Бухгалтерский учет запасов. Учет движения и выбытия запасов.




Бухгалтерский учет запасов должен обеспечить своевременное отражение хозяйственных операций по поступлению, перемещению, выбытию всех запасов, которые принадлежат учреждению.

Приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс учреждения по первоначальной стоимости

В случае если на момент оприходования запасов невозможно достоверно определить их стоимость, такие запасы могут оцениваться и отражаться в бухгалтерском учете по справедливой стоимости с дальнейшей корректировкой к первоначальной стоимости.

Молодняк животных, полученный от приплода в своем хозяйстве, приходуется по плановой себестоимости в день отела, опороса, окота на основании акта на приплод. Молодняк животных и животные на откорме ежемесячно взвешиваются. Стоимость прироста определяется исходя из фактического прироста животных за отчетный месяц по плановой себестоимости единицы прироста. Падеж молодняка животных и животных на откорме рассматривается как потери производства, стоимость их относится на увеличение себестоимости выращенного поголовья.

Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств учитывается в течение года по плановой себестоимости.

При продаже запасов, приобретенных (изготовленных) в прошлых годах, балансовую стоимость таких запасов следует относить на результаты выполнения сметы.

Списание использованных запасов (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов), полученных безвозмездно в пределах уполномоченного органа, отражается в бухгалтерском учете как уменьшение балансовой стоимости этих запасов и обязательств по расчетам по их внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче).

Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов, производственного, хозяйственного инвентаря и других запасов, ставших непригодными для дальнейшего использования, осуществляется на основании актов списания (если иной порядок списания не установлен другими нормативными правовыми актами).

В соответствии с Приказом Министерства финансов Луганской Народной Республики от 24.12.2015 г. №121 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений» для учета наличия и движения запасов предназначены активные счета класса 2 «Запасы»:

- 20 «Производственные запасы»;

- 21 «Животные на выращивании и откорме»;

- 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;

- 23 «Материалы и продукты питания»;

- 24 «Готовая продукция»;

- 25 «Продукция сельскохозяйственного производства»;

- 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи».

В соответствии с Приказом Министерства финансов Луганской Народной Республики от 25.01.2016 г. №14 «Об утверждении Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления» для отображения обобщенной информации об учете поступления запасов используются:

- мемориальный ордер № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами», форма № 408(бюджет);

- мемориальный ордер №6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами», форма № 409(бюджет);

- мемориальный ордер №7 «Накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей», форма № 410(бюджет);

- Мемориальный ордер №8 «Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами», форма № 386(бюджет).

Инвентаризация запасов.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Луганской Народной Республики от 30.06.2016 г. № 320 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений» бюджетные учреждения и организации обязаны регулярно проводить инвентаризацию запасов в зависимости от их вида в таком порядке:

- готовых изделий, сырья, материалов, горючего, кормов, фуража и других материалов - не менее чем один раз в год, но не ранее 1 октября;

- продуктов питания, спирта - не менее одного раз в квартал;

- медикаментов и перевязочных средств - не менее чем один раз в год;

- МБП - не менее чем один раз в 2 года в министерствах Луганской Народной Республики, других центральных органах государственной власти Луганской Народной Республики, в других учреждениях – не менее одного раза в год.

Инвентаризация материалов, продуктов питания, топлива и других материальных средств по месту хранения и отдельно по материально ответственным лицам проводят члены инвентаризационной комиссии с помощью осмотра, подсчета, взвешивания и других измерений. Подлежат проверке и запасы, находящиеся у нее на ответственном хранении.

Записи во время инвентаризации осуществляются в описях по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, субсчета и единиц измерения. На выявленные при инвентаризации испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, характер и степень порчи материальных ценностей, а также виновные в этом лица. На материальные ценности, находящиеся в пути, составляется отдельный акт, в котором за каждым отправлением приводятся следующие данные: наименование и количество (согласно документам бухгалтерского учета), дата отгрузки,
а также перечень и номера документов на отгруженные ценности.

Материальные запасы, поступившие во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под названием «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается, когда, от кого поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма.

Относительно всех недостач и излишков, потерь, связанных с порчей материальных ценностей, инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения соответствующих работников. На основании этих объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим вносит предложение по урегулированию разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

По окончании инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются против соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета.

Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои выводы и предложения отражает в Протоколе инвентаризационной комиссии, который заполняется по окончании инвентаризации.

В протоколе приводятся подробные данные о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, а также излишках, и указывается, какие приняты меры в отношении виновных лиц.

Не позднее, чем через десять дней после окончания инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения; в централизованных бухгалтериях протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.

Материалы инвентаризации и решения по регулированию расхождений утверждаются руководителем учреждения с включением результатов в отчет в том периоде, в котором закончена инвентаризация, а также и в годовой отчет.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждением в следующем порядке:

- материальные ценности, обнаруженные в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на увеличение доходов по специальному фонду с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных в этом лиц;

- нехватка запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленных при инвентаризации и приобретенных в текущем году, списывается по распоряжению руководителя учреждения на фактические расходы; приобретенных в прошлых годах - относится на уменьшение результата сметы учреждения. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей излишками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы;

- недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей, списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц по ценам, по которым исчисляется размер вреда от краж, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей;

- потери и недостачи сверх норм естественной убыли материальных ценностей в тех случаях, когда виновные лица не установлены и дела находятся в органах дознания или досудебного следствия, списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации от органов дознания или досудебного следствия по этим делам.

При установлении недостач и потерь, возникших в результате злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

Контрольные вопросы

1. Какие счета применяются для учета запасов в бюджетных учреждениях?

2. Источники поступления запасов.

3. Первичные документы по оприходованию материальных ценностей.

4. Учетные регистры аналитического учета запасов.

5. По какой стоимости запасы зачисляют на баланс?

6. Характеристика документов по учету расхода запасов.

7. Назовите основные задачи бюджетного учета материальных запасов.

8. Какие мемориальные ордера используются для отображения обобщенной информации об учете поступления запасов?

9. В каком порядке бюджетные учреждения обязаны регулярно проводить инвентаризацию запасов в зависимости от их вида?

10. По какой стоимости производится списание (отпуск) материальных запасов?

11. Какой документ поставщик высылает покупателю вместе с отгрузкой продукции?

 

 

Список использованной литературы

1. Атамас, П. Й. Основи обліку в бюджетних організаціях: Навч. посібник для студ. вузів / П.Й. Атамас. - К.: ЦУЛ, 2003. - 435 с.

2. Джога Г. Т. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебник / Г. Т. Джога, С. В. Свирко, Л. М. Синельник. - К.: КНЭУ, 2004. - 483 с.

3. Михайлов М.Г., Телегунь Н.И., Славина А.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / М.Г. Михайлов, Н.И. Телегунь, А.П. Славина. – К.: Центр учебной литературы, 2011. - 384 с.

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений: Приказ Министерства финансов Луганской Народной Республики от 28.01.2016 года №18.

5. Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкции по их составлению: Приказ Министерства финансов Луганской Народной Республики от 26.07.2016 г. №388.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений: Приказ Министерства финансов Луганской Народной Республики от 24.12.2015 г. №121.

7. Об утверждении Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления: Приказ Министерства финансов Луганской Народной Республики от 25.01.2016 г. №14.

8. Об утверждении Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений: Приказ Министерства финансов Луганской Народной Республики от 30.06.2016 г. № 320.

9. Свiрко С.В. Бухгалтерский облiк i прийняття рiшень у бюджетних органiзацiях: Навч. - метод. посiбник для самост. вивч. дисц. / С.В. Свірко. - К.: КНЕУ, 2000. - 188с.

10. Свирко С. В. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: Учеб. пособ. / Свирко С. В. - К.: КНЭУ, 2004. - 380 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: