Актуальность.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей в разных направлениях. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала детей не только в группах, но и в пространстве участков и прилегающей территории.
Проект «Территория детства» - это возможность соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной образовательной программы в конкретном дошкольном учреждении. Данный проект стал инструментом ориентации и интеграции усилий педагогического коллектива, родителей воспитанников, социальных партнеров по разработке модели развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольной образовательной организации, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию дошкольников.
Основная цель проекта - создание эмоционально благоприятных условий пребывания детей в дошкольной организации через благоустройство и озеленение территории и организацию экологического воспитания дошкольников в макросреде.
Задачи:
1. Оборудовать территорию в соответствии с современными санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по организации детской деятельности на прогулке.
2. Формировать познавательный интерес, творческое воображение и экологическую культуру дошкольников посредством художественно-эстетического оформления территории дошкольной организации.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру и результатам труда взрослых.
|
Участники проекта: педагоги дошкольной организации, родители воспитанников, социальные партнеры.
Оформление территории дошкольной организации включает несколько тематических объектов в соответствии с направлениями детского развития:
- художественно-эстетическое развитие: «Поляна сказок», «Сосновая аллея выпускников», цветники;
- социально-коммуникативное и речевое развитие: мемориал «Мы помним! Мы гордимся!», «Любимый город», «Островок безопасности», «Сельский дворик», огород;
- познавательное развитие (экологическое воспитание): «Зеленая аптека», «Метеостанция».
«По дороге со сказкой»
Известно, что в дошкольном возрасте дети очень любят сказки. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с окружающим миром и миром человеческих взаимоотношений. Именно поэтому на участке создан уголок с персонажами сказок «Три медведя», «Колобок», «По-щучьему велению…», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».
Встреча детей с персонажами знакомых сказок на территории дошкольного учреждения дает возможность педагогам организовать беседу, вместе с детьми вспомнить и рассказать сказку.
Цветники
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Универсальным и наиболее распространённым инструментом для расстановки эстетических акцентов на территории являются цветы. На территории созданы клумбы, «альпийская горка», цветочные композиции в нестандартных вазонах.
Мемориал «Мы помним! Мы гордимся!»
|
Мемориал, созданный на территории дошкольной организации посвящен теме Великой Отечественной войны и направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Являясь частью образовательного пространства, объект дает возможность: - педагогам более эффективно организовать деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников;
- детям и родителям знать и помнить страшные годы войны, чтить подвиги героев и ценить мир.
«Любимый город»
Ознакомление дошкольников с родным городом включено в целостный образовательный процесс и является частью основной образовательной программы дошкольного образования. Создание композиции, посвященной городу Канску «Любимый город!» на территории позволило привлечь детей и родителей к формированию личного отношения детей и взрослых к фактам, событиям, явлениям в жизни города, приобщения детей к социальной действительности.
«Островок безопасности»
На территории дошкольной организации создана площадка, на которой построены разные виды транспорта, оформленные в виде цветников. Площадка используется для проведения игр, бесед, викторин и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
«Сельский дворик» и огород
На территории создан тематический объект «Сельский дворик» с поделками «Домашние животные». Огород в детском саду – это формирование элементарных экологических представлений у дошкольников, посильный труд детей по уходу за растениями и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. С целью наблюдения и фиксации результатов роста и развития растений на каждой грядке установлена табличка с их названием и датой посадки.
|
«Зеленая аптека»
С целью развития познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их применения создан уголок «Зеленая аптека». Дошкольники имеют возможность познакомиться с такими лекарственными растениями, как: календула, ромашка аптечная, тысячелистник, подорожник, мята, мелисса, шалфей.
«Метеостанция»
Это огороженная площадка для организации наблюдений и изучения детьми явлений природы (осадки, направление и сила ветра). При использовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать – все это необходимо для познавательного развития ребенка.
На метеостанции имеется необходимое оборудование: термометр - для изменения температуры воздуха, ф люгер - прибор для определения направления ветра, дождемер - для измерения количества осадков, солнечные часы – служат для определения времени, ветряной рукав – служит для определения силы ветра. А также имеется доска для фиксации результатов наблюдения, информационный стенд, где дети могут определить время года, день недели, погодные условия и осадки в этот день.
План-карта
Этапы разработки и реализации проекта | |||||||||
Описание видов деятельности | Время и место проведения | Ответственный | Результаты | Форма регистрации результата | |||||
1. Организационный | |||||||||
Мотивация к участию в разработке и реализации проекта, целеполагание | МБДОУ № 46 Январь 2019 г. | Руководитель проекта | Распределение функций в творческой группе | Список участников проекта | |||||
Организация работы творческой группы по разработке проекта, вовлечение родителей | МБДОУ, Февраль 2019 г. | Педагоги, родители воспитанников | Планирование работы творческой группы | План работы, проект | |||||
2. Проектный | |||||||||
Подготовка к проектированию. Формулирование проблемы и актуальности. Определение целей и задач, этапов работы | МБДОУ Февраль-март 2019 г. | Творческая группа МБДОУ | Обсуждение решений проблемы, принятие условий проектной деятельности. | Зонирование территории | |||||
Образовательная деятельность по изучению разных источников по вопросам ландшафтного проектирования | МБДОУ Март 2019 г. | Педагоги, воспитанники и родители – участники проекта. | Овладение навыками проектирования | Презентация, эскизов и идей оформления территории | |||||
3. Практический | |||||||||
Работа творческой группы по оформ-лению эскизов и изготовлению макета территории | МБДОУ Март, апрель 2019 г. | Участники проекта | Макет территории, эскизы функциональ-ных зон | Презентация проекта коллегам | |||||
Практическая работа по реализации проекта (оформление тематических объектов) | МБДОУ Май – сентябрь 2019 г. | Творческая группа МБДОУ и инициативная группа родителей | Оформленные в соответствии с требованиями и проектом функциональ-ные зоны | Обсуждение этапов оформления. | |||||
4. Аналитический этап | |||||||||
Презентация проекта на Педагогическом совете | Представление результатов проекта родительскому комитету | Руководитель и творческая группа | Обсуждение перспектив развития проекта | Перспектив-ный план развития проекта | |||||
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта «Территория детства» достигнуты следующие результаты:
- благоустройство территории дошкольной образовательной организации и создание единства архитектурного ансамбля и элементов озеленения;
- формирование экологической культуры и природоохранного, гуманного, отношения детей к природе;
- развитие творческого потенциала педагогов через приобретение и совершенствование опыта проектной деятельности;
- обеспечение сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Таким образом, организованная на территории дошкольной организации макросреда - это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, экологического воспитания и развития личности каждого ребенка. От того насколько ухоженной, красивой и разумно спроектированной будет территория дошкольного учреждения, во многом зависит то, с каким настроением зайдет ребенок в детский сад, насколько интересно и радостно проживет каждый день.
Кроме того, мы уверены, что данный проект имеет свое развитие и продолжение, так как благоустройство «Территории детства» долгий и интересный процесс. Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя и свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!