В политической социологии вопросы взаимодействия культуры и политики являются одними из наиболее интересных и дискуссионных проблем. Выделение политической культуры как важнейшего компонента политики произошло в середине 50-х годов XX века, хотя сам термин впервые был использован немецким просветителем И. Гердером в XVIII в.
В 50-60-е годы XX века одной из самых популярных концепций была теория модернизации, утверждавшая, в частности, что как бы ни были велики культурные различия между странами, все они с необходимостью будут развиваться в направлении современного общества, путем, создания рыночной экономики и построения правового государства. Но провал попытки модернизации в некоторых странах третьего мира заставил исследователей обратиться к поиску иных структурных условий, определяющих успешность развития современных государств. Позже, уже в 70-80-е годы, выяснилось, что общественный прогресс и национальное процветание гарантировано далеко не всем странам. Политика модернизации во многих регионах мира натолкнулась на мощное сопротивление национальной культуры. Либеральные представления о том, что только с помощью политических средств можно преобразовать общество, ускорить процесс его социального развития, оказались опровергнутыми в. процессе проведения социально-экономических и политических реформ.
Требовался поиск новых подходов к исследованию политической жизни, и одним из таких подходов стал социокультурный подход, указывающий на существенное влияние системы ценностей, господствующей в обществе, на процессы развития и укрепления демократических институтов и политических практик. Авторами, развившими этот подход, с именем которых ассоциируется начало его широкого применения, являются американские ученые Габриэль Алмонд и Сидней Верба, изложившие его в работе «Гражданская культура: политические отношения и демократия в пяти нациях», впервые опубликованной в 1963 г.
|
Рождение теории политической культуры, как это нередко бывает в науке, обязано стремлением ученых ответить на «неудобные» вопросы, которые выходят за рамки предложенных парадигм. В данном случае политическая и социологические науки оказалась в затруднительном положении в связи с вопросами о том, почему одинаковые по форме политические институты и организации действуют в разных странах по-разному, почему в одних и тех же институциональных средах граждане демонстрируют разные модели политического поведения и разную степень включенности в политический процесс. Одним из первых, кто предложил научные объяснения этим явлениям, был Г. Алмонд. Он предложил соединить в исследовании формальные и неформальные элементы политической системы с анализом национальной политической культуры.
В теоретическом плане концепция политической культуры во многом способствовала преодолению психологического и развитию социологического метода исследования политики, посредством раскрытия сложных социальных связей и взаимоотношений между объективными и субъективными факторами политики, между политической системой общества в целом и ее отдельными элементами, а также индивидуальными, а по сути, национально-типическими, моделями политического поведения и участия.
|
В практическом плане теория политической культуры способствовала развитию прикладных социологических исследований ценностей и ценностных ориентаций различных социальных групп, построению более точных прогнозов электорального поведения.
Проблемы политической культуры за десятилетия существования концепции постоянно привлекают внимание ученых разных стран. В настоящее время существует множество определений политической культуры и разнообразные подходы к ее изучению.
В среде исследователей политической культуры по-прежнему нет единого мнения по поводу того, что же представляет собой данный феномен. Одни делают упор на нормативной и идеологической сторонах дела (Л. Пай). «Политическая культура — это совокупность ориентаций, убеждений, мнений, которые вносят последовательность и наделяют смыслом политический процесс и которые поставляют те основополагающие представления и нормы, которыми управляется поведение в политической системе». Т. Парсонс определяет политическую культуру как «особый тип ориентации на политическое действие».
Определение политической культуры, данное Г. Алмондом и С. Верба, признано классическим. Согласно их выводам, политическая культура является совокупностью ориентаций людей по отношению к политическим объектам. «Термин "политическая культура", — пишут они, — подразумевает специфические политические установки (attitudes) в отношении политической системы и ее различных частей и установки по отношению к собственной роли в системе».
Как отмечается практически всеми исследователями, политическая культура представляет собой синтез политики и культуры. Человек выражает свои интересы и цели с помощью способности ориентации в социальном пространстве. Он наделяет те или иные значимые для него объекты определенным смыслом.
|
Из вышесказанного ясно, что главным предметом заинтересованности для этих исследователей стала позиция индивидуумов (и групп) по отношению к политическим «объектам», что означает ориентацию на исследование субъективного фактора политики. Остается прояснить вопрос о том, какова структура политических ориентаций, составляющих политическую культуру.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
· теоретико-познавательную;
· удовлетворение политических потребностей;
· интегративную;
· коммуникативную;
· воспитательную.
Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена
Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.
Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию.
Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности.
Г. Алмонд и С. Верба предложили свое видение структуры системы политических ориентаций. Она включает в себя:
1) «когнитивную ориентацию», или знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах; 2) «аффективную ориентацию, или чувства относительно политической системы, роли ее должностных лиц и функционировании; 3) «оценочную ориентацию», или убеждения и мнения о политических объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами.
Опираясь на ориентации как на основные составляющие элементы политической культуры, Алмонд и Верба, действуя в духе веберовской «понимающей социологии», исходя из сочетания этих ориентаций, выделяют три идеальных или чистых типа политической культуры: парохиальную (иногда употребляют еще понятие «патриархальная»), подданническую и активистскую.
Идеальные типы политической культуры выражают характерные черты взаимоотношений субъекта политики (гражданина) и политической системы.
1. Патриархальная политическая культура отличается полным отсутствием интереса к политике. В ней знания о государстве, эмоции и суждения о связанных с ним ценностях равны «нулю»; основными характеристиками этого типа является индифферентность, аполитичность, отсутствие ожиданий у основной части населения. Политические ориентации не отделены от иных ориентаций (экономических, религиозных, родоплеменных).
2. Подданническая культура отличается наличием сильных ориентаций на политическую систему, сочетающихся со слабым участием граждан в ее функционировании. Она существует тогда, когда государство выступает в качестве источника норм, которые необходимо соблюдать, которым нужно подчиняться. Граждане в политике исключительно ориентируются на господствующие ценности, при очень слабом их осмыслении, их интересуют результаты функционирования политической системы, однако у них полностью отсутствует ориентация относительно функционирования системы на входе, а также на самого себя как активного участника политического процесса. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно (для системы) подчиняться ей. Во всем остальном он пассивен и систему в целом идентифицирует с ее измерением на выходе.
3. Активистская политическая культура выражает активную ориентацию граждан на политическую систему и активное участие самих граждан в ее функционировании. Она предполагает, что власть рассматривают и как источник спускаемых норм, и как объект воздействия со стороны заинтересованных лиц в процессе принятия решений. Люди здесь уверены, что они могут играть активную роль в политике, хотя и оценивают эту возможность по-разному. Индивиды активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, умело артикулируют собственные интересы. При этом они с уважением относятся к уже принятым решениям и выполняют их. Члены общества ориентируются на систему в целом — как на ее политические, так и административные структуры, и процессы, в ней протекающие. Иными словами, это одновременно ориентация на входящие и исходящие аспекты системы. Характерна также ориентация гражданина на собственную активную роль, которая не зависит от позитивного или негативного отношения к политической системе в целом или ее отдельным институтам.
Задаваясь вопросом, существует ли политическая культура, благоприятствующая демократии и ее стабильному функционированию, Алмонд и Верба пришли к выводу, что такая культура есть. Они ее определили понятием «гражданская политическая культура» или «политическая культура гражданственности». Она сочетает в себе элементы подданнической и активистской культуры.
По сути, гражданская культура — это баланс разных культур, своего рода система «сдержек и противовесов», аналогичный балансу в системе властных отношений, основанной на принципах разделения властей. Это баланс между господством правящей элиты и ее ответственностью перед обществом, между политической активностью и пассивностью граждан, между инструментальными или прагматическими неэмоциональными политическими ориентациями, между фундаментальной и специфической поддержкой, между рациональностью и эмоциональностью, между согласием и разногласиями в политике.
Кроме типологии Алмонда и Вербы, в зависимости от форм и методов осуществления власти, ученые предложили и другие типологии политической культуры. Так, в зависимости от места в политической системе можно выделить доминирующую и периферийную политическую культуру (субкультуру). По степени распространения — массовую и элитарную политическую культуру. Таким образом, политическая и социологическая науки не стоят на месте в анализе политической культуры современного общества, исследуя и уточняя ее новейшие изменения и стили.