Класс: 4
Тема урока: «Русский Восток»
Цель: создать благоприятные условия для составления у обучающихся представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
2. Воспитание интереса к исполнительской деятельности;
3. Воспитание интереса и уважительного отношения к культуре своего и других народов.
Образовательные:
1. Закрепление и расширение полученных ранее представлений об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с музыкальными образами в творчестве русских композиторов;
2. Формированиеумения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
3. Расширение кругозора обучающихся;
4. Формирование интонационно-образных связей музыки с литературой и изобразительным искусством.
Развивающие:
1. Развитие умения определять характер музыки;
2. Развитие интереса к исполнительской деятельности;
3. Развитиемузыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
ЛичностныеУУД:
1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений М. И Глинки «Персидский хор» и А. И. Хачатуряна «Танец с саблями».
2. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
3. Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения вести диалог с учителем;
2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Оборудование и оформление:
Учебник: Музыка, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина(УМК «Школа России».).
Музыкальное оформление: компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
1. М. И. Глинка «Персидский хор»;
2. А. И. Хачатурян «Танец с саблями».
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская: прослушивание музыкального произведения М. И. Глинки «Персидский хор», А. И. Хачатуряна «Танец с саблями».
Музыкально-исполнительская деятельность: исполнение «Танца с саблями» А. И. Хачатуряна.
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте, ребята.
Проверка готовности.
Слайд
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на Восток, чтобы окунуться в мир восточной музыки. Но прежде чем мы приступим, вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке.
4. Повторение предыдущей темы:
У.: - Итак, а теперь давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? С какой оперой вы познакомились? Назовите ее автора?
Д.: - Опера Глинки «Руслан и Людмила».
У.: - Напомните мне, пожалуйста, что такое опера?
Д.: - Опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр. Слайд.
5. Актуализация знаний:
У.: - Ребята, обратите внимание на слайд, какую фразу вы видите?
Д.: - «Сезам, откройся!»
У.: - А в каких случаях говорят «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения?
Д.: - Волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть. Слайд
У.: -Вспомните, из какой сказки эта фраза?
Д.: - «Али-Баба и сорок разбойников».
У.: - Молодцы! Сегодня это заклинание откроет нам тайну Восточной музыки. Слайд
II. Открытие новых знаний
Вступительное слово учителя
Слайд
У.: На Восток
По горячим пескам и по знойной равнине,
Там, где небо дарит миру восход,
Где отсутствие красок на бледной картине,
Я тебя позову на восток.
И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,
Своё сердце познать и понять эту жизнь,
По нехоженым тайным тропам бедуинов,
К океану, встречая в пути миражи.
У.: - Ребята, прозвучало ли в этом стихотворении какое-нибудь не знакомое для вас слово? Например, вы знаете, кто такие бедуины?
Д.: - Нет.
У.: - Бедуины – это жители арабских стран, которые кочуют по пустыне. Предлагаю вам посмотреть несколько изображений на слайде. Слайд
Работа с учебником
У.: - Откройте учебник на стр. 102-103, внимательно прочитайте текст. Какое произведение мы сегодня послушаем?
Д.: - Оперу М. И. Глинки «Персидский хор»
У.: - Правильно, вы очень внимательны. А теперь найдите в учебнике ответ на вопрос: почему хор восточных девушек в опере Глинки называется именно «Персидский хор»?
Д.: - В основе хора восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».
У.: - Правильно, молодцы!
3. Музыкально-слушательская деятельность. Слайд
У.: - Ребята, а теперь давайте просмотрим фрагмент из этой оперы, чтобы ответить на вопрос, какая эта музыка по характеру.
Просмотр музыкального фрагмента «Персидский хор»
Беседа
У.: - Кто исполняет этот хор?
Д.: - Восточные девушки
У.: - Зачем?
Д.: - Персидские девы манят путников пленительным пением.
У.: - Как им это удается? В чем особенность их пения? Слайд
Д.: - Напевное, неторопливое, мягкое, нежное, убаюкивающее, мечтательное, волшебное, завораживающее…
У.: - Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.Какими вы их видите? Как они двигаются?
Д.: - Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный взгляд…
У.: - Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие картины у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?
Д.: - Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом…