ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание
Введение……………………………………………………………… | |
Тема 1 Инновации: становление и современные тенденции развития................... 1.1 Предмет и задачи курса…………………………………………… 1.2 Понятия "инновация", "новшество", "нововведение"…………… 1.3 Классификация инноваций………………………………………. | |
Тема 2 Современная характеристика инновационных процессов… 2.1 Инновационный процесс и его основные этапы………………… 2.2 Понятие жизненного цикла продукции и его основные стадии…. 2.3 Развитие инновационных процессов в рыночной экономике…… | |
Тема 3 Особенности процесса создания и формирования спроса на инновации………………………………… 3.1 Инновационная предпринимательская среда…………………… 3.2 Маркетинг нноваций………………………………………………. 3.3 Особенности инновационного развития Украины……………… | |
Тема 4 Инновационная политика предприятия……………………... 4.1 Особенности государственной инновационной политики……… 4.2 Инновационная политика предприятия и ее основные функции. 4.3 Научно-техническая политика предприятия…………………….. | |
Тема 5 Обновление технико-технологической базы предприятия и продукции……………………..……………………………………… 5.1 Показатели технико-технологического состояния предприятия. 5.2 Реструктуризация предприятия: цели и задачи…………………. 5.3 Качество продукции: характеристика и управление……………. | |
Тема 6 Современные организационные формы реализации инноваций……………………………………………………………… 6.1 Классификация инновационных структур………………………. 6.2 Зарубежный опыт развития инновационных структур………… 6.3 Современные отечественные инновационные структуры……… | |
Тема 7 Система управления инновационными процессами………… 7.1 Стратегическое управление инновациями……………………….. 7.2 Управление процессом создания нового изделия……………….. 7.3 Проекты технопарка как способ управления реализацией инноваций.…………………………………………………………………… | |
Тема 8 Финансирование инновационных процессов……………….. 8.1 Источники и формы финансирования инноваций………………. 8.2 Венчурное финансирование и его особенности………………… 8.3 Зарубежный опыт финансирования инновационной деятельности….…………………………………………………………… 8.4 Проектное финансирование инноваций…………………………... | |
Тема 9 Стимулирование инновационной деятельности…………….. 9.1 Налоговая и кредитная политика государства как стимул развития инноваций………………………………………........................ 9.2 Действующая система льгот отечественных инновационных структур…………………………………………………………………… | |
Тема 10 Государственное регулирование инновационной деятельности………................................................................................. 10.1 Значение инноваций для экономического развития государства……………………………………………………………… 10.2 Государственная инновационная политика Украины и ее правовые основы …………………………………………………... 10.3 Международный опыт государственной инновационной политики..………………………………………………………………… | |
Тема 11 Комплексная оценка эффективности инновационной деятельности фирмы ……...……………………….………………….. 11.1 Виды эффекта от реализации инноваций ………………………. 11.2 Показатели эффективности инновационного проекта ………… 11.3 Эффективность от реализации инноваций на внешнем рынке | |
Тема 12 Мониторинг инноваций…………………………………… 12.1 Методы наблюдения за развитием инновационной деятельности...……….............................................................................. 12.2 Патентование как способ выявления направления развития инноваций………………………………………………………………… 12.3 Мировой опыт развития венчурного капитала…………………. | |
Список рекомендованной литературы.………………………………. |
|
|
Введение
Уровень научно-технологического развития является одним из важнейших показателей не только социально-экономического развития страны, но и основным ресурсом ее экономического роста, а также определяет место страны в мировой политике и экономике.
В процессе становления рыночных отношений обязательным условием является сохранение существующего научно-промышленного потенциала. Такой подход позволит создавать и использовать новые современные технологии для развития экономики страны.
Разработка модели инновационного развития современной Украины является весьма актуальной. Это связано с наличием следующих факторов: а) в современном мире инновационный потенциал является ключевым звеном социального и экономического обновления страны; б) в глобальной экономике, лицо которой определяют новейшие технологии, традиционно мощная научно-технологическая база Украины становится одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе за место в новом мировом экономическом порядке; в) реализация инновационно-технологического потенциала позволит Украине занять достойное место в мировой элите.
|
Украина, которая имеет огромный интеллектуальный и научно-технический потенциал, может и должна ориентироваться на научно-технологические модели экономического роста, которые связаны именно с использованием факторов развития науки и инновационной активности экономических институтов.
Поэтому изучение инновационной деятельности, влияния инноваций на состояние и развитие экономики является необходимым условием формирования современного специалиста-экономиста.
В данном курсе лекций раскрываются сущность понятия "инновация", их классификация; современная характеристика инновационных процессов, их содержание и управление; особенности процесса создания и формирования спроса на инновации; изложены особенности инновационной политики предприятия, механизмы финансирования, государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности; охарактеризованы современные инновационные структуры, опыт их создания, развития и эффективность функционирования.
Курс лекций предназначен для студентов специальности "Экономика предприятия".
Тема 1. Инновации: становление и современные тенденции развития
Предмет и задачи курса
Предметом курса "Экономика и организация инновационной деятельности" является экономика научно-технического прогресса, представляющая собой совокупность производственных отношений, возникающих в процессе создания, освоения и распространения нововведений, и соответствующий им хозяйственный механизм. Нововведение это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых или улучшенных производственных процессов и оборудования. Нововведения на предприятии представляют собой качественно новые изделия или технологии, впервые выводимые на рынок либо внедряемые на предприятии, как в производственной, так и в административной среде.-
Главная задача курса заключается в обосновании способов разрешения противоречий между наукой, ориентированной на постоянное обновление знаний, и производством, которое стремится к стабильности и устойчивости.
Основными задачами курса являются:
изучение инновационных процессов и их влияния на развитие общества;-
определение способов и методов управления инновационной деятельностью;-
приобретение знаний в области развития инновационной деятельности за рубежом и в Украине;-
изучение опыта работы отечественных инновационных структур и государственной поддержки их деятельности.-
1.2 Понятия "инновация", "новшество", "нововведение"
В мировой экономической литературе понятие "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах, технологиях, услугах. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "инновация" более емко, чем понятие "новая техника", так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов и пр., используемых в производстве. Понятие же "инновация" распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, научно-технической и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее повышение качества и технических показателей, экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат научной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Непременными свойствами инновации являются:
научно-техническая новизна;-
производственная применяемость;-
коммерческая реализуемость.-
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.
На практике понятия "новшество", "инновация", "нововведение" нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия. Новшество м может быть новый порядок, новый метод изобретения. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Классификация инноваций
Различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствование продуктов (например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания, индикаторы на жидких кристаллах и т.п.).
Процессная инновация это освоение новой или значительно усовершенствованной технологии, оборудования, организации производства для выпуска продукции, обеспечивающее принципиально новый уровень качества продукции, экономики ее производства, условий труда (например, замена ручной сварки механизированными способами, внедрение конвейерной сборки, применение низкотоксических св-арочных материалов и т.д.).
По степени радикальности, по значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и модификационные. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип характеризуется стремлением к достижению мирового первенства (например, США). Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония).
На пионерном пути создаются базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. На догоняющем пути создаются улучшающие (так называемые приоритетные) и модификационные (частные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Улучшающие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, значительно совершенствующие существующие продукты и процессы их производства. Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. Сюда же относится расширение номенклатуры продукции и технологий за счет освоения производства не выпускавшихся ранее в стране, отрасли или на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса, в том числе с отказом от их импорта, и для увеличения доходов данных предприятий отрасли или расширения экспортного потенциала страны, если данные продукты будут конкурентоспособны на мировом рынке.
По типу новизны на рынке инновации принято разделять на:
- новинку мирового масштаба нигде не имеет аналога, это первое в мире внедрение изменения;-
- новинку в масштабах страны носит воспроизводяще-адапта-ционный характер: нет аналога в стране, но он существует за границей;-
- новинку в масштабах данной отрасли, региона, предприятия имеет аналоги в других отраслях, регионах, на других предприятиях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, предприятии.-
Исходя из позиций микроэкономического развития, не имеет значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их раньше не знало или не применяло, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов развития более правильным является такое понимание понятия, при котором инновацией считается не только инновация в мировом масштабе, но и новшество для данного общества.