качественный прирост выпускников высших школ (экономика познаний нуждается в большом количестве выпускников высшей школы);

- дистанционное обучение должно являться перспективным инструментом для получения высшего образования.

Новый подход к организации учебного процесса предусматривает не только изучение итоговых показателей, на основании которых ведется корректировка, но и мониторинг действующих процессов, регулирующее воздействие на основании постоянной оценки уровня достижения поставленных стратегических и оперативных целей.

Результатом намеченных преобразований может стать создание в нашей стране, уникального Глобального инновационного университета познаний, который, может улучшить, усилить позицию на мировом уровне российского образовательного, научно-исследовательского потенциала системы высшего образования. В означенном Университете студенты разных стран смогут получать универсальные познания и развивать их здесь же, где получали знания; приглашённые в Университет ученые, преподаватели (действующие преподаватели ведущих университетов мира) для работы на контрактной основе смогут передавать свои профессиональные, фактически экспертные, познания всем желающим.

На формирование инновационной стратегии образовательных учреждений в значительной степени влияют имидж, престиж вузов, реализуемые в настоящее время ею образовательные программы, а также степень ответственности руководителей за их качество.

Выделяются следующие факторы внешней и внутренней среды, обусловливающие успех современного Глобального инновационного университета познаний:

- лидерство руководителей, обладающих способностью стратегического мышления, основанное на их опыте, глубоких социально-экономических познаниях, харизматическом влиянии;

- развитие и совмещение высших образовательных научно – исследовательских площадок и бизнес – инкубаторов;

- постоянный поиск новых направлений исследований и решений на основе существующих возможностей;

- разработка и реализация новых образовательных программ для студентов из разных стран;

- подбор и подготовка персонала, в том числе профессорско – преподавательского состава, способного обновить, перестроить образовательные программы под нужды экономического спроса на рынке;

- активное систематическое сотрудничество с внешними организациями;

- наличие эффективных государственных программ реформирования высшего образования, цель которых - создание институциональных условий для инновационного развития высшей школы.

Таким образом, перед современной Россией стоит амбициозная задача, - создать инновационную экономику, производящую уникальные знания, новые разработки и технологии. И в каком бы аспекте не рассматривалась эта задача – фундаментальная наука, техника, технологии – особую роль здесь играет система высшего образования, инновационный потенциал которой должен стать важнейшим фактором модернизации экономики и построения новой модели – экономики, основанной на знаниях. Только при условии формирования эффективной модели многостороннего социального партнерства и взаимодействия государства, науки, образования и производства возможно преодоление разрыва между содержанием высшего образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала, с одной стороны, - и задачами формирования экономики знаний, с другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: