40,7), сократилась к 1997 г. в 10 раз, что отбросило страну на 10 лет назад и поставило ее по этому показателю в число наименее технологически развитых, в то время как в странах Запада этот показатель увеличился в 1,2-1,4 раза. Это особенно обидно, поскольку теоретическое обоснование инновационного направления экономики впервые дал наш соотечественник, выдающийся экономист М. Туган-Барановский. Он показал, что "непрерывный рост благосостояния населения невозможен без инновационной идеологии экономических реформ".-35,6, Японии-27,5, России-19,1, Германии-16,1, США-В программных документах Президента и Кабинета министров Украины неоднократно отмечалось, что главным фактором устойчивого экономического развития страны могут быть только научно-технические инновации. Развитие инновационной модели структурной перестройки экономики и ее рост, утверждение Украины как высокотехнологичного государства провозглашаются основным принципом государственной политики. К сожалению, на практике этот принцип реализуется непоследовательно. Неудовлетворительное положение с финансированием украинской науки не только резко снижает ее эффективность, но и ставит под угрозу сам факт ее существования. Численность ученых-изобретателей в научно-технической сфере сейчас составляет 13,1 % от уровня начала 90-х годов. Численность изобретений в расчете на 100 тыс. человек населения, которая в 1990 г. в Украине составляла 35,2 (во Франции
Украина по-прежнему остается экспортером сырья и продуктов первичной переработки. В условиях жесткой конкуренции, постоянного падения мировых цен на сырьевые ресурсы, ограниченности запасов сырьевых ресурсов в Украине, по сравнению с Россией и некоторыми другими странами СНГ, экспортные возможности нашей страны сокращаются и в перспективе не могут служить гарантированной основой социально-экономического развития. Следует искать другие, более эффективные пути стабилизации экономики, роста экономических показателей.
|
Стратегия инновационного развития, подчинение ей политики экономических реформ, преобразований в экономике и, наконец, тактики конкретных действий во всех проявлениях экономической жизни общества, и прежде всего в финансово-кредитной, налоговой, инвестиционной сферах, должны стать главным приоритетом развития Украины. Это единственная возможность преодолеть существующий кризис, заложить основы и определить перспективы дальнейшего устойчивого развития страны.
важнейший фактор национальной безопасности государства. Это положение имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Речь идет об обеспечении прежде всего научно-технологической безопасности. Для этого необходим мощный научно-технологический потенциал, позволяющий противостоять любому диктату извне, который ограничивает доступ к передовым технологиям и приводит к разрыву сложившихся технологических цепочек. Особенно велико значение инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. Вместе с тем, интернационализация инновационного потенциала снижает угрозу конфликтов благодаря усилению технологической взаимозависимости стран.-Способность к быстрому восприятию инноваций
10.2 Государственная инновационная политика Украины и ее правовые основы
|
Государственное регулирование инновационной деятельности не только целесообразно, но и крайне необходимо. В переходный период государство выполняет функции регулятора и стимулятора инновационной деятельности, что достигается посредством прямых и косвенных методов ее регулирования.
Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.
Основными принципами государственной инновационной политики являются:
ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;-
определение государственных приоритетов инновационного развития;-
формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;-
создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;-
обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;-
эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;-
осуществление мероприятий по поддержке международной научно-технологической кооперации, трансферу технологий, защите отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижению на внешний рынок;-
|
финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;-
содействие развитию инновационной инфраструктуры;-
информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;-
подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.-
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:
определения и поддержки- приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;
формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;-
создания нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;-
защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности;-
финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;-
стимулирования коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, которые кредитуют выполнение инновационных проектов;-
установления льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;-
поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.-
Центральное место в системе прямого государственного воздействия на инновационный потенциал занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важно также поддерживать рациональное соотношение при финансировании организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовое финансирование), и при выделении средств на разовые конкретные инновационные проекты (целевое финансирование). Большое значение для создания начального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
Эффективность инновационного потенциала существенно повышается при организации конкурсов в распределении бюджетных средств. Для этого создаются специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационного потенциала путем законодательной фиксации статуса научной и инновационной деятельности, защиты прав научных работников, разработки механизмов реализации инновационной политики. Защита прав субъектов инновационной деятельности основывается на законодательных актах по вопросам интеллектуальной собственности и государственной патентно-лицензионной системы. Механизмы санаций и процедуры банкротства для инновационных субъектов должны быть смягчены. Также должно быть ограничено действие антимонопольных механизмов в отношении важнейших инновационных проектов.
Существенным элементом прямой поддержки инноваций является формирование государственной инновационной инфраструктуры путем создания сети центров распространения нововведений и консультаций. Государство способствует также формированию рынка инноваций путем информирования в государственных изданиях о выставках, биржах, ярмарках, конференциях и т.д. Государство само может выступать в качестве агента рынка, например, при покупке и продаже лицензий.
Правовые основы развития инновационной деятельности в Украине составляет система законодательных и подзаконных актов, которые регулируют разнообразные общественные отношения в процессе жизненного цикла инноваций. К важнейшим из этих актов могут быть отнесены следующие:
закон Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.91;-
закон Украины "Об основах государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности" от 13.12.91;-
закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 03.10.92;-
закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" от 16.12.98;-
закон Украины "Об инновационной деятельности" от 04.07.02.-
Согласно закону Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 3 октября 1992 года основной целью создания этих зон названо привлечение иностранных инвестиций, содействие им, активизация совместной с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности, нормализация экспорта товаров и услуг, привлечение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития. В Законе определены типы специальных (свободных) экономических зон. К таким зонам, в частности, отнесены технопарки, технополисы, комплексные производственные зоны, экспертные, транзитные зоны и т.д. По состоянию на июнь 2000 года на территории Украины созданы 11 специальных экономических зон, 9 территорий приоритетного развития и 3 пилотных технопарка, в том числе:
свободные экономические зоны "Сиваш" в Крыму, "Донецк", "Азов", "Славутич", "Яворів", "Порт Крым", "Интерпорт Ковель", "Николаев", "Порто-франко Одесса", курорт-полис "Трускавец";-
специальные режимы инвестиционной деятельности в Донецкой, Закарпатской, Волынской, Житомирской, Луганской, Сумской, Харьковской, Черниговской областях и Автономной Республике Крым;-
технопарки "ИЭС им. Е.О. Патона", "Институт монокристаллов", "Полупроводниковые технологии", "Углемаш".-
Поинициативе Национальной академии наук Украины Верховной Радой Украины 16 июля 1999 года был принят закон Украины "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков "Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника", "Институт электросварки имени Е.О. Патона", "Институт монокристаллов", который установил правовые экономические принципы деятельности созданных по распоряжению Президента Украины технопарков и выполнения ими инновационных проектов.
С целью создания механизма реализации Закона Кабинет министров Украины своим постановлением № 23 от 17 декабря 1999 г. утвердил ряд нормативно-правовых актов, в том числе:
Положение о порядке рассмотрения и утверждения приоритетных направлений деятельности технологического парка;-
Положение о порядке рассмотрения и регистрации инвестиционных и инновационных проектов, которые реализуются по приоритетным направлениям деятельности технологического парка;-
Положение о порядке осуществления контроля за целевым использованием сырья, материалов, оборудования, комплектующих и иных товаров, которые ввозятся в Украину для выполнения инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным направлениям деятельности технологического парка.-
С целью приведения национального законодательства в соответствие с Законом о специальном режиме деятельности технопарков 01.06.2000 был принят закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения", а Кабинет министров Украины своим Постановлением от 26 июня 2000 г. утвердил "Порядок зачисления сумм налогов на специальные счета и их использование технологическим парком".
Для решения оперативных вопросов и обобщения опыта функционирования технопарков создана специальная правительственная комиссия под руководством государственного секретаря Кабинета министров Украины. В состав комиссии входят ответственные представители министерств и ведомств, а также руководители технопарков.
Таким образом, можно считать, что сегодня в Украине создана законодательная и нормативно-правовая база организации и функционирования инновационных структур. Естественно, опыт работы первых пилотных технопарков должен быть учтен при дальнейшем совершенствовании принятых законов и постановлений.
10.3 Международный опыт государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика в промышленно-развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующему:
государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);-
в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;-
государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;-
фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;-
государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.-
с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.-Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);-
вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);-
третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.-
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
создание для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;-
оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;-
поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.-
49,3 %.-разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходованных в США на НИОКР в 1988 г., на долю федерального правительства приходилась почти половина-Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача
а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77 % федеральных затрат на НИОКР.-например, в аэрокосмической области,-договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР-Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.
наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.-Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи,
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли.
20 %.-Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно-развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 года. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25 %, в настоящее время
Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20 % общей суммы затрат на НИОКР.
Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль.