Движение и развитие. Диалектика.




Структура

1. Общее понятие и диалектике.

2. Понятия движения и развития.

3. Диалектика как общая теория развития.

4. Категории диалектики как способы освоения мира.

5. Догматизм, эклектика, софистика как антиподы диалектики.

6. Значение диалектического мышления для науки и общественной практики.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях движения и развития природы и общества и основанный на этом учении метод творческого познающего мышления.

Слово «диалектика» впервые употребил Сократ, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог с целью достижения истины. Однако о диалектике как объективном свойстве природы задолго до Сократа говорили Лао Цзы и Гераклит. Диалектику как умение мыслить противоречиями развивали Спиноза, Николай Кузанский, Кант. Систему диалектики как логики мышления, превышающей однозначное и непротиворечивое формальнологическое мышление разработал (на идеалистической основе) Г. Гегель. К. Маркс и Ф. Энгельс дали материалистическую трактовку законов объективной диалектики и норм субъективной диалектики – диалектической логики.

Важнейшими принципами и одновременно категориями диалектики являются категории всеобщей связи явлений природы, противоречия, движения, развития, прогресса и другие.

Понятия движения и развития. Категорией «движение» мы обозначаем всякие изменения в природе. Диалектика заявляет об объективности, абсолютности (всобщности), противоречивости, многоуровневости (наличии различных форм) движения. Движение может быть неупорядоченным, хаотическим, но может быть и направленным, последовательным. В таком случае мы имеем дело с прогрессом либо регрессом – повышением сложности предмета либо с его деградацией. То и другое – формы развития.

Диалектика как общая теория развития. Человеческое мышление использует две системы логики. Статику природы мы отражаем так называемой формальной логикой, описанной еще Аристотелем, ее динамику – логикой диалектической, способной отразить противоречивость процессов движения и развития.

Основными принципами диалектики (диалектической логики) являются принцип материального единства мира, принцип всеобщего взаимодействия, противоречия, борьбы противоположностей, принцип историзма, системности, детерминизма и другие.

Механизмы развитияи и законы диалектики. Согласно Г. Гегелю, у всякого развития имеются три важнейших особенности, или признака, которые описываются тремя важнейшими законами диалектики. Источник, движущая сила развития отражается законом единства и борьбы противоположностей, характер, процедура всякого развития схватывается законом перехода количественных изменений в качественные, направленность развития описывается законом отрицания отрицания.

Объективная и субъективная диалектика. Идеалистическая философия Гегеля представляла диалектику как самодвижение Абсолютной идеи (безличного разума, порождающего мир). Материализм, принимающий диалектику как принцип миропонимания, заявляет о том, что процессы саморазвития протекают в самой природе, и эти последние отражаются человеческим сознанием в виде законов и категорий субъективной диалектики.

Субъективная диалектика – диалектическая логика – имеет множество законов, правил, категорий и принципов, отражающих диалектику объективную. В своей расширяющейся совокупности все они устремлены к наиболее полному охвату и правильному отражению мира.

Категории мышления как способы освоения мира. Категории – это наиболее общие понятия, в которых отражаются существенные признаки как всех отдельных предметов и явлений мира, так и мира в целом. Категориями являются понятия причина, форма, качество, количество, взаимосвязь, природа, материя, пространство, время, человек, познание и другие.

Важнейшими в диалектике являются так называемые парные категории: единичного и общего, сущности и явления, формы и содержания, причины и следствия, структуры и функции, необходимости и случайности, части и целого, цели и средства, свободы и необходимости и другие, а также «непарные»: материя, движение, противоречие, общество, человек, личность и др.

Догматизм, софистика, эклектика как антиподы диалектики. Догматизм – это обнаружение одной из крайностей в сложном бытии предмета и абсолютизация этой крайности. Догматизм трактует мышление, научные истины как негибкие и неизменные. Релятивизм наоборот, абсолютизирует в реальной диалектике природы подвижность, текучесть, изменчивость ее процессов. Диалектика включает в себя то, что абсолютизируют догматизм и релятивизм, но она не сводится к ним, она улавливает их реальное взаимодействие и взаимопревращение.

Если догматизм и релятивизм чаще стихийные, не всегда осознаваемые авторами искажения и ошибки, то софистика – осознанное и злонамеренное извращение истины и культуры мышления. Софистика происходит от греческого слова «софизма» – хитрая уловка, измышление. Эклектика – это механическое, негармоничное соединение идей, взглядов или теоретических положений, субъективное выхватывание отдельных сторон предмета и их произвольное, механическое соединение.

Значение диалектического мышления для научной деятельности и общественной практически. Диалектика атрибутивна (изначально присуща) человеческому мышлению. Человечество не состоялось бы как таковое, если бы оно отражало природу только как неподвижную, непротиворечивую и неизменную. Иное дело степень осознанности людьми этой «субъективной диалектики».

Первоначальное господство мифологического мышления с развитием цивилизации было вытеснено господством рассудка – мышлением формальнологическим. На протяжении нескольких тысячелетий человечеству было достаточно этого мышления для решения задач развития техники, организации социальной и политической жизни. Особенно интенсивно это мышление стало использоваться в эпоху Нового и Новейшего времени. Однако однозначная (формальная, рассудочная) логика не может дать адекватного описания мира и способов его преобразования и использования. Только диалектика обнаруживает изменения и прогресс в природе и обществе и помогает человечеству сформулировать механизмы собственного устойчивого развития. Тем самым диалектика становится глубокой методологией всех наук и, особенности, общественных. Если массовое освоение законов и правил формального мышления поставило логическую базу взлета естественных наук в XVII – XVIII веках, что привело Европу к радикальным социальным изменениям (становлению капитализма), то дальнейший прогресс человечества может быть опосредствован только столь же массовым освоением логики диалектической – логикой прогресса и развития. Консервативные, не заинтересованные в прогрессе социальные круги современных обществ препятствуют массовому распространению диалектики. Тем самым последняя приобретает политическую, общечеловечески-партийную значимость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: