Автор: Трубицина Марина Сергеевна, воспитатель МАДОУ № 163
г.Кемерово, Кемеровская область
Цель занятия: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты, закрепление знаний по развитию экологических представлений.
Задачи:
Образовательные: Продолжать закреплять представлений детей о гласных и согласных звуках, продолжать знакомить детей с птицами, условиями их жизни, продолжать расширять, уточнять и актуализировать словарь учащихся.
Развивающие: Развивать логическое мышление, коммуникативные качества, зрительное внимание, мышление. Развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в парах. Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности. Развивать двигательную активность детей.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал:
Демонстрационный: клубок светлых шерстяных ниток, конверт с письмом, хранительницы звуков, карточки –картинки, мяч.
Раздаточный: звуковые карты-синички, красные шерстяные нитки, листы бархатного картона темного цвета, массажные мячики.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости для того, чтобы посмотреть чему мы с вами научились за год. Давайте с ними поздороваемся и создадим себе хорошее настроение в нашем круге Доброты. Посмотрите, у меня в руках клубок ниток. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите, держите клубок? (дети по необходимости трогают клубок и называют свои ассоциации: тепло, доброта, ласка, носки и рукавички, связанные бабушкой с любовью и др.). Теперь давайте поприветствуем друг друга, передавая клубок и называя имя соседа ласково.
Молодцы, ребята! Давайте откроем посылку и прочитаем письмо, которое нам прислал уже знакомый нам дедушка Звук! (воспитатель читает письмо).
-Дорогие ребята, к сожалению, сам я сегодня не смог приехать к вам в гости. Весь год я наблюдал за вами, знакомил вас со своими звуками, и сегодня я хочу проверить ваши знания и умения, а помогут мне в этом мои помощницы. Это не обычные матрешки, а хранительницы звуков! Зовут их Даша, Дина и Арина! У каждой матрешки есть для вас задания. А какую матрешку как зовут, и за какие звуки она отвечает, вы должны определить сами! Вот вам и первое мое задание. Желаю вам удачи!
(Воспитатель достает из коробки три матрешки: красную, синюю и зеленую).
Воспитатель: Ребята, дам вам подсказку: проанализируйте первый звук в именах матрешек, и поймете, кого как зовут. (Дети приходят к выводу о том, что красная матрешка это Арина, синяя матрешка это Даша, а зеленая матрешка это Дина).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на стол, там лежат картинки. Давайте разложим картинки по матрешкам. Картинки, названия которых начинаются с гласного звука, мы положим к Арине, картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука – мы положим к Даше, а с мягкого согласного мы положим к Дине. (Проводится дидактическая игра «Укрась матрешек». На столе картинки: кактус, ветка, вишня, орел, паук, мак, иголка, йогурт, вилка).
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, какие задания приготовила нам Арина!
Ребята, Арина просит определить позицию звука «А» в словах и отобразить эту позицию на наших звуковых синичках. Давайте вспомним, в каких позициях у нас могут находиться звуки?
Дети: В начале слова, в середине и в конце.
Воспитатель: Совершенно верно. Проходите к столам, где на каждого из вас лежат синички. Я произношу вам слова. Если звук «А» находится в начале слова, то фишку на нашей синичке вы двигаете к голове, если звук «А» находится в середине слова, то фишку мы двигаем к туловищу синички, ну а если заданный имеет позицию в конце слова, то наша передвижная фишка на леске отправляется к хвостику синички. Будьте внимательны, начинаем.
(Воспитатель читает слова: автобус, банан, лужа, наушники, апельсин, груша, водопад, кровать).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием! А теперь давайте проведем необычную работу! Пройдемте за столы. Возьмите в правом верхнем углу стола лист темного бархатного картона, а в левом верхнем углу стола кусочки красных шерстяных ниток. Я буду губами произносить гласный звуки, ваша задача считать артикуляцию с моих губ, и выложить букву, которой обозначается этот звук нитками на бархатных листах. Работать будете в парах, сообща. Это новая для вас техника, называется «ниткография». Подобные задания мы с вами делали при помощи пуговиц. Давайте приступим к заданию.
(Воспитатель произносит беззвучно звуки «А», «О», «И», «У»).
Воспитатель: С заданиями Арины вы справились хорошо! Ребята, помните, мы говорили о том, что чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить? Вот прежде чем перейти к заданиям следующих хранительниц звуков, давайте разомнем наши руки при помощи наших мячиков –ежиков. На столах у вас в корзинках на каждого лежат массажные мячики, берите по одному. (Проводится массаж рук. Дети выполняют известные им движения с колючими мячиками):
Мы возьмем в ладони ежика,
И потрем его слегка.
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Ежика в руках кручу-
Поиграть я с ним хочу!
Домик сделаю с ладошках-
Не достанет его кошка!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте пройдем на ковер и познакомимся с заданиями Даши.
Даша предлагает нам представить, что мы оказались в лесу. Давайте закроем глаза и вообразим, что мы с вами отдыхаем на красивой поляне в весеннем лесу! (Включается музыка весеннего леса, голоса птиц).
Воспитатель: Какие звуки вы слышали?
Дети: Голоса птиц, журчание ручья.
Воспитатель: К нам на полянку прилетели птицы и принесли нам карточки с условными обозначениями этапов развития птиц, рыб, животных и человека. Выберите и разложите в правильном порядке только те карточки, которые отображают этапы развития птиц. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Большой - маленький». В этой игре у нас будут образовываться новые слова. Я вам произношу название взрослой птицы, а вы мне название ее детеныша.
(Воспитатель произносит названия птиц, дети произносят их детенышей. В результате получаются следующие пары слов: грач –грачонок, стриж –стрижонок, утка –утенок, индюк –индюшонок, кукушка –кукушонок).
Воспитатель: А теперь послушайте загадку. Про какую птицу в ней идет речь?:
-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем!
Дети: Скворец!
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте с вами немного отдохнем, и выполним подвижную гимнастику с элементами дыхательной гимнастики. (Далее проводится гимнастика «Скворушка». Дети выполняют разученные ранее движения в соответствии с текстом):
Скворушки, скворушки, серенькие перышки
Клюйте клюйте крошки у меня с ладошки. (делаем глубокий вход носом, медленно выдыхаем ртом, дуем на ладошки)
Нет, с ладошки не клюют,
И погладить не дают!
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку, с ней будет связано последнее задание Даши.
-Под крышей я леплю гнездо из комочков глины, для птенчиков стелю на дно пуховую перину.
Дети: Ласточка!
Воспитатель: Отлично, ребята! Давайте выполним последнее задание от Даши. Она просит нас сделать звуковой анализ слова «Ласточка». По очереди называйте звук, давайте его характеристику, и ставьте соответствующую фишку. (На магнитной доске висит изображение ласточки, и магнитные фишки красного, синего и зеленого цветов).
Дети: Первый звук в слове ласточка «Л», согласный твердый, обозначается синим цветом. (Аналогично дается характеристика последующим звукам).
Воспитатель: Сколько слогов в слове ласточка? (три). Какой звук является ударным? (звук «А» в первом слоге).
Все правильно. И с заданиями Даши вы справились на ура!
Ну а Дина предлагает нам поиграть с мячом. Вставайте в круг, я буду бросать вам мяч, а вы мне называть слово, в котором есть мягкий согласный.
Но давайте сначала вспомним, какие звуки у нас всегда только мягкие, назовите их?
Дети: «Й», «Ч», «Щ».
(Затем проводится игра с мячом на мягкие согласные. Дети называют свои варианты слов).
Воспитатель: Матрешки благодарят вас за проделанную работу, и хотят вам что - то сказать. Для этого вам надо определить последний звук в словах, найти соответствующую букву и приклеить ее на нашу магнитную доску. (Воспитатель произносит слова, дети определяют последний звук в этих словах и выкладывают буквы на доске: доМ, лотО, ствоЛ, доминО, комоД, кузнеЦ, огурцЫ).
Ребята, я очень рада, что вы справились со всеми заданиями от наших матрешек.
Скажите, что нового вы узнали сегодня?
Что вам понравилось делать больше всего?
Давайте поблагодарим гостей за внимание.