Упаковка и маркировка товаров.




Практическое занятие 18.

Ответы отправлять на электронную почту anika1107@yandex.ru или в Вконтакте https://vk.com/anika1107

Упаковка и маркировка товаров.

Цель работы: ознакомиться с основными видами и функциями маркировки и упаковки, изучить основные требования к маркировке товаров, ознакомиться с законодательной и нормативной базой.

 

Теоретическая часть

Упаковка - включает тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.

Тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.

Классификация тары и упаковки:

1. По назначению: потребительская упаковка (внутренняя) - это флаконы и тубы, коробки, пакеты, банки и транспортная (внешняя) - это ящики, бочки, мешки.

2. По применяемым материалам: деревянная, картонно-бумажная, металлическая, полимерная, стеклянная, керамическая, полиметаллическая, текстильная, комбинированная и др.

3. По функциональному предназначению: потребительская, производственная, транспортная. Отдельная группа - тара-оборудование как специальный упаковочный комплекс, предназначенный для размещения, транспортирования, временного хранения и непосредственной продажи из него товаров.

4. По размерам: крупная и мелкая.

5. По кратности использования: разовая (для однократного использования), возвратная (бывшая в употреблении и используемая повторно) и многооборотная (многократное использование). Возвратная тара отличается от многооборотной прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата для очередного использования.

6. По качеству конструктивного исполнения (по способности сохранять свою форму): жесткая (не меняет своих форм и размеров - ящики из древесины, фанеры, шпона, гофрированного и сплошного картона, а также комбинированные; фляги, бидоны; бутыли стеклянные), полужесткая (менее устойчива и может частично менять свою форму) и мягкая (теряет свою форму после освобождения из-под продукта - тара из бумаги, искусственные и синтетические пленки).

7. По способности противодействовать проникновению воздуха и влаги: герметичная (сборная банка цилиндрической и фигурной формы, штампованная банка и др.; разновидности герметичной тары - пыле-, свето-, жиро, газо- и паронепроницаемая тара) и негерметичная.

8. По конструктивному исполнению: неразборная, разборная, складная и разборно-складная.

9. По наличию крышки или другого укупорочного средства: закрытая и открытая.

10. По соединению: плотная (детали соединены между собой без просветов) и решетчатая (с заданными просветами).

11. По функциональному назначению и особенностям конструктивных исполнений: изотермическая (внутри которой в течение определенного времени сохраняется заданная температура), изобарическая (внутри которой в течение определенного времени сохраняется заданное давление), аэрозольная (это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состояние).

12. По принадлежности и условиям использования: производственная, инвентарная, складская.

13. По составному элементу: каркасная, стоечная, ящичная, сетчатая, коническая и другие.

14. По характеру предназначения: универсальная (применяется для самого широкого перечня продукции) и специализированная (применяется для конкретной, с учетом ее формы и условий хранения и перевозки продукции).

Существует штабелируемая упаковка, которая позволяет укладывать продукцию одну на другую несколькими рядами в устойчивый штабель с учетом ограничений по высоте и весу штабелирования, которые указаны на ней; и нештабелируемая.

Существует также упаковка, называемая мерной и хозяйственно-бытовой.

 

Современные упаковки:

Вакуум-упаковка - герметичная потребительская упаковка, в которой за счет отсоса воздуха создано давление ниже атмосферного.

Пюр Пак, Тетра Пак, Тетра Брик и др. - потребительская тара из коробочного картона с полиэтиленовым покрытием со сварным продольным швом и прямоугольным дном. После заполнения продуктом верх сваривается в виде лепестковой складки по ширине коробки. Рекомендуется для молочной продукции, соков и т.д.

Бутылки ПЭТФ из полиэтилентерафтолата различной вместимости, формы и окраски. Рекомендуется для жидких пищевых продуктов.

Ламистер - алюминиевая фольга, склееная с полипропиленом, используется для кулинарной продукции, изготавливаются банки для пресервов и консервов.

Алюминиевая фольга с лаковым покрытием - упаковывают плавленые сыры, животные жиры и др.

Алюминиевая фольга в комбинации с бумагой - обладает большой механической прочностью и низкой ароматопроницаемостью, благодаря чему используется для упаковки чая и других ароматических продуктов.

 

Требования к различным видам упаковки и тары:

1. требования безопасности:

- защита товара от физико-химических и механических воздействий;

- экологическая безопасность и возможность рециркуляции и регенерации вышедшей из потребления упаковки.

2. требования маркетинга и торговли:

- сохранность и транспортабельность всех видов продукции;

- рациональное использование габаритов и грузовместимости транспортных средств и складских помещений;

- возможность применения средств комплексной механизации при погрузочно-разгрузочных работах;

- повышение качественного уровня организации торговли;

- максимальная информация потребителя о свойствах продукта, условиях его применения, особенностях хранения, перевозки и пр.;

 

Функции тары и упаковки:

1. Упаковка как емкость для продукта.

2. Защитная функция - защита товара от физико-химических и механических воздействий.

3. Многофункциональное использование.

4. Информационная функция - информация потребителя о свойствах продукта, условиях его применения, особенностях хранения, перевозки и пр.

При проведении товароведной экспертизы обращают внимание на вид тары, состояние упаковки и маркировки продукта, которые определяют путем визуального осмотра.

 

Маркировка - нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их описания и указания способов перевозки, обработки и хранения.

В законе РФ «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг» дано следующее определение маркировки - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или на товар, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, для доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Маркировка любого товара регламентируется соответствующим ГОСТом или ТУ на конкретную продукцию, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», законом РФ «О защите прав потребителя».

Классификация маркировки по основным функциям:

1. Отправительская: указывается в виде дроби: в числителе номер места и знак отправителя, в знаменателе - число мест в партии. Также указывается наименование отправителя и получателя и т.д.

2. Транспортная: применяется при использовании бочек, ящиков, мешков, контейнеров, фляг и наносится перевозчиком. Может содержать манипуляционные знаки.

3. Специальная.

4. Товарная.

 

Также условно всю информацию, выносимую на маркировку под-разделяют:

· на основополагающую информацию - наименование товара, наименование предприятия-изготовителя, адрес;

· потребительскую информацию - масса нетто или объем, дата производства, срок хранения, условия хранения, состав сырья, пищевая и энергетическая ценность, рекомендации по использованию, согласованность с МЗ РФ.

· специальную информацию - номер документа, штрих-код, торговая марка предприятия, знак соответствия.

 

Функции маркировки:

1. Информационная.

2. Идентифицирующая.

3. Эмоциональная.

Товарная маркировка может быть производственной и торговой.

Производственная маркировка (наносится производителем) это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товар или упаковку. Носителями производственной маркировки являются этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, кольеретки, штампы, клейма, контрольные ленты и т.д.

Требования к производственной маркировке:

- доступность;

- достоверность;

- достаточность;

- наглядность;

- однозначность текстовых объяснений или рекомендаций;

- четкость текстовых пояснений;

- стойкость к атмосферным явлениям;

- практичность нанесения.

Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом или изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковку или товар. Носителями являются: ценники, товарные и/или кассовые чеки. Отличие от производственной маркировки: выполнение идентифицирующей функции о факте продажи товара и его продавце, без расшифровки информации о самом товаре.

Требования к торговой маркировке регламентируются нормативными актами: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Положение о применении контрольно-кассовых машин», «Правила оформления ценников».

 

Информационные знаки:

Информационный знак - это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных свойств товара. Наносится на упаковку или товар, легко узнаваем, нагляден.

Виды:

- товарные знаки - специальное обозначение, с помощью которого можно отличить товары и услуги одних фирм от товаров и услуг других фирм. Разработка, утверждение и применение товарного знака регулируется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товаров» (1992 г.). Торговая марка и образ, если выносятся на маркировку товара, должны быть зарегистрированы в международном реестре и защищены юридически.

тм или ® - торговая марка зарегистрирована;

© - товарный знак является собственностью фирмы (купля технологии);

è - товарный знак запатентован.

- знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие маркированной им продукции установленным требованиям стандарта, других НД. Разрешение или лицензия на использование знака соответствия выдается органом по сертификации в установленном порядке. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальный знак соответствия - знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации.

В России утвержден общий знак соответствия системы ГОСТ Р, его размеры и символы регламентируются ГСТ Р 50460-92 «Знаки соответствия при обязательной сертификации». Под знаком соответствия ставится код органа по сертификации, например, АЮ19.

Во многих странах также применяют национальные знаки соответствия стандартам: в Германии - DIN, в Австрии - ONORM, во Франции - NF, в Польше - B, в России - РСТ.

Транснациональные знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами (странами определенного региона). Например, знак «СЕN» - Европейского комитета по стандартизации, «CENELEC» - Европейской электротехнической комиссии.

- комплексные знаки - предназначены для информирования о применяемых пищевых добавках.

Е - пищевая добавка, BIO - биологически активная добавка.

- размерные знаки - для обозначения количественных характеристик товара или физических величин. На пищевых продуктах: e - чистый вес (масса нетто) или объем продукта, s,m,x,l - для обозначения размера одежды.

- эксплуатационные знаки - о правилах эксплуатации, способах ухода и наладки товаров.

- манипуляционные знаки - о способах обращения с товаром, наносятся на транспортную тару. Их символика регламентируется ГОСТ 14192 «Маркировка грузов».

- предупредительные знаки - для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально-опасных товарах. å- Хрупкое. Осторожно.; Ý - Верх.

- экологические знаки - для информации об экологической чистоте товаров или экологически безопасных способах эксплуатации, использования и утилизации.

 

 

Штриховое кодирование товаров:

Штриховой код - знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и штрихов. Штрих-код наносится на транспортную или потребительскую упаковку. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. При реализации товаров на внутреннем рынке нанесение штрихового кода является добровольным для производителя.

Наиболее широко распространен на международном потребительском рынке штриховой код EAN, разработанный Международной ассоциацией товарной нумерации. Это 13-ти или 8-разрядный код, состоящий из сочетаний штрихов и пробелов. Каждая цифра - сочетание двух штрихов и двух пробелов. Восьми разрядный код размещают на упаковке продукции с ограниченным местом для печати.

Структура 13- разрядного кода:

ХХ ХХХХХХХХХХХ

1 2 3 4

позиция 1 - код страны, где находится банк данных о стране-производителе товара;

позиция 2 - код фирмы-производителя товара;

позиция 3 - код товара (артикул);

позиция 4 - контрольный знак, обеспечивающий надежность штрихо-вого кода.

Методика расчета контрольной цифры:

1. Складываются цифры, стоящие на четных позициях кода.

2. Результат первого действия умножается на 3.

3. Складываются цифры, стоящие на нечетных позициях кода (кроме контрольной).

4. Складываются результаты 2-го и 3-го действий.

5. Определяется контрольное число, представляющее собой разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.

Практическая часть

 

1. Студентам выдают различные виды упаковки продовольственных товаров. Предлагается изучить потребительскую маркировку продукта, а сделанные выводы о соответствии информации требованиям соответствующих стандартов, ее достаточности и доступности, полученные результаты оформить в виде таблицы:

 

 

Наименование продукта Способ упаковки Информация
Основополагающая Потребительская Специальная
         

2. Студентам выдают различные виды упаковки продовольственных товаров. Студентам предлагается изучить штрих-код продукта и определить страну производителя, рассчитать контрольное число и сделать вывод о достоверности маркировки товара, результаты оформить в виде таблицы:

Код государства Код завода-изготовителя Код товара Контрольная цифра Достоверность
           

Вопросы для самопроверки:

1. Маркировка товаров, функции маркировки. Различия между производственной и торговой маркировкой.

2. Информационные знаки.

3. Штриховое кодирование товаров, назначение.

4. Какие виды информации о товаре вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: