Подводящие упражнения
1. Передвижение вперед, толкаясь одновременно двумя руками.
2. Из размахивания в упоре, сед ноги врозь.
3. Из седа ноги врозь, соединяя и сгибая их в тазобедренном суставе, перейти в упор на жердях.
4. Соскок назад с опорой руками на жерди брусьев.
Разучив эти упражнения, можно приступать к освоению всей комбинации 2 в той же последовательности, что ипри освоении комбинации 1.
Упражнения на разновысоких брусьях (девочки). При выполнении упражнений на брусьях разной высоты основную нагрузку несут мышцы плечевого пояса и рук. Поэтому необходимо постоянно их укреплять, выполняя упражнения для развития соответствующих мышечных групп. Комбинация 1 (рис. 30) Техника выполнения
1. Стоя лицом к брусьям, хват за нижнюю жердь слег
ка согнутыми руками. Отталкиваясь двумя ногами впе
ред-вверх, наскок в упор на нижнюю жердь.
2. Из упора махом назад соскок с поворотом влево и
опорой на правую руку на нижнюю жердь.
При разучивании этой комбинации в положении упора необходимо слегка прогнуться, голову приподнять; во время соскока правой рукой удерживать равновесие, а руку отвести вверх — в сторону.
Комбинация 2 (рис. 31) Техника выполнения
1. Стоя под верхней жердью лицом внутрь, наскок на верхнюю жердь в вис.
2. В висе размахивание изгибами, перемах двумя в вис лежа на нижней жерди.
3. Из виса лежа на нижней жерди, подтягиваясь и от-
пуская левую руку, повернуть туловище вправо и перейти в сед на правом бедре с отведением левой руки в сторону.
4. Слегка сгибая правую руку, оттолкнуться от верхней жерди и, немного прогибаясь, соскользнуть вниз с нижней жерди; перед приземлением хватом правой рукой за нижнюю жердь удержать равновесие и мягко приземлиться.
Перед тем как разучивать комбинацию, необходимо освоить размахивание изгибами.
Техника выполнения
1. Находясь в положении виса, ноги согнуть в тазобедренных суставах до тупого угла и резким коротким движением опустить их вниз-назад, прогибаясь в пояснице (см. рис. 31).
2. Слегка сгибаясь, вновь согнуть ноги и резким движением опустить их вниз, прогибаясь в пояснице.
На что следует обратить внимание?
• Сгибание ног должно осуществляться одновременно со сгибанием туловища, а разгибание ног — с разгибанием.
• Сгибание ног должно выполняться в тот момент, когда туловище начинает движение вперед, а разгибание — в момент, когда туловище начинает двигаться назад.
После освоения этого движения приступают к разучиванию гимнастической комбинации в целом. Для этого надо использовать последовательное освоение движений, прибавляя к предшествующему, разученному элементу, следующий, неразученный элемент.
В процессе освоения этих упражнений необходимо добиваться красоты и легкости их выполнения.
Комбинация 3 (рис. 32)
Техника выполнения
1. Стоя лицом к брусьям, хват за нижнюю жердь слегка согнутыми руками. Махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор.
2. Махом назад соскок, не выпуская из рук нижнюю жердь и поддерживая равновесие, мягкое приземление.
Самым сложным элементом в этой комбинации является подъем переворотом в упор.
На что следует обратить внимание?
• Мах надо делать сразу же после отталкивания и толчковую ногу быстро присоединить к маховой.
• После отталкивания старайтесь больше согнуть ноги в тазобедренных суставах и бедра прижать к жерди.
• Во время толчка руки не сгибайте в локтях и не подтягивайте грудь к жерди.
Эти упражнения и комбинацию в целом лучше начинать осваивать в парах: одна ученица выполняет, а другая помогает ей и контролирует технику упражнений другой, затем наоборот.
Ритмическая гимнастика (девушки). Упражнения ритмической гимнастики способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуре движений. Выполняемые под музыку, они создают хорошее настроение и снимают усталость.
Упражнения ритмической гимнастики осваивают добавляя к уже разученному новое. После того как освоены упражнения, приступают к последовательному освоению и самой композиции.
Упражнение 1 (рис. 33). И. п. — о. с, ладони на груди, локти в стороны. 7 — шаг правой в сторону, слегка наклонив туловище вперед; 2 — приставить к правой левую, полуприсед, наклон назад; 3 — шаг правой в сторону, наклон вперед; 4 — выпрямить туловище, прогнуться и, перенося тяжесть тела на правую ногу, левую согнуть скрестно за правой, голову повернуть направо и сделать хлопок руками у правого плеча; 5— 8 — то же, но в другую сторону; 9 — о. с.
Упражнение 2 (рис. 34). И. п. — о. с. 1 — полуприсед на левой, правую согнуть вперед (носок правой у колена левой), левую руку, согнутую в локте вперед, правую назад-вверх; 2 — выпрямляя левую ногу, правую в сторону на пятку, небольшой поворот туловища вправо, смена по-
![]() |
ложений рук — правую вперед, левую назад-вверх; 3 — повторить упр. 1; 4—6 — повторить, но с другой ноги.
Упражнение 3 (рис. 35). И. п. — стойка ноги врозь, руки возле туловища, согнуты под прямым углом, пальцы сжаты в кулак. 1 — постепенно сгибая колени, руки и голову вправо; 2 — постепенно приседая, через раз ударять кулаками по бед-
рам, колени и голову влево; 3—4 — повторить; 5— 8 — выполнить те же движения, но постепенно выпрямляя колени.
Упражнение 4 (рис. 36). И. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак. 1 — таз влево, левую руку вытянуть в сторону, повернув голову влево, посмотреть на кисть руки; 2 — таз вправо, правую руку вверх, правая в том же положении; 3 — таз влево, согнуть левую руку к плечу; 4— таз вправо, согнуть правую руку к плечу; 5— 8 — повторить.
При освоении этих упражнений необходимо помнить:
• вначале разучивают элементы упражнений в медленном темпе под счет, затем под любую медленную му-
![]() |
зыку. Важно не только разучить движения, но и согласовать их с музыкальным ритмом;
• разучив упражнение в медленном ритме, выполняют его в более быстром темпе;
• каждое упражнение можно разучивать под разную музыку, но когда приступают к освоению композиции в целом, то мелодия для всех упражнений должна быть одна.
Прикладные упражнения — это двигательные действия, которые могут использоваться человеком непосредственно в его повседневной или профессиональной деятельности.
Упражнения на кольцах (юноши). Выполнение упражнений на кольцах позволяет развивать ориентацию в пространстве и обучаться координировать движения различных звеньев тела.
Техника выполнения
1. И. п. — вис стоя, под углом к месту крепления колец, хват руками за кольца.
2. Поочередно отталкиваясь ногами вперед и назад, раскачивание в висе.
3. При каче вперед, в момент высшей точки положения туловища, поворот влево на 180°.
4. При каче назад, в момент высшей точки положения туловища, поворот вправо на 180°.
5. При раскачивании, в момент касания пола ногами, соскок сбеганием.
Подводящие упражнения. «И. п. — вис стоя, под углом к месту крепления колец, хват руками за кольца. Разбег вперед, согнуть ноги и покачаться на кольцах, по мере уменьшения амплитуды раскачивания ноги выпрямить и продолжать движение вперед, сделав 4—5 небольших беговых шага (повторить 7—8 раз). И. п. — то же. Разбег вперед, кач вперед, ноги выпрямить, при каче назад разбег назад, ноги выпрямить, кач вперед, в момент касания пола соскок с выполнением 4—5 беговых шагов (повторить 8—12 раз).
И. п. — то же. Ходьбой пройти вперед на противоположную сторону, резко повернуться направо на 180° и продолжать движение ходьбой в обратную сторону, повернуться налево на 180° (повторить 4—6 раз). То же, но вместо ходьбы, разбег. И. п. — то же. Разбег вперед, кач вперед, ноги выпрямить, в момент высшей точки положения туловища поворот налево на 180°, кач в противоположную сторону, лицом вперед, в момент касания пола ногами разбег, кач вперед, ноги прямые, поворот направо на 180°, в момент касания пола ногами соскок с пробеганием вперед.
По мере освоения техники выполнения упражнения количество качей необходимо увеличить до 4—6 раз.
Лазание по канату могут использовать в своей работе строители, пожарные, матросы и люди других профессий. Умение лазать по канату может понадобиться любому человеку, особенно в том случае, если он попал в экстремальную ситуацию.
Выполнение лазания по канату требует от человека хорошего развития силы мышц рук, груди и брюшного пресса.
Для этого можно использовать упражнения в подтягивании и сгибании туловища. К ним можно добавить упражнения с резиновым бинтом. Их можно включать и в комплексы утренней гимнастики.
Подготовительные упражнения с резиновым бинтом (рис. 37)
И. п. — о. с, руки прямые в стороны, середина бинта под ногами, концы в руках. 1 —2 — медленно руки через стороны вверх; 3—4 — медленно в и. п. 6—8 раз.
И. п. — о. с, руки согнуты в локтях под прямым углом, середина бинта под ногами, концы в руках. 1 —2 — медленно руки согнуть к плечам; 3—4 — медленно в и. п. 6—8 раз.
Щ И. п. — о. с, руки прямые вперед, в руках сложенный вдвое бинт. 1 —2 — медленно руки в стороны; 3—4 — и. п. 8—10 раз.
![]() |
Середину бинта закрепить впереди себя (можно за батарею или дверную ручку). И. п. — руки вверх, наклониться вперед, концы бинта в руках. 1 —2 — медленно руки назад в стороны; 3—4 — и. п. 8—10 раз.
И. п. — то же, что в упр. 4. 1 —2 — медленно руки вниз к бедрам; 3—4 — и. п. 8—10 раз.
И. п. — о. с; поочередное сгибание и разгибание рук.
2 — правую согнуть; 2 — разгибая правую, согнуть левую;
3 — разгибая левую, согнуть правую; 4 — разгибая правую, согнуть левую. 10—12 раз.
Й.п. — то же, что и в упр. 4. 1 —2 — не сгибая рук, выпрямиться; 2 — и. п. 12—14 раз.
И.п. — встать спиной к месту прикрепления бинта, руки вверх. 1 — наклон вперед; 2 — и. п. 14—16 раз.
На что следует обратить внимание?
• При выполнении исходных положений резиновый бинт не должен быть натянут, но и не должен провисать.
• Чтобы увеличить нагрузку, бинт можно сложить вдвое или втрое.
![]() |
Лазание по канату в два приема. Перед тем как начать осваивать технику лазания, необходимо хорошо освоить технику захвата каната стопами. Существует два способа захвата.
1.Канат слегка отводится вперед подъемом стопы правой ноги, с носком повернутым внутрь, левая накладывается сверху снаружи. Канат зажимается между наружной стороной стопы правой и пяткой левой ноги между колен (рис. 38, а).
2.Канат проходит между подъемом правой и подошвой левой ноги (рис. 38, б).
Осваивать технику захвата каната лучше всего в два этапа. На первом этапе захват разучивают сидя на
стуле, держась прямыми руками за канат, пропустив его между коленей. Медленно захватив канат одним из способов, одновременно выпрямляют ноги и сгибают руки в локтях. По мере освоения этого упражнения скорость его выполнения можно увеличить.
На втором этапе делают то же самое упражнение, но из положения виса стоя.
Освоив захват, приступают к освоению техники лазания по канату. Она выполняется в два приема из положения виса стоя, левая рука прямая, правая согнута в локте.
Техника выполнения
1. Согнуть ноги в коленях и тазобедренном суставе и захватить канат стопами, левая стопа снизу под канатом, правая сверху над канатом прижимает его к левой стопе.
2. Выпрямляя ноги, подтянуться на правой руке и перехватить канат левой рукой.
При разучивании этого упражнения одновременно учатся спускаться по канату. Чтобы правильно освоить технику лазания и спуска, надо в спокойном темпе подняться на высоту 1,5—2 м. И затем так же спокойно,
![]() |
чуть ослаоляя зажим каната ступнями и поочередно перехватывая канат руками, спуститься. После того как появится чувство уверенности, высоту лазания можно увеличивать.
Лазание по гимнастической стенке. Выполнение упражнений в лазании по гимнастической стенке помогает достаточно хорошо научиться ориентироваться в пространстве, развить смелость и силу воли.
Лазание спиной к гимнастической стенке (мальчики) (рис. 39). Встать спиной к гимнастической стенке. Правой прямой рукой и левой согнутой в локте рукой хват за рейку
![]() |
гимнастической стенки. Правая нога согнута в колене и пяткой опирается на рейку. Выпрямляя правую ногу и сгибая в локте левую руку, левую ногу согнуть в колене и поставить на рейку, одновременно выпрямить левую руку и взяться за рейку гимнастической стенки.
Лазание по гимнастической стенке по диагонали (девушки) (рис. 40). Встать лицом к гимнастической стенке, руки согнуть в локтях, взяться за рейку. Поднимая правую ногу в сторону-вверх, поставить ее на
рейку, перенести правую руку в сторону-вверх. Опираясь на правую ногу и правую руку, приставить левую ногу и левую руку и т. д.