Философские идеи эпохи возрождения




Эпоха Возрождения

 

1.Основные моменты и философия

называть «Высоким Возрождением». Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.

Возрождение делят на 5 этапов:

n Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

n Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

n Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

n Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

n Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс (от греческого “protos“ – первый и французского “renaissance“ – возрождение).

В Европе все еще царил феодализм, но с каждым десятилетием города, их ремесло и торговля приобретали все больше и больше значения. Особенно быстро разрастались и развивались прибрежные города Италии, которые по мере деградации и уничтожения Византии становились центрами Среднеземноморской торговли.


Самым прославленным среди создателей Проторенессанса считается поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265-1321). Он родился во Флоренции в семье родовитых феодалов, но стал провозвестником совершенно новой эпохи. Его по праву считают создателем итальянского литературного языка – одного из первых национальных языков, вытеснивших из литературы латынь.
В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио.

Слайд: Проторенессанс (от греческого “protos“ – первый и французского “renaissance“ – возрождение).

Самым прославленным среди создателей Проторенессанса считается поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265-1321). Он родился во Флоренции в семье родовитых феодалов, но стал провозвестником совершенно новой эпохи. Его по праву считают создателем итальянского литературного языка – одного из первых национальных языков, вытеснивших из литературы латынь.

В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дельФьоре, автором был Арнольфоди Камбио.

2. Культура Раннего Возрождения (по-итальянски Trecente) охватывает период приблизительно с 1330 по 1480 годы.

Отличительная особенность Раннего Возрождение – создание и сознательное распространение принципов гуманизма.

В противовес старому церковному взгляду на человека как на существо жалкое в своей греховности сложилось и окрепло убеждение, что человек рождён для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти идеи, называли себя гуманистами (от латинского humanus – человечный), проводя параллель между собой и “studiaHumanitanis“ Цицерона, изучавшей все, что связано с природой человека и его духовным миром. В каком-то смысле гуманизм возродил античную мысль о том, что “человек есть мера всех вещей“. Именно изучение и раскрепощение человека стало в XV веке основным содержанием философии, политики, идеологии, науки, искусства.

В начале гуманизм был особенностью взглядов тех, кого принято считать чудаками, кого церковь называла еретиками. Но потом появились даже короли и папы, которые открыто объявляли себя гуманистами.

Родоначальником гуманистической культуры считается великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В 1342-1343 годах он написал философский трактат “О презрении к миру“, в котором категорически отвергал средневековый аскетизм и провозглашал высшим назначением человека любовь, в первую очередь к женщине.

Название поэтического стиля Петрарки “Dolcestylenuovo“ (новый сладостный стиль) говорит само за себя. Поэт действительно хотел сделать жизнь предельно сладкой.

 

Слайд: Отличительная особенность Раннего Возрождение –создание и сознательное распространение принципов гуманизма. В противовес старому церковному взгляду на человека как на существо жалкое в своей греховности сложилось и окрепло убеждение, что человек рождён для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни. Родоначальником гуманистической культуры считается великий итальянский поэт Франческо Петрарка. В 1342-1343 годах он написал трактат “О презрении к миру“, в котором категорически отвергал средневековый аскетизм и провозглашал высшим назначением человека любовь, впервую очередь к женщине.

 

3. Конец XV века и первые тридцать лет XVI века были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжения, временем страшных злодеяний и ужасных преступлений. Но именно этот период стал периодом потрясающих подвигов и свершений, пиком эпохи Возрождения, временем творчества титанов Ренессанса. Именно отсюда название культуры - Высокое Возрождение (по-итальянски Quatrocento).

Это был небольшой период, продолжавшийся менее 50 лет, но он вместил в себя больше культурных достижений, чем целые века предыдущего и последующего развития. Необычайная “уплотненность“ этого периода в том, что одновременно работало рекордное количество гениальных личностей. Титаны Возрождения шагнули далеко за пределы своей эпохи, сделав поистине неоценимый вклад в развитие науки, техники, всей человеческой культуры.

В то же самое время европейские путешественники открыли Америку (Колумб 1492 г.)9, морской путь из Европы в Индию (Васко да Гама 1497-1499), совершили кругосветное плавание (Магеллан 1519-1522) и множество других путешествий, названных великими географическими открытиями. Считается, что после этих открытий наступило Новое время, началась Новая история. Таким образом, культура Высокого Возрождения лежит на стыке времен в эпохальном смысле этого слова.

Слайд: Время самого пышного развития принято

Конец XV века и первые тридцать лет XVI века были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжения, временем страшных злодеяний и ужасных преступлений. Но именно этот период стал периодом потрясающих подвигов и свершений, пиком эпохи Возрождения, временем творчества титанов Ренессанса. Именно отсюда название культуры - Высокое Возрождение (по-итальянски Quatrocento).

 

4. Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения. Хотя сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства?! Ведь они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь. Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV века Франция и Испания закончили собственное объединение и с удовольствием набросились на богатые города и государства Италии. А те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559 гг.) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и сравнительно мало итальянцев. Хотя во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие жили и работали в Италии, и чаще всего во Флоренции, прозванной за это Афинами Возрождения.

Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые, как и во времена Проторенессанса, связали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома.

 

Слайд: К концу XV века Франция и Испания закончили объединение и с удовольствием набросились на богатые города и государства Италии. А те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны опустошилиродину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Этот период дал разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского.В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою “Академию вступивших на правильный путь“, чтобы глубоко изучать творчество великих мастеров.

 

5. Слайд: Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Философские идеи эпохи возрождения

 

(слайд) Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения типологически выделяются гуманистический, неоплатонический и натурфилософский периоды.

(слайд) Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным.

Гуманистическая идеология ставила человека вровень с Богом. Конечно, и в средневековом христианстве подчеркивалось богоподобие человека, но только Возрождение, по существу, уравняло человека и Бога, подчеркнув, что они равны в творчестве, так как являются мастерами, «художниками», творцами окружающего мира.

Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.

У истоков этой философской позиции стоял нидерландский философ – гу-манист ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (146? – 1536).

Согласно убеждениям гуманистов, человек-творец не только создает окружающий его мир, но чтобы состояться как личность, стать настоящим человеком, он еще должен сотворить себя сам.

Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил.

Гуманисты, споря со средневековой моралью, на место религиозного культа страдания, аскетизма, умерщвления плоти ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения. Подавление природных склонностей человека объявлялось преступлением против разума и природы.

Итальянский гуманизм не был полностью однороден по своему содержанию. Так, в середине XV в. появился римский гуманизм, который ознаменовался открытием Юлием Помпинием Легом Гуманистической академии в Риме.

 

(Слайд) Отличительной чертой римского гуманизма было совмещение гуманистического идеала с почитанием языческих культов и ритуалов. Конечно, гуманисты Германии и Нидерландов опирались на достижения ренессансной Италии, но для северного гуманизма характерны:

 

• меньшее проявление стихийного индивидуализма; человек должен был хотя бы сам в себе находить пусть субъективные, но категорически необходимые формы жизни личности, природы и общества;

 

• тщательное проникновение в творения древнехристианских авторов, тексты Библии, вопросы христианской этики и религиозной жизни в целом. Многие светские вопросы трактовались с точки зрения религиозной, в отличие от итальянских гуманистов, которые даже религиозные вопросы толковали вполне по-светски;

 

• возведение на более высокое место разума и образования (в отличие от итальянских гуманистов, которые возвышали человека телесного, идеализировали его). Именно разум, считали северные гуманисты, делает человека. Человеку свойственно жить разумом, а самое пагубное для него – это глупость.

(Слайд) Немецкие гуманисты подчеркивали, что важен не просто данный людям ум, а его развитие, совершенствование. Людьми, утверждал Эразм Роттердамский, не рождаются, а воспитываются. Воспитание понималось немецкими гуманистами прежде всего как обучение, поэтому, с точки зрения Эразма, человек, не обученный каким-либо наукам, есть животное, в некотором отношении худшее, чем дикое. Убеждение в том, что разум играет решающую роль в формировании и самоопределении личности, отличает северных гуманистов от итальянских;

 

• большее внимание к проблемам развития национальной культуры. Первоначально гуманисты латинизируют национальную идею, на затем на смену этому приходит историческая конкретность. Северные гуманисты много внимания уделяют развитию и укреплению национального языка.

 

(слайд) Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности — Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека.

(слайд) Заключение

Философия эпохи Возрождения имела светское содержание и антисхоластическую направленность, но достаточно мирно сосуществовала с религией. Концепция индивидуализма признавала только всестороннего реального человека, а не его общественную функцию. Эти особенности характеризуют эпоху Возрождения как переходный период от феодальных корпоративных отношений средневековья к буржуазным отношениям Нового времени.

 

2.Экономика

Борьба за экономическое лидерство в Европе в эпоху Возрождения

 

Вначале Возрождения экономическим лидером Европы была Северная Италия, чьи крупные торговые города, прежде всего Генуя и Венеция, контролировали торговлю с Востоком и активно развивали мануфактурное производство тканей. Но постепенно значение и влияние североитальянских городов снижается, особенно после открытия морских путей в Индию, Индонезию, Китай, Японию и Америку, которые поначалу стали контролировать Португалия и Испания.

 

Еще более сильный упадок переживает Ганза. Сначала она пострадала от неблагоприятного изменения цен: после 1370 г. упали цены на зерновые, а после 1400 г.—и на пушнину, а цены на промышленные изделия возросли. А затем начали возрождаться территориальные государства: Англия, Швеция, Дания, Польша, Московия, подчиняя себе города и торговлю. Но некоторые города еще долго будут на равных соперничать даже с такими могучими территориальными государствами, как Франция, Испания или Австрия.

 

Так, в начале XVI века происходит возвышение Лиссабона, который в 1505—1560 гг. превратится благодаря удачному географическому положению, энергии и предприимчивости португальских мореплавателей, поддерживаемых двором, и монополии на торговлю перцем в наиболее блестящую европейскую столицу. Однако удержать это положение надолго не удастся.

 

Затем лидерство перейдет к Антверпену, который, с одной стороны, станет общеевропейским “торговым складом”, а с другой, обслуживая в 1530—1650 гг. расчеты торгового дома Фуггеров, которые, в свою очередь, были едва ли не главными казначеями империи, будет оспаривать у Генуи роль главного расчетного центра Европы,

 

Наследником Антверпена станет Амстердам и в целом Голландия, которая, несмотря на свой скромный размер и небольшую численность населения, в течение целого столетия будет являться экономическим центром европейского мира.

 

Большой экономический подъем в совпал Западной Европе с “вторичным” закрепощением крестьян в Восточной Европе. Барщина увеличивается с 15—30 дней в 1450 г. до 50 дней — в 1500—1530 гг., до 150 дней — в 1550 г. и 250—300 дней в 1600-м. Связь между этими событиями заслуживает отдельного рассмотрения.

 

Как мы помним, революция цен ослабила экономические позиции феодалов — этих отдаленных потомков “оседлых бандитов”. Поживиться за счет третьего сословия в Западной Европе было уже невозможно, поскольку оно экономически окрепло и было в состоянии, опираясь на королевскую власть, оказать вооруженное сопротивление. Оставался рискованный, но перспективный путь поиска удачи в колониях, куда в конце концов испанский, французский и английский короли и “сплавили” наиболее “буйных” представителей дворянства. Но для Восточной Европы и этот путь был закрыт. Единственной возможностью поправить экономическое положение землевладельцев стало усиление эксплуатации крестьян, поскольку и горожан на Востоке Европы было совсем немного. Так, доля городского населения Московского княжества не превышала 5%, да и тех горожанами назвать можно было весьма условно — стен то у большинства русских городов после монгольского нашествия не было.

 

Крестьянские восстания в XVI веке повсеместно терпят поражение, особенно тяжелое в Германии. Начало следующего столетия ознаменовалось очередной религиозной войной, продолжавшейся почти без перерывов 30 лет, причем боевые действия шли преимущественно на территории Германии. Тридцатилетняя война принесла огромные разрушения, человеческие потери, запустение земель. На юге Баварии, в католических землях, даже пришлось на 10 лет официально разрешить двоеженство, чтобы как-то компенсировать людские потери. После войны окончательно оформляется вторичное закрепощение крестьян, формируется юнкерское (помещичье) и гроссбауэрское (кулацкое) хозяйства. Барщина возрастает с 50 дней в году до 3 дней в неделю, а в отдельных случаях достигает даже 6 дней в неделю.

 

Экономический упадок вольных имперских городов приводит их в состояние зависимости от удельных князей, которых в это время насчитывалось около 360, в том числе более 300 мелких, с площадью владений 20—30 кв. км. Еще на 200 лет консервируется цеховой уклад ремесла, который будет ликвидирован лишь в 1869 году.

 

Повторное закрепощение не решило экономических проблем Восточной Европы. Ее отставание от Западной не только не сократилось, но напротив, именно с этого исторического момента оно начинает усиливаться, образуя тот самый разрыв, который, за исключением Германии, не будет преодолен и к концу XX века.

 

Первоначальное накопление капитала

Для того чтобы осуществить переход от преимущественно натурального, мелкотоварного хозяйства к рыночному товарному производству, необходимо совпадение нескольких условий:

- освобождение основной массы работников от личной, феодальной зависимости и сословных, цеховых ограничений;

- отделение работников от средств производства, создающее для них необходимость поиска работы за денежную плату;

- концентрация капиталов, преимущественно в денежной форме, в руках тех, кто способен организовать и управлять крупномасштабным товарным производством (у предпринимателей);

- наличие рынков устойчивого сбыта продукции. Указанные условия обеспечивают так называемый процесс первоначального накопления капитала. Источниками первоначального накопления являлись:

- внешняя торговля, особенно колониальными товарами — перцем, пряностями, благовониями, табаком и т. п.;

- прямой грабеж колониальных владений и зависимых земель;

- организация в колониях (Америке) рабовладельческого, плантаторского хозяйства;

- нещадная эксплуатация лишенных средств производства и средств существования пауперов в мастерских и работных домах, где работа продолжалась с перерывами лишь на сон и еду.

 

Городская жизнь, производство и обмены все более активизируются. Еженедельные городские базары становятся ежедневными. Рынки растут вместе с городами. Продавать на рынке становится обязанностью крестьян, купцов и ремесленников, поскольку его легче контролировать.

 

Но в промежутке между рыночными днями ремесленники начинают торговать прямо в лавке. Затем лавки начинают специализироваться на вине, долгохранимых и колониальных товарах, а также непродовольственных товарах и услугах. Так появляются кабаки: игорные, питейные заведения и постоялые дворы. Постепенно лавочники становятся заказчиками товаров и кредиторами ремесленников.

 

Быстрыми темпами развивается кредит, ускоряется денежный оборот. Ярмарки, возродившиеся еще в XI веке, в XIV—XVII вв. испытывают бурный рост. Постоянным местом встречи банкиров, торговцев, негоциантов, маклеров, агентов банков, комиссионеров становится биржа, появляющаяся почти в каждом крупном городе и сама по себе свидетельствующая об оживлении экономической жизни.

 

Увеличение масштабов торговых операций приводит к появлению первых закрытых товариществ с ограниченной ответственностью — коммандитных, а затем и акционерных обществ (открытых), которые начинают постепенно теснить семейные фирмы. В 1555 году в Лондоне основано первое в истории акционерное общество открытого типа для торговли по Балтике — “MoscowCompany”. В 1566 году основана “RoyalExchange” — Лондонская товарная биржа.

 

 

3.Воспитание

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

 

 

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов.

Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной доли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.

Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык.

Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.

Итальянские гуманисты XV - XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской культуры.

Один из "властителей дум" Возрождения - Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества - невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.

В своем основном педагогическом трактате "О первоначальном воспитании детей", а также в других трудах по вопросам воспитания ("О благовоспитанности детей", "Беседы", "Метод обучения", "Способ писать письма") Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: